Методические рекомендации Формирование социальной компетентности детей младшего школьного возраста через организацию проектной деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт

Формирование социальной компетентности детей младшего школьного возраста через организацию проектной деятельности в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт

Аннотация

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Данный вид деятельности распространен в основном в старших классах, но его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе.
Кроме этого метод проектирования мало изучен и в настоящее время актуальность необходимости обогащения существующей в начальной школе практики организации проектной деятельности в учебном процессе возрастает.
Методические рекомендации предназначены для педагогов-практиков.
В данной работе приведены научное обоснование формирования социальной компетентности младших школьников через организацию проектной деятельности, дается характеристика ключевым понятиям и даются конкретные методические рекомендация. А также приведена доказательная база эффективности последовательной и систематической работы над проектной деятельностью для формирования социальной компетентности младших школьников.
Пояснительная записка

В последние годы в России осуществляется внедрение новых государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования.
В качестве приоритетной задачей современной системы образования определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Сегодня образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.
Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, освоение стратегий социального поведения, имеет большое значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.

Проектная деятельность должна занять одно из ведущих мест в формировании универсальных учебных действий, а именно в области формирования социально значимых компетенций личности младшего школьника.
Проблеме компетентностного подхода в образовании и его характеристике посвящены труды таких известных ученых как: Л.Н. Боголюбов, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Е. Мишина, Л.А. Петровская, В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, Н. Хомский, В. Хутмахер и других.
Таким образом, актуальность определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке эффективных подходов развития компетенций и одним из таких инструментов выступает проектная деятельность младших школьников.
Отметим, что данная деятельность не нова, однако, в настоящее время актуальность необходимости обогащения существующей в начальной школе практики организации проектной деятельности в учебном процессе возрастает.
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Данный вид деятельности распространен в основном в старших классах, но его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. В начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе.
Цель методических рекомендаций: оказание методическую помощь педагогам-практикам, так как анализ имеющихся исследований показывает, что в педагогике проблема организации проектной деятельности младших школьников является слабо разработанной.
Таким образом, становится очевидными противоречия:
- между наличием материала для организации проектной деятельности уже в программах начальной школы и отсутствием необходимых новообразований у младших школьников для проведения самостоятельного исследования (предлагается разрешение через формы работы, взаимодействия, включение элементов исследования);
- между необходимостью и отсутствием разработанных систем исследовательских заданий (проектов) для организации целенаправленной деятельности школьников по формированию исследовательских умений;
Задачи, поставленные в методических рекомендациях:
- обосновать значимость проектной деятельности как эффективного средства формирования социальной компетентности учащихся начальных классов;
- определить место проектной деятельности в учебном процессе (из опыта работы);
- определить роль учителя в организации проектной деятельности.

Ожидаемый результат от использования методических рекомендаций:

Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а также многое другое.
Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, школьник обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для обучаемых ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистичного отношения к обучению и образованию в целом.
Особенности данных методических рекомендаций: в настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной компетенции учащихся средствами общеобразовательных предметов на всех ступенях школьного обучения, несмотря на его теоретическую и практическую значимость. Ведутся поиски эффективных форм, средств методов и технологий работы с младшими школьниками в этом направлении.
Систематическая и последовательная работа по этим методическим рекомендациям дает высокие показатели УУД, развивается творческо-поисковая активность детей, создавая для каждого ребенка ситуацию успеха. Интерес и успешность обучения – это те условия, которые не только определяют формирование мотивационной сферы, но и самым непосредственным образом влияют на повышение качества знаний учащихся.

Содержание деятельности

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции работ отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7–10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешными с точки зрения решения названной задачи в начальной школе признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, исследование, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.
Между тем почти полностью исключенным из практики современной отечественной школы, особенно начального ее звена, оказался проектный метод, многоаспектная эффективность которого доказана опытом зарубежных и российских педагогов и отражена в ряде работ Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют учителя на развитие личности ученика, необходимость доминанты на процесс формирования тех учебных компетенций, которые необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения.

1.Характеристика понятий

Охарактеризуем понятие «компетентность» и «компетенции», «социальная компетенция». Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенции для ученика младших классов – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения.
Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.
Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них. Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т. д.
Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации. Выделить эти образования можно на основе анализа задач и особенностей возраста.
Младший школьный возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.
Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относиться к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремиться избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становиться определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Они приобретает опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально – нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младших школьников.
В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относиться к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки младшего школьника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет младшему школьнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение то мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях
Следовательно, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, (умение определять эмоциональные состояния других людей), способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях, (умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций). Эти характеристики личности тоже входят в состав социальной компетентности и требуют внимания педагога. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается учителем. Поэтому для развития социальной компетентности необходимо создание особой развивающей атмосферы. Метод проектов позволяет организовать занятие так, чтобы ребенок мог достичь успеха, то есть действенно реализовать индивидуальный подход.
Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому эффективным средством в формировании социальной компетентности считаем важным выделить метод проектов. Именно этот метод предполагает включение младших школьников в практическое социальное взаимодействие на основе целенаправленного обучения способам такого взаимодействия при оказании им педагогической помощи со стороны учителя.

