Конспект урока русского языка для 2 класса Главный помощник в общении — русский язык


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока русского языка для 2 класса
на тему «Главный помощник в общении – родной язык»
Разработчик:
Алешко Валерия,
студентка 4 «Б» группы
Методист:
Виноградова К.Я. __________
Преподаватель В ОУ:
Харитончук Ю.Н. __________
Камышлов, 2016
Тема: главный помощник в общении – родной язык. Основные языковые единицы, их особенности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Класс: 2 «А»
Дата: 27.09.2016
Цель: актуализировать знания об основных языковых единицах (слове, предложении, тексте) и их особенностях; расширение словарного запаса; формирование умения успешного владения языком для общения.
Задачи:
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
формирование мотивации к обучению;
Метапредметные:
Познавательные:
формирование интереса к познавательной деятельности;
развитие умения правильно излагать свои мысли;
Регулятивные:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать и оценивать учебные действия;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
развитие умения работать самостоятельно;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие устной и письменной речи
Предметные:
развитие орфографической зоркости;
развитие умения отличать языковые единицы друг от друга
формирование представление о важности богатого словарного запаса;
Оборудование: для учителя: учебник, для учащихся – тетрадь и учебник
Ход урока
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методы и приемы
1. Организационный 1 мин - Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Валерия Сергеевна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие  по Стране Знаний. Там мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать, и тогда нам все будет по плечу.
- Приветствуют учителя
Личностные:
формирование мотивации к обучению;
Познавательные:
формирование интереса к познавательной деятельности; М.- словесный
П. – слово учителя
2.Актуализаия знаний 7-10 мин -Ребята, перед тем, как отправиться в наше путешествие, нам необходимо выполнить одно задание. Я уверена, что вы с ним все справитесь.
Начинаем писать – первое слово с заглавной буквы, остальные со строчной через запятую.
Вам необходимо составить из данных «перевёртышей» слова. Кто их составит, поднимайте руку.
На доске 2 «перевёртыша»:
ОШОРОХ (хорошо) и АТАНМОК (комната)
-Ребята, что же это за слова?
- Что такое комната?
- В каких значениях может употребляться слово хорошо?
- Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются. Например, хорошо, я приду.
-Молодцы. А теперь, откройте тетради, запишите дату, классная работа, и затем запишите эти слова.
-Ребята, давайте выделим в данном слове орфограмму. Осуществляют проверку орфограмм, выделяют их.
-А что же это за орфограмма?
-Совершенно верно, ребята. Это непроверяемые безударные гласные в корне слова.
И я смотрю, вы уже все готовы отправиться в путь.
-Слушают инструкцию учителя.
-Комната, хорошо.
-Отдельное помещение в доме
- С помощью этого слова оценивают поведение, поступки, действия
-Записывают слова
Предполагаемый ответ: непроверяемые безударные гласные в корне слова
Личностные:
формирование мотивации к обучению;
Метапредметные:
Познавательные:
развитие умения правильно излагать свои мысли;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие устной и письменной речи
Предметные:
развитие орфографической зоркости; М. – словесный,
практический
П. - система вопросов, выполнение задания
3Постановка темы 5 мин -Ребята, а как вы думаете, для чего нам необходимо изучать русский язык?
-Совершенно верно, ребята.
А с помощью чего мы с вами общаемся?
-Ребята, а что случится с русским языком, если мы будем в него вносить иностранные слова и часто их использовать в своей речи?
-Ребята, а наш язык является помощником в общении?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
-Совершенно верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как важно сохранять свой родной язык, потому что он богат и могуч.
-Чтобы общаться между собой, хорошо писать, чтобы быть грамотным.
-С помощью слов, предложений.
-Он начнёт пропадать и терять свою ценность.
-Да
-Язык – наш помощник в общении.
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
Познавательные:
формирование интереса к познавательной деятельности;
развитие умения правильно излагать свои мысли;
развитие орфографической зоркости;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие устной и письменной речи
М. – словесный, практический
П. – система вопросов, выполнение заданий.
4. Применение знаний и умений 15 мин - Ребята, а какие языковые единицы вы знаете?
-Правильно, ребята. А какая самая маленькая языковая единица?
