Методическая разработка раздела программы по математике
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Аттестационная работа на высшую категорию
Методическая разработка раздела учебной программы
Тема разработки: «Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000». (Математика 3 класс.)
Выполнил:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 Шахунского района
Костина Анна Владимировна
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж 9 лет
Стаж работы учителем начальных классов 9 лет
Контактный телефон: 8-904-783-98-41
Н.Новгород
2014
Оглавление стр.
Пояснительная записка 3
Цели, задачи раздела 4
Психолого-педагогическое обоснование 5
Ожидаемые результаты освоения раздела программы 7
Используемые образовательные технологии, методы, формы
организации деятельности учащихся 7
Система знаний и система деятельности 10
Контроль и коррекция результатов по разделу 11
Календарно-тематическое планирование по разделу 12
Разработка урока 18
Список литературы 23
Пояснительная записка.
Методическая разработка раздела учебной программы по предмету математика 3 класс и его раздела « Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000» составлена на основе Государственной программы для начальных классов « Начальная школа 21 века». Руководитель программы Н.Ф.Виноградова. В комплект «Начальная школа 21 века» входят учебники и учебные пособия нового поколения. В нем учитываются возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала. Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» гарантирует достижение положительных результатов и обеспечивает слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый процесс образования. Учебники данной системы соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Курс математика здесь представлен автором В.Н.Рудницкой. В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению – не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы : анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирование такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих разделы, для каждого из которых отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения.Формирование у школьников вычислительных навыков является одной из главных задач начального курса математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как для дальнейшего обучения школьников, так и для их практической жизни. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени.
В курсе математики начальной школы и в целом в математической подготовке младших школьников занимает исключительно важное место тема «Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000». Главная задача в работе над данной темой состоит в том, чтобы, сформировать у учащихся полноценные вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычисления. Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.
В разделе рассматриваются различные приемы вычислений. Важно приучить детей всматриваться в условия примера, выбирать в соответствии с его особенностями наиболее рациональный путь решения. Необходимо вооружить учащихся знанием важнейших свойств действий, на которых основаны многие из рассматриваемых в разделе вычислений, научить детей самостоятельно искать и находить способ решения применительно к каждому конкретному случаю.
Цели и задачи раздела.
Цель:
развитие навыка письменных приемов выполнения умножения и деления на двузначное
число в пределах 1000.
Задачи:
образовательная: способствовать формированию письменных приемов выполнения умножения и деления на двузначное число в пределах 1000 через открытие детьми новых способов деятельности; формировать готовность к самоконтролю и самоанализу через осознание детьми своих действий, результатов и способов анализа условий задач;
развивающая: развивать произвольное внимание, творческое мышление, устную и письменную речь через предметные знания и задания;воспитательная: заинтересовать математикой как наукой, воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и сотрудничество в группе.
Психоло - педагогическое обоснование.
Построение процесса обучения ориентировано на развитие психических функций и освоения младшими школьниками учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует конкретные операции. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Их отличает осознанность и произвольность. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии основ понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. И как результат, у ребенка появляется рефлексия - осознание детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи.
Имеет свою специфику и развитие восприятия. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок путает похожие по написанию буквы и цифры. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если в начале обучения у ребенка было анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающий интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо прослеживается при описании детьми картан. Недаром еще А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет - стадией описания. Позже, после 9 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации).
Память развивается в двух направлениях - произвольность и осмысленность. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, но они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. Школьники способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-2- минут, Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль над процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. Разные дети внимательно по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одно задание, но быстро перейти к следующему им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности -нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате изучения раздела «Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000» учащиеся должны
ЗНАТЬ:
Алгоритм умножения на двузначное число.
Алгоритм деления на двузначное число.
УМЕТЬ:
Выполнять умножение на двузначное число устно и письменно.
Выполнять деление на двузначное число устно и письменно.
Составлять простейшие числовые выражения (произведение, частное).
Применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений.
Используемые образовательные технологии, методы и формы организации деятельности учащихся (с обоснованием).
На уроках математики, а в частности при изучении раздела «Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000» используются элементы:
1. Проблемного обучения.
Возникновение проблемной ситуации.
Осознание сущности затруднения.
Нахождение способов решения.
Доказательство правильности выбора способа решения.
Проверка правильности решения проблем.
2. Технологии критического мышления.
Побуждение к работе с новой информацией.
Вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
Бесконфликтный обмен мнениями.
Получение информации по теме.
Классификация полученной информации по категориям знания.
3. Технологии дифференцированного обучения.
Дифференциация заданий по уровню различия познавательной деятельности.
Дифференциация заданий по уровню трудности учебного материала.
Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности учащихся.
Дифференциация заданий по характеру помощи обучающимся.
4. Игрового обучения.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебной деятельности вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактической игры в разряд игровых.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
5. Здоровьесберегающей технологии.
Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания).
Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
6. Технологии групповой деятельности.
Уровень актуального развития или способностей.
Разные способности и знания.
С разными функциями «лидер», «генератор идей».
По взаимному выбору.
На основе расчета: первый, второй, третий и т.д.
По желанию учащихся.
7. Технологии развивающего обучения.
Учитель создает проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать опыт учащихся.
Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися.
Создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использовать в ходе урока дидактический материал.
Оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
Для осуществления целостного подхода в обучении используются методы:
I. По источнику получения знаний:
1. Словесные:
беседа (индивидуальная и фронтальная)
рассказ
собеседование с классом или группой
работа с книгой.
2. Наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, моделей
использование технических средств
просмотр презентаций.
3. Практические:
практические задания
упражнения (устные и письменные)
дидактические игры.
II. По степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный
иллюстративный
проблемный
частичнопоисковый.
Используемые формы проведения занятий:
урок
викторина
КВН
домашнее задание
Система знаний и система деятельности.
В результате обучения у учащихся формируются знания о способах умножения и деления на двузначное и число; умение пользоваться алгоритмами.
Система деятельности включает:
1. Познавательная деятельность:
- классификация
-анализ
- синтез
- обобщение.
2. Преобразующая деятельность:
- постановка задач
- методы решения этих задач
- способы действия
3. Общеучебная деятельность:
- саморазвитие
- способы поиска новой информации
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
4. Самоорганизующая деятельность:
- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания
- самооценка и самоконтроль.
Контроль и коррекция результатов по разделу.
Приоритетной задачей каждого учителя в процессе обучения – добиться надежного усвоения знаний учащимися, сформировать умения и навыки. Составной частью в процессе обучения выполняющей функцию обратной связи учителя и ученика является контроль. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить, на каком уровне сформированы знания и умения учеников. Контроль должен выявлять уровень развития учащихся.
Если контроль показал отсутствие или слабое усвоение знаний по той или иной теме, учитель должен проанализировать и свою работу: правильность выбора учебного и дидактического материала, методов, организации учебного процесса, учета возможностей класса и каждого ребёнка.
При изучении раздела «Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000» используется текущая проверка, устный опрос (фронтальный, индивидуальный), самостоятельная работа, тематическая контрольная работа.
Текущая проверка. Его назначение заключается в получении информации о качественном усвоении материала на отдельных этапах учебного процесса. Включение в урок технологию текущего контроля побуждает у учащихся постоянно быть готовым отвечать на вопросы и выполнять задание.
При фронтальном опросе на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы (как правило, с места) дают многие учащиеся. Этот вид опроса учащихся удачно сочетается с задачами повторения и закрепления пройденного материала, при умелом его использовании за сравнительно небольшое время позволяет осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса. Нередко фронтальный опрос принимает форму оживленной беседы, в котором активно участвуют все учащиеся класса.
