Урок русского языка по теме Русский язык в современном мире (8 класс)


Урок русского языка в 8 классе по теме “Русский язык в современном мире“
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. На уроке используется приём «Корзина»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

431803943350Пичугина Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Урок 1. Русский язык в современном мире
Цель урока: раскрыть функции русского языка в современном мире, расширить и углубить общие сведения о языке.
На уроке используется приём «Корзина» (технология критического мышления)
Ход урока
Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку.
К.Г. Паустовский
Слово учителя.
― Ребята, как вы думаете, сколько в мире языков?
― Сегодня в мире множество языков и диалектов. Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нём он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского.
История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку — белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит вславянскую группу индоевропейской семьи.
Среди славянских языков русский — самый распространенный.
―Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского? Запишите высказывание в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Работа с текстом.
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.(К.Д. Ушинский)
Вопросы и задания к тексту:
Какова основная мысль текста?
Определите тип речи и стиль речи.
Выделите ключевые слова.
Каковы средства связи предложений в тексте?
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
Запишите предложение, выражающее основную мысль текста.
Работа в группах. Класс делится на 4 группы для работы с упр.1 – 4.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос «Какова роль русского языка в современном мире?»
2. Сначала каждый ученик читает своё упражнение и записывает в тетради главные мысли упражнения (строго индивидуальная работа,продолжительность1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время наобсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления,по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Запись, сделанная в «корзине» идей (это может быть интерактивная доска)
Русский язык – государственный язык РФ.
Русский язык – один из мировых языков.
Русский язык – один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО.
В XVIII веке Россия стала европейской державой.
Влияние русской классической литературы XIX века.
Влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития.
Творчество русского народа.
Русский язык имеет обширный словарный состав.
Русский язык имеет развитую терминологию.
7. Делается вывод о роли русского языка в современном мире.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру, раскрывая смысл слов К.Г. Паустовского «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».