-Совершенно верно. И сейчас я вам предлагаю составить предложения из слов, написанных на доске:
-по, чёрный, дороге, грач, ходит
-над, поднялось, землёй, солнце.
-Какие предложения у вас получились?
-Молодцы, ребята, теперь запишите себе понравившееся предложение в тетрадь.
-Ребята, а какие предложения вы знаете по цели высказывания?
-А какие предложения у нас получились?
-Совершенно верно, ребята.
Давайте продолжим наш путь.
Откройте учебник на стр. 32, упражнение 34.Это упражнение позволит нам с вами вспомнить, из чего же состоит наш с вами русский язык.
-Ребята, а действительно, какие богатства хранит наш русский язык?
-Ребята, а что случится если мы будем чаще употреблять в нашей речи иностранные слова, чем русские.

-А что необычного есть в нашем русском языке?
Молодцы, ребята.
А что случится, если из нашего языка исчезнут буквы?
Правильно, ребята. Все богатства русского языка нам важны.
-Слово, предложение, текст.
-Слово
- текст или предложение
-запятые и восклицательный знак.
-когда восклицательная интонация
-Чёрный грач ходит по дороге
-Над землёй поднялось солнце.
-Записывают
-Повествовательные, побудительные, вопросительные.
- повествовательные.
- звуки, буквы, слова, предложения, тексты.
-Наш язык перестанет быть таким насыщенным, богатым.
-В нём есть слова, написания которых невозможно проверить, слова, которые пишутся одинаково, а имеют разное значение.
-Мы не сможем общаться, потому что не сможем составить слова. Познавательные:
развитие умения правильно излагать свои мысли;
развитие орфографической зоркости;
развитие умения отличать языковые единицы друг от друга;
формирование представление о важности богатого словарного запаса;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие устной и письменной речи
М – словесный, практический
П.- система вопросов, выполнение заданий
Физ. пауза 2 мин - Ребята, в каждом путешествии есть небольшой отдых. Вот и я предлагаю вам отдохнуть.
Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали!
Раз – присели, два – привстали,
Сели, встали, сели, встали!
Ванькой – встанькой будто стали.
А сейчас пустились вскачь,
Будто мой любимый мяч -Выполняют движения, повторяя за учителем 5. Обобщение и систематизация знаний 7 мин Ребята, мы с вами набрались сил и готовы к следующим заданиям.
Обратите внимание на упражнение № 35 на стр. 32.
Ребята, это упражнение поможет нам понять, как важно, чтобы наша речь была разнообразной.
-Вместе с одним учеником зачитывает диалог.
-Ребята, как вы думаете, поняли ли друг друга мальчики?
-А почему?
-Ребята, а как можно изменить данный диалог, чтобы ребята друг друга поняли?
-Молодцы, ребята.
-А как вы думаете, для чего нужно использовать разные слова в общении?
-Всё верно, ребята. Я предлагаю вам записать фразу, которую вы должны запомнить и никогда не забывать:
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык".
Эту фраза принадлежит русскому писателю И.С.Тургеневу -Внимательно слушают учителя
Записывают в тетрадь.
-Нет
-Потому что мальчик задавал вопросы, и на все вопросы собеседник отвечал одно и тоже.
-Вместо слова нормально можно было использовать другие слова: прекрасно, хорошо, чудесно и т.д.
-Для того, чтобы речь была разнообразной, богатой и понятной для собеседника.
-записывают
Познавательные:
развитие умения отличать языковые единицы друг от друга;
формирование представление о важности богатого словарного запаса;
Коммуникативные:
развитие устной и письменной речи
М. –практический
П. – выполнение задания
6. Рефлексия 5 мин - Сегодня мы с вами побывали в путешествии, и мы с вами говорили о том, что наш язык – помощник в общении.
Как вы понимаете это?
А что было самым интересным в нашем путешествии?
А где возникли трудности?
- Ребята, сейчас я предлагаю вам записать домашнее задание, которое вы видите на доске: страница № 16 в р.т. упр. №24.
- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать, я вижу, что вы много знаете и вспомнили, вы большие молодцы. Спасибо за урок, урок окончен. - Наш язык позволяет нам общаться между собой, делает нашу речь грамотной, богатой, разнообразной.
Регулятивные:
контролировать и оценивать учебные действия;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие устной и письменной речи
М. – словесный
П. – система вопросов