Индивидуальный опрос имеет своей целью основную проверку знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Учащиеся вызываются, как правило, к доске хотя возможны ответы и с места, если не требуется записи, за которой должен следить класс, или использовать наглядные пособия. В содержание ответа может включаться объяснение теоретического материала. При индивидуальном опросе обращается внимание на обстоятельный и осознанный ответ учащихся, логичность его осуждений, доказательность выдвигаемых положений, умение практически применять усвоенные знания. Учитель устанавливает систему опроса. Она не должна быть трафаретной и неизменной, в противном случае она не достигает цели, т.к. потеряется элемент неожиданности для учащихся. Опрос не должен отнимать большую часть времени урока (за исключением специальных уроков проверки знаний), и поэтому целесообразно сочетать его с другими звеньями процесса обучения, особенно с повторением изученного материала и закреплением. Чрезвычайно важно привлечь внимание всех учащихся класса к ответу товарища, обеспечить их активное участие в этой части урока, которая отведена опросу. Достигается это таким приемами, как постановка вопроса (или задания) всему классу, а затем вызов для ответа намеченного ученика, привлечение всех учащихся к комментированию отдельных положений, оригинальных способов выполнения упражнений и т.д. практически, таким образом, индивидуальный опрос сочетается с фронтальным.
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Тематическая контрольная работа, как правило содержит несколько заданий по одной теме и проводятся после изучения крупной темы. Ее цель-выявление учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировка процесса обучения.
Календарно - тематическое планирование по разделу.
№ урока 1
Тема урока Умножение вида: 23 х 40.
Цели урока Формирование у учащихся алгоритма письменного умножения на двузначное число вида: 23 х 40.
Задачи урока - составить алгоритм умножения вида: 23 х 40;
- совершенствовать умение использовать переместительный закон умножения;
- развивать математическую речь;
- воспитывать интерес к математике.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, объяснительный.
Формы контроля Текущая проверка.
Домашнее задание № 418. По желанию № 423(задание повышенной сложности)
№ урока 2
Тема урока Умножение вида: 23 х 40.
Цели урока Формирование у учащихся алгоритма письменного умножения на двузначное число вида: 23 х 40.
Задачи урока - учить выполнять умножение вида: 23 х 40;
- развивать память и творческое мышление;
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Тип урока Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения Словесный, практический.
Формы контроля Фронтальный опрос.
Домашнее задание № 429, сильным ученикам дополнительное задание на карточках.
№ урока 3
Тема урока Умножение вида: 23 х 40.
Цели урока Закрепление у учащихся вычислительного навыка умножения на двузначное число вида: 23 х 40.
Задачи урока - закреплять вычислительные навыки умножения на двузначное число вида: 23 х 40.
- развивать произвольное внимание, скорость мышления и математическую речь.
- Содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, аккуратности, старательности.
Тип урока Закрепление изученного.
Формы организации учебной деятельности Групповая, парная, игровая.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы контроля Самостоятельная работа.
Домашнее задание № 432, по желанию № 433 (задание повышенной сложности)
№ урока 4
Тема урока Умножение на двузначное число.
Цели урока Составление алгоритма умножения на двузначное число.
Задачи урока - совершенствовать умение выполнять умножение столбиком;
- составить алгоритм умножения на двузначное число;
- развивать математическую речь, умение пользоваться алгоритмом.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, объяснительный.
Формы контроля Текущая проверка.
Домашнее задание № 436 (1,2 столбик),№ 447 (для сильных учеников)
№ урока 5
Тема урока Умножение на двузначное число.
Цели урока Формирование умения пользоваться алгоритмом и логическими рассуждениями.
Задачи урока - совершенствовать умение выполнять умножение столбиком;
- развивать внимание, мышление, математическую речь;
- воспитывать у учащихся стремление к активному познанию.
Тип урока Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения Словесный, наглядный, проблемный, практический.
Формы контроля Фронтальный опрос.
Домашнее задание № 451
№ урока 6
Тема урока Умножение на двузначное число.
