Рабочая программа факультатива Язык в речевом общении, русский язык (8 класс)
Рабочая учебная программа факультатива по русскому языку
«ЯЗЫК В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ»
8 класс
Составлена на основе программы
Министерства образования Российской Федерации
(автор программы С.И. Львова
Издательство М.: Мнемозина, 2008)
Рабочую программу составила:
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
Соколова Анна Геннадьевна
Пояснительная записка
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Насущной является необходимость широко распространять научные знания, культивировать лучшие национальные традиции и формы доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет нуждается в активном изучении, описании, сохранении.
В основе факультативного курса «Язык в речевом общении» лежит учебно-методическое пособие, содержащее авторскую программу С.И. Львовой «Речевой этикет». – М.: Вентана-Граф, 2008. – 80 с. (Библиотека учителя).
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать).
Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными коммуникативными умениями, но и соблюдения правил речевого поведения, поэтому программа уделяет большое внимание развитию навыков использования правил русского речевого этикета.
Цель курса – совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
Задачи курса:
развитие способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово;
развитие умения грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной форме собственные мысли, учитывая условия общения;
научить элементам языкового анализа устной речи;
развитие навыков использования правил русского речевого этикета.
Формы организации работы учащихся носят деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самоконтроля.
Курс 8 класса строится на знакомстве с основными правилами русского речевого этикета (35 часов).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Язык как средство общения (2ч)
Язык, его основные единицы.
Гипотезы происхождения языка. Вопрос об искусственных языках.
Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы общения животных.
Речевое общение (5 ч)
Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная).
Ситуация речевого общения и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения: наличие мотива и цели общения, предмета речи, участников общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.
Речевой этикет (3 ч)
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.
Жесты и мимика; использование их в общении.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении (25 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, интонация), жестов и мимики; ориентация на собеседника, на слуховое и зрительное восприятие речи, возможность учитывать немедленную реакцию слушателя. Повторы, прерывистость речи типичные свойства устного высказывания. Диалог и монолог как разновидности устной речи. Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.
Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.
Ударение; его смыслоразличительная роль. Нормы словесного ударения в современном русском языке.
Отклонения от произносительных норм и их причины. Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке. Исторические изменения в произношении и ударении.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.
Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Этикетная функция интонации в речевом общении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование факультативных занятий в 8 классе составлено на основе следующих документов:
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
Авторской программы С.И. Львовой. С.И. Львовой. Программа факультатива «Речевой этикет» // С.И. Львова. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. –М.: Вентана-Граф, 2008. (Библиотека учителя);
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год.
Количество часов по программе – 35
Тема
Дата по планиро-ванию
Дата факти-ческая
Язык как средство общения (2ч)
Язык, его основные единицы. Гипотезы происхождения языка.
Вопрос об искусственных языках.
Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами общения (жесты, сигналы, коды, символы и т. п.). Способы общения животных.
Речевое общение (5 ч)
Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная).
Ситуация речевого общения и её основные компоненты. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической и пунктуационной сторонами речи. Интонация и орфография.
Речевой этикет (3 ч)
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения
Жесты и мимика; использование их в общении.
Роль орфоэпии и интонации в устном общении (25 ч)
Особенности устной речи: использование средств звучащей, жестов и мимики.
Ориентация на собеседника, слушателя
Повторы, прерывистость речи типичные свойства устного высказывания.
Диалог и монолог как разновидности устной речи.
Формы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.
Основные требования к содержанию и языковому оформлению устного высказывания.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.
Роль орфоэпии в устном общении.
Основные нормы современного литературного произношения
Нормативное произношение безударных гласных звуков
Нормативное произношение согласных звуков
Нормативное произношение сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.
Ударение; его смыслоразличительная роль.
Нормы словесного ударения в современном русском языке.
Отклонения от произносительных норм и их причины.
Допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними.
Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Практикум-диспут. Чистота русской речи
Практикум-диспут. Чистота русской речи
ИТОГО 35 ЧАСОВ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце изучения курса восьмиклассники должны овладеть следующими видами учебной деятельности:
осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово;
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной форме собственные мысли, учитывая условия общения;
анализировать и оценивать речевое поведение одноклассников в соответствии с основными правилами русского речевого этикета;
овладеть способами действия для разрешения конфликтов при помощи языковых средств и речевого этикета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089.
Авторская программа С.И. Львовой. С.И. Львовой. Программа факультатива «Речевой этикет» // С.И. Львова. Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных и элективных курсов. –М.: Вентана-Граф, 2008. (Библиотека учителя).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
Лексикографические источники: толковые, этимологические, исторические, словари образных слов, выражений и др.
Тексты для анализа.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215