Статья по теме Организация проектно-исследовательской работы в школе как средство формирования и развития метапредметных умений учащихся

Владимирова Любовь Викторовна
учитель географии (высшая квалификационная категория) МОУ СОШ №2 г.Пугачев, Саратовская область
Организация проектно-исследовательской работы в школе как средство формирования и развития метапредметных умений учащихся
Мне повезло в том, что в средней школе №2 г.Пугачева, куда я пришла работать в 2004 году, исследовательской деятельностью с учащимися уже занимался учитель истории Егорова Надежда Васильевна. Школа не просто поддерживает проектную деятельность, она является организатором муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее». У истоков, которой я по воле случая оказалась. НОУ «Эврика» функционирует в нашей школе с 2008 года. Эта внеурочная деятельность, которую я возглавляю, позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха. И на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, формирует у детей готовность к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие принятия нестандартных решений, не только в учебной деятельности, но и повседневной жизни.
Что же представляет собой построение школьной системы проектной деятельности?
НОУ «Эврика» дает общешкольный старт проектной деятельности по всем предметам. На заседаниях общества в интересной форме рассматривается необходимость проектной деятельности. В кабинете имеется стенд, где
- помещается список тем, предложенных руководителями проектов;
- фотографии руководителей;
- общешкольный график работы над проектами.
- положении конференций и конкурсов регионального и всероссийского уровня.
Проектная деятельность распространяется на учащихся с 1 по 11 класс. В 6 и 7 классах допускается групповая работа над проектом (по два иногда по три человека).
5 год мы проводим муниципальную научно-практическую конференцию. Многие вопросы решаются на заседаниях специальной проектной группы, в нее входят учителя, у которых, как правило, делается часто и много проектов.
Каждому учащемуся дается специальная проектная папка, в которой находится пакет общих документов:
- общешкольный график работы над проектами;
- список форм продукта;
- правила оформления письменной и электронной части проекта;
- график консультаций в виде таблицы, где отмечается, когда были консультации, их содержание, задания и отметки об их выполнении, которые делает руководитель проекта;
- специальный договор, который заключается между учащимся и руководителем проекта, где даются все права и обязанности сторон договора.
В дальнейшем на нем вывешиваются списки учащихся с выбранными ими темами проектов и руководителями, критерии оценки проектов при их защите. Там появляются графики и результаты промежуточных защит проектов, итоги научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Кроме этого в эту папку собираются все рабочие материалы во время работы над проектом, которые на предзащите смотрит комиссия, чтобы оценить поэтапность работы.
Умения учащихся, которые формируются на начальном этапе работы – учебно-организационные.
Тема проекта выбирается или предлагается самим учащимся. Начинается работа с руководителем.
- Как понять суть предложенной темы?
- Как сформулировать собственную тему?
- В каком направлении начинать работу?
- Как лучше спланировать свою деятельность, чтобы за относительно короткий срок (4-5 месяцев) сделать хорошую конкурентноспособную работу, которая имеет практическую значимость?
В итоге появляется формулировка цели (продукт), актуальность (почему это важно) и план работы.
Например, у проекта «Эйдетика в географии?» цель: создание электронного учебного пособия «Образы в географии» и актуальность: изучение образной памяти в большом объеме информации.
Введены обязательные еженедельные консультации по работе над проектами. Конкретно о сроках учащиеся договариваются со своими руководителями.
Проводятся предзащиты проектов, на которых специальная комиссия из учителей (в том числе руководители проектов) и старших учащихся оценивают работу по определенным критериям. Таких предзащит две: на первой смотрят цель, актуальность план работы; на второй готовый продукт.
В процессе дальнейшей работы у учащихся формируются учебно-информационные умения и навыки.
Поиск информации из разных источников. С каждым днем ее все больше и больше. Как с ней справиться? Начать анализировать и выбирать только нужный материал. Здесь и помогают первоначально составленный план, а еще руководитель проекта, который поддержит и не даст заблудиться в непроходимых информационных дебрях. А еще нужно придумать что-то свое, уникальное, неповторимое. То, что сделает работу интересной, необычной, привлекательной. Найти свою «изюминку» (победа над собственными страхами, уникальная игра, собственные фотографии, химическое исследование в сочетании с экономическим и другое). Это уже творчество.
Информация собрана, разложена по полочкам, сформированы отдельные ее части. Но как теперь собрать все в единое целое? Как из отдельных элементов собрать всю мозаику? Будем рассуждать логически. Начать с чего-то необычного и привлекательного. Потом дать основную мысль и закрепить ее. В заключение свои предположения, выводы, гипотезы в самых разнообразных формах.
Это учебно-логические умения и навыки.
Итогом проектной деятельности является муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», которая проводится в декабре каждого года в нашей школе. В течение дня проходит защита всех проектов, выдвинутых на конференцию в виде пленарного заседания и стендовой защиты. Зрителями являются учащиеся города Пугачева и Пугачевского района с 1 по 11 класс, учителя, администрация и родители.
Для успешной защиты своего проекта учащиеся должны обладать учебно-коммуникативными умениями и навыками.
Необходимо представить продукт во всей красе, заинтересовать всех, доказать его необходимость. Показ продукта целиком невозможен, учащихся много, а время ограничено. Поэтому создается презентация для защиты проекта со специальным текстом. Желательно прорепетировать выступление, чтобы все было очень хорошо. Но надо еще уметь отвечать на дополнительные вопросы от комиссии и от учащихся во время защиты. Для этого надо хорошо ориентироваться в материале, предвидеть, что могут спросить, и, конечно, уметь быстро реагировать и отвечать точно, конкретно, емко и понятно. Тогда успех обеспечен.
Чем же отличается продукт проектной деятельности от презентации для его защиты?

Характеристики
Продукт
Презентация для защиты


Содержание
Подробные данные об объекте проектной деятельности
Основная информация о продукте в рекламной форме

Объем работы
Очень большой
Небольшой
(электронная презентация 10 слайдов);
защита занимает 3-5 минут

Сопровождение
Специальное подробное письменное сопровождение (пояснительная записка)
Специальный краткий текст защиты (тезисы)

Наличие специальных пунктов

Формулировка цели и актуальности в презентации

Красочность и наглядность


Очень большая


Все проекты собраны в специальную библиотеку, их можно использовать на уроках и во внеурочных мероприятиях.
Итак, определенная система проектно-исследовательской работы в школе формирует организационные, информационные, логические и коммуникативные учебные навыки.
В заключение хочу отметить, что учащиеся, работая над проектом, даже не подозревают какие умения, и навыки при этой работе у них формируются. Им просто интересно создавать проекты (если с ними правильно работать), а все остальное приложится. И насколько это для них будет здорово и полезно зависит от нас с вами.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний
Замысел, план

Бесконечное движение вглубь
Свободно, не регламентировано внешними установками
Возможны "безумные идеи"
Бескорыстный поиск истины

Четкий план
Реальные гипотезы и их проверка
Ориентация на практику
Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество
Творчество по плану

 Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, более гибкая, более смелая.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:
1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.
2.   Проектная технология всегда должна работать на результат.
3. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
4.  Проектный и исследовательский методы умело сочетаются с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
15