Цели урока Формирование вычислительного навыка умножения на двузначное число.
Задачи урока - совершенствовать умение выполнять умножение столбиком;
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, внимание;
- содействовать воспитанию внимательности, аккуратности.
Тип урока Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности Групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический.
Формы контроля Самостоятельная работа.
Домашнее задание № 453 (повышенной сложности), № 454.
№ урока 7
Тема урока Умножение на двузначное число.
Цели урока Закрепление вычислительного навыка умножения на двузначное число.
Задачи урока - закреплять вычислительные навыки умножения на двузначное число;
- Содействовать развитию логического мышления;
- Содействовать развитию у детей умений и навыков общения через парную и групповую работу;
- способствовать воспитанию интереса к математике через использование игровых приемов.
Тип урока Закрепление изученного.
Формы организации учебной деятельности Групповая, парная, игровая.
Урок – путешествие.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, иллюстративный.
Формы контроля Индивидуальный опрос.
Домашнее задание № 446, № 460 по желанию, за доп. оценку..№ урока 8
Тема урока Деление на двузначное число.
Цели урока Составление алгоритма деления на двузначное число.
Задачи урока - составить алгоритм деления на двузначное число;
- совершенствовать умение выполнять деление столбиком;
- содействовать развитию логического мышления
- содействовать развитию у детей умений и навыков общения через парную работу
- содействовать воспитанию у учащихся стремление к активному познанию действительности.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности Фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, объяснительный.
Формы контроля Текущая проверка.
Домашнее задание № 463 (3, 4 столбик), № 477.
№ урока 9
Тема урока Деление на двузначное число.
Цели урока Формирование умения решать примеры на деления трехзначного числа на двузначное
Задачи урока - совершенствовать умения решать примеры на деления трехзначного числа на двузначное столбиком;
- развивать скорость мышления, внимание, память;
- формировать умение пользоваться алгоритмами;
- воспитывать навыки коллективного труда через групповую работу.
Тип урока Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности Групповая, игровая.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, проблемный, объяснительный.
Формы контроля Фронтальный опрос.
Домашнее задание № 480, № 482 (повышенной сложности) – по желанию.
№ урока 10
Тема урока Деление на двузначное число.
Цели урока Формирование умения решать примеры на деления трехзначного числа на двузначное
Задачи урока - совершенствовать умения решать примеры на деления трехзначного числа на двузначное столбиком;
- способствовать развитию вычислительных навыков через предметные знания и задания;
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности через развитие индивидуальных способностей.
Тип урока Комбинированный.
Формы организации учебной деятельности Фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический, объяснительный.
Формы контроля Самостоятельная работа.
Домашнее задание № 471
№ урока 11
Тема урока Деление на двузначное число.
Цели урока Закрепление вычислительного навыка деления на двузначное число.
Задачи урока - закреплять вычислительные навыки деления на двузначное числ;
- развивать внимание, память, творческое мышление, математическую речь;
- способствовать воспитанию интереса к математике через использование игровых приемов.
Тип урока Закрепление изученного.
Формы организации учебной деятельности Урок - КВН
Методы обучения Иллюстративный, словесный, практический.
Формы контроля Индивидуальный опрос.
Домашнее задание № 491.
№ урока 12
Тема урока Контрольная работа на тему «Умножение и деление на двузначное число».
Цели урока Определение уровня усвоения учебного материала по теме «Умножение и деление на двузначное число»
Задачи урока проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение и деление на двузначное число»
содействовать развитию у детей умений самоконтроля учебной деятельности
воспитывать навыки самостоятельности, внимания, аккуратности
Тип урока Урок проверки знаний, умений и навыков.
Формы организации учебной деятельности Индивидуальная
Методы обучения ________________________________
Формы контроля Тематическая контрольная работа.
Домашнее задание _________________________________
Разработка урока.
Тема урока: Умножение и деление на двузначное число.
