Урок литературы в 9 классе по теме «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Урок русской литературы
9 класс
Электронный учебник «Русская литература 9»
Романенко И.В.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НИСЦ РО «Восток»
для одаренных детей» УО ВКО
Тема: «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе
Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Цель: осмысление роли «новых людей» и «особенного человека» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Задачи:
выделить отличительные особенности «новых людей» и «особенного человека», провести сравнительно-сопоставительный анализ основных литературных типов в русской литературе XIX века;
развивать критическое мышление учащихся, совершенствовать умение литературоведческого анализа произведения;
способствовать созданию условия успешного учения всех учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Дидактический материал:
электронный учебник «Русская литература 9», модуль «Художественная форма», подмодуль «Система персонажей»;
слайдовые программы: «Судьба Веры Павловны Розальской», «Александр Матвеевич Кирсанов», «Дмитрий Сергеевич Лопухов»;
таблица «Основные литературные типы в русской литературе 19 века»;
индивидуальный оценочный лист.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приемы использо-вания электрон-ного учебника
1. Организационный
Приветствует учащихся.
Мотивирует учащихся на эффективную работу через напоминание учащимся о значимости изучения темы «Новые люди» и «особенный человек» Рахметов в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Приветствуют учителя.
1. Организационный
Знакомит учащихся с планом работы на уроке:
индивидуальная работа над выполнением тестового задания на повторение изученного материала (30 тестовых вопросов, тест № 1)
осуществление пооперационного контроля;
определение проблемных сфер учащихся;
осуществление рефлексии определения персонажей произведения [объяснение]);
парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века»
(приложение № 1).
Внимательно слушают, запоминают.
2. Контроль знаний
1.Организация индивидуальной работы учащихся
Инструктирует учащихся, знакомит с условиями и правилами индивидуальной работы: каждому ученику необходимо выполнить 30 тестовых заданий. Учитель после каждого выполненного тестового задания обращает внимание учащихся на правильность выбора.
Проверка осуществляется с помощью электронного учебника «Русская литература 9», тест № 1.
По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист (приложение №2).
Внимательно слушают, проверяют на учебных столах наличие оценочных листов.
1 учащихся работает за компьютером, остальные учащиеся выполняют индивидуальную работу в тетрадях. Учащиеся отслеживают правильность выбора ответа.
2. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания, которые выполнены им с ошибкой.
Учащиеся формулируют учебную задачу на последующие уроки.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием анализа.
Прием дифференци-рования.
Соревнова-тельный прием
3. Организация индивидуальной работы учащихся
Мы говорили, что в данном произведении можно выделить, по мнению А. Луначарского, несколько типов людей: «пошлые», «новые», «особенный человек».
Нацеливает на выполнение интерактивного задания № 19: по данному описанию определите имя героя произведения.
Внимательно слушают, выполняют интерактивное задание № 19. 1 учащихся работает у интерактивной доски. Проверка осуществляется с помощью электронного учебника.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием демонстра-ции по электронно-му учебнику.
3. Ситуация успеха
4. Актуализация знаний учащихся
Организует ситуацию успеха посредством вопросов:
Вспомните, кого мы отнесли к "пошлым людям"? Почему?
Что нужно сделать, чтобы изменились "пошлые люди"?
Однороден ли старый мир?
Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
Как называет их автор? Почему?
Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
Кого подразумевает автор под новыми людьми?
Учитель направляет, побуждает принять участие в обсуждении круга вопросов проблемного характера.
Учит обобщать, отстаивать собственную точку зрения.
Чернышевский писал: «Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало, и быстро становиться больше».
Направляет деятельность учащихся, организует взаимопроверку представляемых презентаций.
Внимательно слушают учителя, ответы одноклассников, вступают в дискуссию.
3 учащихся представляют слайдовые программы, раскрывающие образы «новых людей».
Учащиеся оценивают презентации одноклассников.
4. Ситуация интеллектуального конфликта
5.Парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»)
Организует работу по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»).
Наблюдает, направляет, по необходимости консультирует.
Заполняют таблицу «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» (графа «Новые люди»).
5. Фиксация разрыва в знаковой форме
6. Проверка заполнения графы «Новые люди» в таблице «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Организует обсуждение при проверке графы «Новые люди» в таблице «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Отвечают, доказывая собственную точку зрения.
