Доклад на Международном Дне Балтийского моря Экологическое воспитание и образование в школе
Международный День Балтийского моря, март 2012 г
Экологическое воспитание и образование в МОУ «Толмачевская средняя школа» Лужского района Ленинградской области
Шевцова Юлия Игоревна,
учитель химии, биологии,
зам. директора по воспитательной работе
МОУ «Толмачевская средняя школа»
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Сегодня человечество вынуждено решать глобальные экологические проблемы и вырабатывать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечила бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее позитивное развитие общества и биосферы в целом. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам: о сущности человека, о его роли и назначении в мире, о тенденциях в развитии культуры, о взаимоотношениях Человека и Природы.
Потребительское отношение человека к природе сложилось отнюдь не в наше время. Оно возникло с его появлением на свет. Ныне едва ли встретишь сколько-нибудь значительный клочок земли, где бы человек в той или иной мере не нарушил бы экологические связи.
Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей, извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставших жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, - это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Сейчас жизнь ставит перед нами учителями задачу развития личности ребенка, школьника, как непрерывный процесс. Проблема личностного развития школьника как единого целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры.
Экологическое воспитание и образование важно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Как показывает практика, формировать у подростков напрямую ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему здоровью – малоэффективно. Для них эти задачи слишком абстрактны и малозначны.
Добиться воспитания названных качеств реальнее, если идти к этому косвенным путем, используя подростковую потребность в самосознании.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел к выводу, о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры учащихся является организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, и всестороннее, творческое развитие личности, воспитание экологической культуры.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явления с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения целей – учебно – исследовательская деятельность детей.
В ходе её учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук, способствующих решению экологических задач.
При выполнении комплексных экологических проектов в качестве консультантов привлекаются ученые высших учебных заведений. Контакты школьников с различными организациям, получением от них конкретных заданий, информации, помощь в решении местных проблем формирует у детей чувство сопричастности заботам родного края и ответственность за его благополучие.
Формы работы:
лабораторные и практические работы на уроках химии, биологии, экологии;
выполнение экспериментов на предпрофильных курсах по химии в 8, 9 классах;
исследовательская деятельность на профильных курсах по химии в 10, 11 классах;
научно – исследовательские эксперименты на кружках и во внеурочной деятельности;
работа в школьном проекте «Экологические инициативы»;
участие в районном проекте «Родники Лужского района»;
работа школьного научного общества;
экологическая деятельность в школьном летнем лагере;
участие в Межрегиональной акции «Малым рекам Ленинградской области – жить!».
Школьный проект «Экологические инициативы»
ЦЕЛЬ: изучить местные экологические проблемы и практически содействовать их решению.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомиться с основами российского законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ;
2. Способствовать выявлению нарушений экологического состояния водных объектов, воздушной среды, почвы и др. и разрабатывать мероприятия по устранению выявленных нарушений;
3. Ознакомиться с методами проведения социологических исследований;
4. Освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА:
Охрана водоемов, воздуха, почвы, ООПТ – составная часть охраны окружающей среды и законодательно регулируется государством;
Решение экологических проблем может быть эффективным только при участии различных специалистов (законодательной и исполнительной власти, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
Выявляется проблема;
Осуществляются инструментальные исследования объекта, на котором обнаружена проблема;
Затем анализируются;
Выявляются варианты решения;
Выбирается решение;
Реализуется решение;
Анализируются последствия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельность работы над проектом;
Актуальность и значимость темы;
Полнота раскрытия темы;
Оригинальность решения проблемы;
Артистизм выразительного выступления – презентации;
Использование средств наглядности;
Глубина исследования проблемы;
Оригинальность предложенных решений;
Качество выполненного проекта;
Убедительность презентации.
ОБЩИЙ ДЕВИЗ ИНИЦИАТИВ: «СОЗИДАЯ СЕБЯ, СОЗИДАТЬ ПРИРОДУ»
Проект способствует развитию активности и самостоятельности детей в решении экологических проблем, а так же включает в себя варианты экологической деятельности, инициированной самими детьми.
Любой ученик школы может в нем участвовать. Проект включает в себя научно – исследовательскую работу, проектную деятельность и принятие мер для устранения выявленных нарушений. К каждой работе готовится мультимедийная презентация. Проекты, как правило, долгосрочные, ребята разрабатывают их несколько лет, но есть и небольшие, краткосрочные проекты. На данный момент в проекте задействованы учащиеся с 6 по 11 класс, не всем удается подготовить свой проект, но поучаствовать, помочь другим это удается многим.
Темы исследовательских и проектных работ:
Комплексное исследование реки Черной;
Биоиндикация реки Луги;
Характеристика экологического состояния озера Зеленого;
Оценка состояния воздуха п. Толмачево;
Комплексное исследование парка п. Толмачево;
Питьевая вода п. Толмачево;
Страна моя родниковая;
Кислотность почв;
Осторожно нитраты и др.
