Роль проектно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной компетентности. Организация проектов, исследовательских работ на уровне школы. Участие в муниципальных и региональных исследовательских проектах, конкурсах, олимпиадах по биологии. П
Педагогический совет 06 февраля 2017
Учитель: Асташенкова Юлия Владимировна
Тема выступления:
Роль проектно-исследовательской деятельности в развитии профессиональной компетентности. Организация проектов, исследовательских работ на уровне школы. Участие в муниципальных и региональных исследовательских проектах, конкурсах, олимпиадах по биологии. Предложения.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н. Толстой
Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала. Современный учитель – это, прежде всего, профессионал, глубоко владеющий не только своим предметом, но и последними достижениями науки в области педагогики и психологии, новых образовательных и информационных технологий. От его педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. В связи с этим особую значимость сегодня приобретает именно организация проектно-исследовательской деятельности, так как она оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление педагога, она способствует его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта, способствует развитию имиджа школы, выступает как фактор формирования компетентности учеников.
Для характеристики проектной компетентности особую роль играет набор личностных качеств педагога, таких как : инициативность, ответственность, коммуникативность, толерантность, инновационность, умение анализировать или извлекать смысл из собранных фактов, умение критически осмысливать текущую деятельность, внутренний такт и интуиция.
В ходе применения проектно- исследовательской деятельности в практике учителя, он приобретает такие компетенции:
Когнитивные компетенции- включают развитие интеллектуальных знаний в поиске информации, обобщение её, анализ;
диагностические компетенции- овладение методами для изучения состояния личности и коллектива учащихся, их интересов, потребностей, стремлений;
проектировочные компетенции - определение направлений в воспитательной и образовательной работе, отбор содержаний, форм, способов;
организаторские компетентности -умение ставить цели перед собой и детьми, планировать деятельность с теми, кто будет её осуществлять, оказывать доверие, предъявлять разумную требовательность;
коммуникативные компетенции -установление контакта и взаимопонимания, вера в возможности ребёнка, корректирование межличностных отношений;
рефлексивные компетенции- умение анализировать собственную деятельность на каждом этапе проектирования; находить недостатки, видеть способы их преодоления; учить учащихся анализировать свою деятельность;
творческие компетенции- поиск собственного видения в оформлении проекта или его реализации, представлении, создание условий для творческого развития учащихся.
При использовании данного подхода в образовательном процессе обучение организуется как систематическая исследовательская деятельность, в которой учащиеся занимают инициативную позицию, а учитель позицию партнера-помощника в расширении и освоении ими непосредственно переживаемого опыта. На наш взгляд, в данном случае уместно выражение «Компетентный учитель – компетентный ученик». Черты присущие учителю, в известной мере передаются учащимся, усваиваются ими, становится их чертами характера. Несовершенные способы деятельности учителя могут влиять на образование таких же несовершенных способов деятельности учащихся.
При этом важным является создание условий, стимулирующих педагогов к творческому поиску, достижению максимальных результатов.
информирование педагогических кадров об актуальных проблемах обучения и воспитания;
создание ситуации постоянного творческого общения педагогов как внутри школы, так и вне ее путем организации встреч, научных семинаров, конференций, «круглых столов»;
организационную, педагогическую и содержательную поддержку экспериментальной и инновационной деятельности педагогов;
предоставление педагогам свободы выбора направлений исследований, степени участия и форм научно-исследовательской деятельности (работа в составе проблемных групп, творческих лабораторий, в парах или индивидуально);
консолидацию усилий педагогического коллектива для разработки и реализации научно-исследовательской программы;
обеспечение гласности и объективной оценки результатов научно-исследовательской работы педагогов (творческие отчеты, участие в научно-практических конференциях и т.п.);
создание системы педагогического стимулирования проектно-исследовательской деятельности.
Нормативно-правовое обеспечение исследовательской деятельности.
В результате применения проектно- исследовательской деятельности в практике педагога ученик овладеет компетенциями
Роль учителя
Учитель должен: создать мотивацию; создать образовательную среду; определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; организовать работу (в группах, индивидуально); владеть способами организации обсуждения в группах, методами исследования; консультировать; иметь критерии объективной оценки.
Задачи руководителя проекта
Выбор темы проекта
Определение аппарата исследования
Сбор материалов
Обсуждение и анализ полученных данных
Оформление проекта
Подготовка учащихся к защите проекта
Памятка для руководителя проекта
«Подходите к этой работе творчески! Не сдерживайте инициативу учащихся. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите действовать самостоятельно! Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помните: лучше 10 раз похвалить, чем один раз ни за что раскритиковать Учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. Старайтесь обучать умениям анализировать, синтезировать, классифицировать полученную информацию. Не забывайте о воспитании».
Какие трудности возникают при организации проектной учебной деятельности на уроке:
Из поля зрения выпадает слабый ученик;
Трудно оценить степень участия каждого участника проекта;
Затруднен контроль всех этапов работы;
Сложно связать все части проекта воедино;
Компетенции, которыми овладевает ученик, виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для повышения эффективности процесса освоения педагогами исследовательской функции целесообразно предложить следующие управленческие рекомендации(предложения):
внедрить проектно-исследовательскую деятельность в практику педагогов и использовать данный метод во внеурочное время;
оборудовать учебные кабинеты материально-техническим оснащением
(ПК, мультимедийный проектр, принтер, интнрнет - ресурсы и т.д.)
создать положительную мотивацию учителя к освоению проектно- исследовательской педагогической деятельности через погружение в развивающую, инновационную, толерантную среду, призвать к активному профессиональному саморазвитию;
стимулировать творческое сотрудничество учителей;
организовать обучение педагогов технологии реализации проектно-исследовательской функции;
активно использовать различные способы социально-педагогической поддержки учителя на всех этапах освоения и проектной деятельности;
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515