6. Контроль знаний
7. Организация индивидуальной работы учащихся.
Нацеливает на выполнение интерактивного задания № 20: напишите, кому из героев принадлежат эти слова?
Внимательно слушают, выполняют интерактивное задание № 20. 1 учащихся работает у интерактивной доски. Проверка осуществляется с помощью электронного учебника.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.
Прием демонстра-ции по электронно-му учебнику.
7. Формулировка учебной задачи в словесной форме
8. Организация изучения темы по элементам
Использует электронный учебник, демонстрируя с помощью интерактивной доски «объяснение темы» из подмодуля «Система персонажей».
Внимательно прослушайте материал ЭУ о системе персонажей в произведении.
Определите, кто из персонажей произведения Н.Г. Чернышевского относится к главным героям, второстепенным и эпизодическим персонажам?
Какой композиционный прием группировки персонажей использует автор в данном произведении?
Внимательно слушают, отвечают, доказывая собственную точку зрения.
Прием изучения по элементам по электронно-му учебнику.
Прием акцентиро-вания внимания.
9. Создание проблемной ситуации.
Использует электронный учебник, демонстрируя с помощью интерактивной доски «объяснение темы» из подмодуля «Система персонажей».
Какие проблемы волнуют автора?
Какова роль новых людей?
Отвечают, доказывая собственную точку зрения.
Прием создания проблемной ситуации
10. Организация дискуссии по теме: Рахметов – особенный человек
Организует дискуссию посредством вопросов:
Среди новых людей есть "высшие люди". Кто они? Почему их еще так мало?
Как вы понимаете выражение "разумный эгоизм"?
Почему Рахметова называют "особенным человеком"? В чем его особенность?
Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?
Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?» Почему?
Какие из нижеперечисленных определений имеют отношение к Рахметову?
мизантроп;
педант;
нигилист;
ригорист;
новый человек;
особенный человек;
маленький человек;
лишний человек.
Организует словарную работу.
Внимательно слушают учителя, ответы одноклассников, вступают в дискуссию.
8. Фиксация разрыва в знаковой форме
11. Парная работа по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Организует работу по заполнению таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» по рядам:
Графа «Лишний человек» - 1 ряд.
Графа «Особенный человек» - 2 ряд.
Графа - «Маленький человек» -3 ряд.
Наблюдает, направляет, по необходимости консультирует.
Заполняют таблицу «Основные литературные типы в русской литературе 19 века» по рядам:
Графа «Лишний человек» - 1 ряд.
Графа «Особенный человек» - 2 ряд.
Графа - «Маленький человек» -3 ряд.
9. Рефлексия собственной деятельности
12. Проверка заполнения таблицы «Основные литературные типы в русской литературе 19 века».
Проверяет заполненные графы в таблице (по рядам один критерий - 1 пара по цепочке).
Учит анализировать, сравнивать, обобщать.
Итог: В чем, по-вашему, преимущество «новых людей» перед «лишними»?
Как, на ваш взгляд, соотносятся «новые люди» и «особенный человек»? Нужны ли Рахметовы?
Внимательно слушают ответы одноклассников, вступают в дискуссию, доказывая собственную точку зрения.
По результатам проверки таблицы заполняют оценочные листы.
10. Анализ урока
13. Подведение итогов
Обращает внимание на выставление итоговой оценки за урок в индивидуальных оценочных листах.
Заполняют оценочные листы.
Соревнова-тельный прием.
14. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания.
Формулируют учебную задачу на последующие уроки.
Прием анализа.
Прием дифференци-рования.
11. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение:
I вариант - Неоднозначность оценки романа современниками Н. Чернышевского.
II вариант - Актуальность романа в наши дни.
2.Написать эссе: «Как жить?» (по роману «Что делать?»).
Презентация по теме: «Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова» (1 ученик)
Записывают домашнее задание.
Приложение № 2 ЛИСТ САМООЦЕНКИ деятельности на уроке литературы
ученика (-цы) 9 «А» класса __________________________________
ФИ
Решение теста
Выполнение интерактивных заданий
Заполнение таблицы
Итоговая оценка
№ 19
№ 20
Заголовок 315