Тип урока: Закрепление изученного.
Цель урока: Закрепление вычислительного навыка умножения на двузначное число.
Образовательная: закрепить вычислительные навыки умножения на двузначное число;
Развивающая: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание.
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к математике через использование игровых приемов.
Структура урока и хронометраж:
Организационный момент – 2 мин.
Этап сообщения темы и целей урока – 3 мин.
Этап повторения изученного материала
и использования полученных знаний – 25 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Этап систематизации и обобщения знаний – 10 мин.
Этап информации учащихся о домашнем
задании и инструкции по его выполнению – 3 мин.
_________________________
45 минут.
Ход урока Дидактическое
обеспечение и
теоретическое
обоснование Прогнозируемый
результат и
возможные
затруднения
1 этап. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Задачей организационного момента является обеспечение психологической подготовки к уроку через доброжелательный тон учителя, организацию внимания всех учащихся. Обеспечивается спокойная обстановка для работы на уроке. Дети отвечают на приветствие учителя. Возникает доброжелательный настрой учащихся на урок, готовность к уроку: внутренняя организация, сосредоточенность.
2 этап. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня к нам на урок пришел Знайка - Математик, и мы вместе с ним отправляемся в необычное путешествие по стране «Математика». И если мы правильно выполняем задание, то Знайка - Математик проходит одно звено ломаной. Мы должны его довести до конца.
-Как и в любом путешествии, нам понадобятся смекалка, взаимовыручка, терпение и, конечно, ваши математические способности, полученные на предыдущих уроках.
-Прочитайте тему нашего урока.
-Чем же будем сегодня заниматься на уроке?
-Наше путешествие началось.
Учебно-воспитательная задача этого этапа – организовать и направить познавательную деятельность учащихся. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить детей формулировать цели урока.
Познавательный интерес развивается через новизну, использование игровых компонентов.
Решать примеры, задачи , с помощью действия умножения.
3 этап. Повторение изученного материала и использования полученных знаний
Устный счет.
-Первое задание – разминка для ума.
Задача.
В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое место. Саша обогнал Диму на 39 с., но отстал от Васи на 41 с. Андрей был впереди Васи на 12 с., но отстал от победителя на 13 с.
В каком порядке финишировали мальчики и с каким отставанием от победителея?
-Следующее задание. Догадайся! Какие знаки дествий нужно вставить, чтобы получились верные равенства. На доске:
9…9…72 = 9
(16…7)…8 = 72
6…(11…2) = 54
3…9…9 = 36
4…9…18 = 18
(16…7)…3 = 27
- Молодцы, хорошо справились с заданием, и наш Знайка - Математик прошел первое звено ломаной.
Задача - активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Развивать память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции.
2 м. – Андрей (13 с.)
3 м. – Вася (25 с.)
4 м. – Саша (66 с.)
5 м. – Дима (105 с.)
9 * 9 - 72 = 9
(16 - 7) * 8 = 72
6 * (11 - 2) = 54
3 * 9 + 9 = 36
4 * 9 - 18 = 18
(16 - 7) * 3 = 27
Решение примеров.
- Второе задание Знайки - Математика – Найди значение выражений. Оно потребует от вас точности и внимания.
-Но прежде чем приступить к этому заданию, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
- А теперь открываем учебники на странице 98 № 443.
- Задание выполняем самостоятельно.
1 ряд – 1 и 2 выражение.
2 ряд – 3 и 4 выражение.
- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте вычисления соседа.
- Теперь еще раз сравните свои ответы с доской.
Вывешивается на доску 110, 62, ,171, 81.
- И с этим заданием вы справились, нашему Знайке - Математику можно продвинуться дальше.
Закрепление вычислительных навыков умножения на двузначное число.
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Проверка написанного при помощи слияния с образцом. Ребята оформляют запись в тетрадях.
Взаимопроверка.
Взаимопроверка.
4 этап. Физкультминутка.
