Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога Формирование профессиональной компетентности учителя через самообразование.


Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога
Формирование профессиональной компетентности учителя через самообразование.
Всякое настоящее образование
добывается только путем самообразования.
Н.А. Рубакин

Что включают в себя такие понятия, как «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность». На сегодняшний день нет единого толкования понятий «компетенция» и «компетентность», дается описание их признаков. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста. «Компетенция» - знаю,  как надо делать.
Для «компетентности» характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. «Компетентность» - знаю, что надо делать. Следовательно, «компетентность» - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.
Например, для техника-технолога профессиональная компетенция «Проектировать технологические  операции механообработки» предполагает наличие:
1. Знаний - виды деталей и их поверхностей; классификация баз; виды заготовок и схемы их базирования; правила выбора технологических баз; виды обработки резанием; виды режущих инструментов; элементы технологической операции и др.
2. Наличие умений - читать чертежи; анализировать конструкторско-технологические признаки детали, исходя из её служебного назначения; анализировать и выбирать схемы базирования; выбирать технологическое оборудование и оснастку; рассчитывать режимы резания и др.
Обладая данной профессиональной компетенцией, техник-технолог знает, как нужно проектировать соответствующую технологическую операцию. Используя эту профессиональную компетенцию, техник- технолог будет компетентен в области разработки техпроцессов, т.е. он будет на высоком профессиональном уровне разрабатывать эффективные технологические процессы.
«Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций)» [М.А. Чошанов].
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. ФГОС является совершенно новым документом для образования. Новизна заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования.
- Освоение педагогами идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению.
- Освоение педагогами структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта.
- Овладение педагогами области технологий деятельностного (компетентностного) обучения.
- Обучение педагогов новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 г.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
7) ….предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Педагогические работники обязаны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. 
Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.) и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент. 
Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности. 
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- образовательная компетентность.
Как можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
- диагностирование, тестирование;
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
- план самообразования;
- создание творческих групп;
- повышение квалификации;
- участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
- создание собственных публикаций;
- разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3. Анализ деятельности учителя:
- самоанализ педагогической деятельности;
- обобщение опыта;
- разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.  С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
- соответствие учителя требованиям общества и государства.
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.
Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование
-осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование может иметь следующие направления:
Направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ;
- в области формирования ЗОЖ.
Анкетирование и изучение профессиональных запросов показывает, что основными трудностями, которые испытывает учитель при переходе на ФГОС, являются:
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
- отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов).
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.  Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:- знакомство с педагогической и методической литературой;
- самообразовательная  работа над докладом по какой-либо теме; - обзор в Интернете информации;
- посещение семинаров,  конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);- проведение открытых занятий и их анализ;
- общение с коллегами в сетевых сообществах;
- участие в профессиональных конкурсах.
Определим формы самообразования педагогов:
- Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.  С этой целью учителя составляют планы самообразования.
- Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.
Обобщение и распостранение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс) максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент); ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.
Источники информации
Мещанкина Л.В. В мире мудрых мыслей. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/10/v-mire-mudrykh-mysley-vyskazyvaniya-izvestnykh-lyudey-o
Статья «Компетенция и компетентность». http://epo.ucoz.com/index/kompetencija_i_kompetentnost/0-7
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30825.htm
Мустафина Е.В.  Профессиональная компетентность современного педагога. http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797
Статья «Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя». http://www.myshared.ru/slide/149878/