Урок русского языка на тему Русский язык в современном мире.


Тема урока: Русский язык в современном мире.
Цель урока: расширить представление о языке, как о лингвистической, духовной, культурной и
нравственной ценности русского народа.
Задачи: - углубить знания о русском языке;
- совершенствовать навыки работы с информацией;
- воспитывать уважение к русскому языку и бережное отношение к нему.
Этапы занятия:
Организационный момент;
Постановка проблемного вопроса;
Определение темы, цели, задач урока;
Работа по теме урока;
Выполнение повторительно-закрепительных заданий;
Объяснение домашнего задания;
Оценивание работы учащихся;
Рефлексия.
Эпиграф к уроку:
Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку.
К.Г.Паустовский.
Ход урока.
Организационный момент: приветствие классу, выявление отсутствующих.
Проблемный вопрос:
Какую роль выполняет русский язык в современном обществе? (переход к теме урока).
Определение темы урока, цели, задач (совместно с учащимися).
Работа по теме урока.
Лекция учителя о роли русского языка в современном мире.
…роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ – творец и носитель этого языка.
Русский язык – единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки.
Российская Федерация – многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.
В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.
Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.
Русский язык – один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою Родину. «Народ, у которого такой язык, - народ великий», - говорил один из прекрасных знатоков русского слова И.С.Тургенев. М.В.Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
А.С.Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам…»
Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному. «Великий, могучий, правдивый и свободный» - такими словами характеризовал русский язык И.С.Тургенев.
Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.
Выступления учащихся.
1-е выступление о статусе русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками.
Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное, входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им после китайского, английского и испанского.
Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает участие в развитии связей с Россией и реализации проектов международного сотрудничества.
70% населения СНГ владеет русским языком.
На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.
Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику.
Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.
2 – е выступление учащегося.
Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком.
- Огромный лексический запас.
- Свобода словообразовательных возможностей.
- Богатство синонимики.
- Широкое применение оценочной лексики.
- Стилевое разнообразие.
- Литературно-художественная разработанность.
- Гибкость порядка слов.
- Мелодичность речи.
- Способность адаптировать заимствования из разных языков.
Академик В.В.Виноградов говорил: « Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа».
Выполнение повторительно- закрепительных заданий.
Запишите под диктовку текст, объясните постановку тире в первых двух предложениях, орфографию.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…
Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Какие высказывания о русском языке известны вам? Кратко проанализируйте их. Слушаем 3-х учащихся.
Язык живёт вместе с жизнью народа. (В.Г.Белинский)
Перед Вами громада – русский язык. (Н.В.Гоголь)
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г.Паустовский)
Объяснение домашнего задания (по выбору, разноуровневое).
- Подготовьте связный рассказ по теме «Роль русского языка в современном мире».
- Напишите сочинение – миниатюру на тему «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
7. Комментарий оценок, поставленных в течение урока.
8. Рефлексия.
Используем сигнальные карточки:
зелёная – материал урока понятен, вопросов нет;
жёлтая – материал урока понятен, но есть вопросы для дополнения;
красная – материал урока (либо какой-то его части) понимаю с трудом, требуется помощь;
белая – считаю материал урока полезным;
чёрная – считаю материал урока бесполезным, ненужным, неприменимым.