2.Проектная деятельность, как эффективный инструмент формирования социальной компетентности

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли пригодиться в жизни тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
С. Я. Маршак

2.1. Проектные умения и компетенции

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нем (самооценка).
Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение обучащихся в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
- исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
- оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
- презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
- рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерскими:проектировать процесс, планировать деятельность время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
2.2. Технология и этапы проектирования
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни ребенка.
Школа как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в процессе коррекции ментальности – в воспитании полноценного представителя гражданского общества. Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни. Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных технологий. Одной из них является технология социального проектирования.
Сегодня социальное проектирование выделяют в отдельную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников:
- видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;
- нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
- освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;
- объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;
- понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;
- осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.
Явственна и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека. У. Килпатрик когда-то определил проект как «всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца». Сделать свою жизнь прекрасней своими руками, ощутить себя творцом – значить узнать, что такое счастье. А это доступно только личности.
Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Социальное проектирование следует определять как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен.
Очевидно, что социальные компетенции есть широкое и общее определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе.
Работа над проектом осуществляется поэтапно.
I этап
«погружение» в проект (постановка проблемы, целей и задач исследования)

II этап
организация деятельности (организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач)

III этап
осуществление деятельности (консультирование и контроль со стороны учителя; ученики – поиск информации, подготовка отчета, обобщение, систематизация информации, оформление материалов)

IV этап
презентация проекта.


Таким образом, на каждом этапе проектной деятельности мы имеем возможность плодотворной работы, об эффективности которой можно судить по степени развития универсальных учебных действий, отслеживая такие показатели развития качества как:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- умение ориентироваться на моральную норму;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение решать проблемы и задачи.

2.3.Проектная деятельность в учебном процессе и во внеклассной деятельности

Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс.
Учащиеся выполняют следующие проекты: «Зимняя сказка», «Эти странные омонимы», «Как люди научились писать», по математике: «Как разгадать ребус», «Сказочное число», по окружающему миру: «Герб моей семьи», «Природа в городе», «Моя родословная», «Классная клумба» и многие другие.
Одной классно – урочной деятельности недостаточно для формирования социальных компетентностей потому, что этот процесс выходит за пределы обучения. Проектная деятельность во внеучебной деятельности преимущественно формирует: ценности деятельности, общения, самообразования; привычку быть мобилизованным; личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
Очень важно сотрудничать с дополнительными образовательными учреждениями, чтобы дети продолжали заниматься проектно – исследовательской деятельностью и вне стен школы.

3.Позиции учителя в организации проектной деятельности

Все вышеперечисленные компетенции чрезвычайно важны для младшего школьника и открывают возможность дальнейшего совершенствования личностных качеств обучающихся. С этих позиций учителю необходимо хорошо ориентироваться в технологических подходах к организации процесса проектирования.
При работе над проектом учащийся разрешает значимую для него проблему. Основное время, выделяемое не проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы с учащимися с различными ресурсами (информационными, техническими и т. д.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива. При этом учащийся достигает поставленной цели средствами различных учебных предметов, а также информаций и технологий, выходящих за их пределы, значит, работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока. Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительностью. Поэтому использование метода проектов предполагает кардинальное изменение как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем.
Педагог должен отказаться от своей традиционно доминирующей роли в процессе передачи ученикам знаний и стать организатором проектной деятельности. Выполнение проекта осуществляется по определенному, достаточно сложному алгоритму, и при этом каждый ученик может выбрать любую тему проекта – все, что захочет и сумеет сделать.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор. Его цель поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что – то не то».
- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешности работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, - минимальный их набор учащийся присваивает на уроках; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляются организации групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися; контекстный пересказ ситуаций; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации, и т.д.).
- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Таким образом, роль учителя при организации проектной деятельности неоднозначна- координатор , наблюдатель, консультант безусловно, проектная деятельность требует от педагога высокого уровня профессионализма. Однако на всех этапах проекта учитель – фасилитатор.

4.Методические рекомендации педагогам-практикам

Особое внимание на наш взгляд необходимо уделить позициям, предложенным в разработанных методических рекомендациях для педагогов руководителей проектов:
Во-первых, старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
Во-вторых, ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
В-третьих, стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
В-четвертых, старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
В-пятых, не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. Оценивая, помните о необходимости справедливой оценки и мотивации на достижение желаемого результата.
В-шестых, не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
В-седьмых, помните о главном педагогическом результате – не делайте за обучаемого то, что он может сделать самостоятельно.
Немаловажную роль в успехе проекта играют прямые инструкции, которых желательно избегать.
В процессе проектирования необходимо научить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки, выявлять связи между предметами, событиями и явлениями, действовать независимо. Важно приучать их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
Большое внимание следует уделить формированию навыков самостоятельного решения проблем исследования, используя при этом трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
При этом обучать детей следует преимущественно не мыслям, а мышлению, развивая способность добывать информацию, а не использовать ее в готовом виде.
Необходимой составляющей успешного проектирования школьников являются умения анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Именно этому и следует обучать в процессе проектной деятельности.
Следовательно, задача учителя в современном образовательном процессе обеспечить такое руководство, которое бы обеспечило детям обучение управлению процессом собственного исследования.
Таким образом, главная идея метода проектов направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Наша работа показывает, что проектная деятельность может успешно применяться в работе с младшими школьниками и выступать инструментом формирования компетенций.

Список литературы

Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.
Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.
Матяш Н. В., Симоненко В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 112с.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
Прохорова Л. Н., Кривова Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64с.
Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.
Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96с.