Проблемное обучение как метод стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках технологии
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Веселова Е. В.
МОУ «Дубовская СОШ с УИОП»
Важнейшей задачей общеобразовательного и воспитательного процесса современной школы есть – задача по формированию культуры интеллектуальной деятельности учащихся. То есть, интеллектуальному развитию учащихся необходимо уделять повышенное внимание каждому преподавателю. И успех в этом сложном процессе достигается главным образом на уроке, при непосредственном рабочем взаимодействии между преподавателем и учениками, как со всеми вместе, так и с каждым из них в отдельности. И здесь от умения учителя организовать процесс систематической образовательной деятельности зависит и степень интереса обучающихся к учёбе, и их уровень знаний, их готовность к постоянному самообразованию, то есть – их (учащихся) интеллектуальное развитие.
В настоящее время многими теоретиками и практиками педагогической науки признано, что развитие творческих способностей, познавательной активности и интеллектуальных умений учащихся невозможно без системы проблемного обучения.
Психологической основой всей концепции проблемного обучения принята теория мышления, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Ведь именно само мышление человека является ведущим звеном интеллектуального развития человека.
К числу самых актуальных проблем современной теории и практики педагогической науки относятся проблемы стимулирования познавательной активности учащихся. Естественно, что очень большое значение имеет реализация принципа активности в процессе обучения и со стороны ученика и со стороны учителя, так как и само обучение и развитие в целом носят – деятельностный характер. От качества учения, как вида деятельности зависит результат обучения, общего развития и воспитания обучающихся.
Вот здесь ключевым звеном в решении задачи повышения эффективности и улучшения качества учебного процесса и является активизация познавательной деятельности учеников. До сих пор самым существенным недостатком в знаниях учащихся остаётся «формализм знаний», проявляющийся в отрыве заученных учащимся теоретических положений от умения применять полученные знания и умения на практике.
Образование, это не только получение знаний, умений и навыков, а это ещё и – процесс становления характера, формирование творческой личности, готовность к сотрудничеству для достижения определённого результата. Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, пробудить их мыслительную, эмоциональную активность, и тем самым в итоге повысить качество обучения учащихся, и необходимо обратиться прежде всего к проблемному обучению, как к системе обучения. И ключевым моментом здесь является создание проблемной ситуации. Но, само по себе проблемное задание здесь служит лишь базой, основой проблемности, а сама проблемная ситуация создаётся при взаимодействии рождающихся различных мнений учащихся, с которыми им и приходится разбираться впоследствии. То есть, данный метод включает в себя:
• выдвижение проблемного вопроса;
• создание проблемной ситуации на основе приведенныхпротивоположных точек зрения по выдвинутому вопросу;
• демонстрацию опыта или сообщение о нем - как основу для создания проблемной ситуации, решение задач познавательного характера.
Само понятие «пробленое обучение» давно используется в педагогической науке, над ним работали тагие педагоги, как : М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и другие. Ими были разработаны теоретические и практические аспекты проблемного обучения. М. И. Махмутов даёт такое определение проблемного обучения : «Проблемное обучение, это – новая система правил применения ранее известных приёмов учения и преподавания, построенная с учётом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т. п.) и закономерностей поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т. п.) [2, с. 23 - 28].
Отечественные психологи Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, З. И. Калмыкова и другие разработали психологические основы проблемного обучения в его разных модификациях. Суть их заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или же самостоятельно) исследуют пути и способы её решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают [1, с. 42 - 54]. В результате у обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия в тех или иных ситуациях.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач – формировать у обучающихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать об условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать познавательную деятельность обучающихся. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления. Однако эффективное развитие творческого мышления обеспечивает лишь система проблемных ситуаций, которые требуют решения.
Кроме того, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
Главная ценность использования проблемных ситуаций заключается в том, что учащиеся в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы, убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, не только отстаивать свою точку зрения, но и научиться принимать иные точки зрения.Литература :Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А. М. Матюшкин. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 392 с.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей/ М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
Заявка на участие в конференции
Фамилия Веселова
Имя Елена
Отчество Васильевна
Место работы (полное название представляемой организации) МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Должность, предметная область, почетное звание (для учителя) Учитель технологии (обслуживающий труд, девочки)
Название доклада (статьи) Проблемное обучение как метод стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках технологии
E-mail (личный lady.elenaveselova@yandex.ru
Контактные телефоны:
- телефон служебный с указанием кода города или
- телефон домашний / мобильный с указанием кода города +79205741247
Предполагаемая форма участия: - выступление с докладом; - выступление с докладом и публикация материалов; Выступление с докладом и публикация материалов
- участие в качестве слушателя и публикация материалов; - заочное участие и публикация материалов. Требуемые технические средства для изложения доклада Не нужно