ПРОЕКТ «МАЛЫМ РЕКАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ – ЖИТЬ!»
Этот проект связан с региональной эколого – образовательной акцией.
Одним из основных направлений экологического образования является формирование экологически целесообразных умений, способствующих углубленному пониманию экологической ситуации и определению возможных путей ее улучшения. Решающая роль в этом процессе принадлежит экологическим акциям.
В ходе акции учащиеся включаются в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую: привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, возможность самореализации каждого из участников акции, формирование чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.
Мы участвуем в региональной акции «Малым рекам Ленинградской области – жить!». Изучаем малые реки нашего региона. В этой акции участвует огромное количество школьников из разных районов области.
Цель акции: формирование гражданской позиции и ответственного отношения школьников к окружающей среде, базирующихся на системных знаниях о проблемах малых рек, умениях оценивать состояние системы «водосбор - водоток», навыках по оздоровлению природной среды.
Достижение поставленной цели обеспечивается комплексным решением образовательных, воспитательных и практических задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Изучение методов оценки нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам (на примере малых рек).
Изучение последствий для различных компонентов природной среды нарушений экологических требований.
Изучение методов оценки состояния системы водосбор – водоток (на примере малых рек).
Изучение возможностей улучшения состояния и восстановление природных систем на исследуемой территории.
Изучение правил техники безопасности при проведении исследовательских работ и природовосстановительной деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формирование у участников акции правильного отношения к поставленной экологической проблеме.
Формирование экологически грамотного поведения участников акции.
Формирование у участников акции активной жизненной позиции и ответственного отношения к окружающей среде.
Пропаганда среди населения знаний о последствиях для различных компонентов природной среды нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Развитие умений по регистрации нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам.
Развитие умений по оценке экологического состояния водного объекта.
Развитие умений по выполнению картографических работ.
Развитие умений по информационному обеспечению экологической ситуации.
Развитие умений по обработке информации.
Развитие умений по оценке результатов экологической акции.
Развитие умений по выработке рекомендаций по оздоровлению водного объекта (на примере малых рек).
Развитие умений по пропаганде экологических знаний среди населения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Формирование и выработка навыков экологически целесообразной деятельности в природе.
Формирование навыков по определению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
Выработка навыков по улучшению состояния окружающей среды и организации общественного экологического контроля.
В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Выход исследовательских групп (участников акции) на предварительно определенные маршруты, проходящие вдоль малых рек, с целью выявления нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам и оценки экологического состояния водосборов.
Подготовка и передача писем – обращений виновникам нарушений и в районные администрации.
Проведение природовосстановительных работ на исследуемой территории.
Освещение результатов акции через средства массовой информации.
Осуществление среди учащихся школ и населения пропагандисткой деятельности по результатам акции.
Подведение итогов акции с участием представителей природоохранных структур, общественности и средств массовой информации.
Осуществление общественного экологического контроля по результатам проведенной акции.
РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ В СОСТАВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП:
Общественных инспекторов охраны природы.
Экологов исследователей.
Картографов (топографов).
Журналистов (фоторепортеров).
Для достижения цели проводится ряд экспедиций.
Такая работа приносит заметные результаты: у школьников формируется экологическое сознание и ответственное отношение к окружающей среде. Дети создают проекты, которые нацелены на улучшение экологической обстановки в своем поселке, регионе. А так же ведут большую просветительскую работу через районную газету и выступая на конкурсах, конференциях разного уровня.
АКЦИЯ «БОЛЬШЕ КИСЛОРОДА»
Два года мы участвуем во всероссийской акции «Больше кислорода». Толмачевское городское поселение выделило нам участок земли, который мы используем как питомник для посадки саженцев сосны и ели.
Межрегиональная общественная экологическая организация «ЭКА» при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Министерства образования и науки Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и ОАО «Фаберлик» проводит экологическую программу по организации питомников при учебных заведениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках межрегиональной программы «Больше кислорода». Актуальность реализации программы связана со стремительным развитием негативных тенденций в сфере экологии. Так, при норме в 22% среднее содержание кислорода в воздухе крупных городов России – 17%, ежегодно от лесных пожаров в России гибнет 1-2 млн. гектар леса, в системе среднего образования фактически отсутствуют программы, прививающие детям экологические ценности.
Цели:
- улучшение экологической ситуации в регионе путем высадки деревьев;
- формирование экологического сознания учащихся;
- привлечение внимания широкой общественности к экологическим проблемам региона.
В школе ведется большая научно – исследовательская работа во время элективных курсов и во внеурочной деятельности.
Научно – исследовательские работы учащихся ежегодно побеждают на областных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.