Мы устали чуточку
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Развитие двигательных навыков через двигательно-речевые упражнения. Делают зарядку.
5 этап. Систематизация и обобщение знаний
Решение задач.
- Второе задание Знайки - Математика – это решить задачу.
- У вас на столах лежат карточки с текстом задачи.
В течение трех недель Катя учила ежедневно по 13 английских слов. Следующие две недели она учила по 18 английских слов каждый день. Сколько слов выучила Катя за 5 недель?
- Прочитайте ее внимательно.
- Что известно в задаче?
- Что требуется узнать?
- Сколько недель учила слова Катя?
- Сколько дней в неделе? По сколько слов Катя учила в первые 3 недели? В следующие 2 недели? Запишите краткую запись. (Один ученик работает у доски).
-Для некоторых ребят я приготовила карточки – помощники. Они лежат у вас на столе.
21 день – по 13 сл.
14 дней – по 18 сл.
Всего - ? сл.
- Можно ли эту задачу решить разными способами? (Нет).
- Какой вывод мы можем сделать?
- Вот мы выполнили третье задание Знайки - Математика и он может пройти следующее звено ломаной. Формирование умения решать задачи .Развитие аналитического и логического мышления.
Дифференцированный подход. Ребята оформляют запись в тетрадях.
Учащиеся учатся анализировать и делать выводы.
Ребята делают вывод, что задача решается одним способом.
Работа с геометрическим материалом.
-Нас ждет следующее задание на странице 100 - 101 № 458, 459, 460(1, 2)
- Чтобы правильно выполнить это задание, что нужно вспомнить?
- Выполняем это задание.
- Задание выполнено, и Знайка - Математик может передвинуться вперед на одно звено. Вот и закончилось путешествие Знайки - Математика, но у него осталось еще веселое задание, которое будет в том случае, если правильно подсчитать путь по ломаной.
-Из скольких звеньев состоит ломаная?
- вычислите длину ломаной, если:
1 звено – 25 см,
2 звено – 34 см,
3 звено – 47 см,
4 звено – 52 см.
- А вот и веселый подарок Незнайки.
- Какое лицо должно быть на месте знака вопроса?
Познавательный интерес развивается через новизну, использование игровых компонентов.
Развитие логического мышления. -Нужно вспомнить, что такое ломаная и прямая, а также деление окружности на части.
Учащиеся выполняют построение.
- Из 4.
- 158 см.
Ребята рисуют лицо в тетради.
6 этап. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
Дома вы решите примеры и выполните проверку на стр. 99 № 446.
Кто желает получить дополнительную пятерку, тот выполнит задание на стр. 101 № 460
Какое задание вам понравилось больше всего?
Кому трудно было на уроке?Знайка - Математик наблюдал за вами весь урок. Ему понравились следующие ребята.
Очень жаль, что путь недолог,Возвращаться нам пора, Но на следующем уроке,Вновь продолжится игра!
Урок окончен. Спасибо за работу на уроке. Дифференцированное домашнее задание дает возможность вспомнить изученный материал.
Учитель нацеливает детей на осознанное выполнение домашнего задания, разъясняет методику его выполнения, благодарит за урок.
Этот этап подводит итоги урока и повышает уровень осмысления изученного материала.
Создание ситуации успеха. Ребята открывают дневники и записывают домашнее задание.
Выслушиваются ответы учащихся.
Затруднений при выполнении домашнего задания не будет.
Список литературы.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». – М.: Вентана-Граф, 2009.
Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. И.Ю.Кулагина Издание третье.-М.: Издательство УРАО, 1997
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.
Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.-2-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
Рудницкая В.Н.
Математика в начальной школе: проверочные и контрольные работы/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.-2-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2011.
Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой/ авт.-сост. Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель, 2011.
Рудницкая В.Н.
Математика: 3 класс: методика обучения/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.-2-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2010.
www.niro.nnov.ruhttp://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=271