Адаптированная программа воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ младшего и среднего школьного возраста в соответствии с ФГОС


Рассмотрена и принята на заседании Утверждаю.
педагогического совета Директор
ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» ОГБОУ Центр ППМС «Развитие»
протокол №_____ _____________Т.А.Гусева
от ________________2016г. приказ №___от __________2016г.







Адаптированная программа воспитания
и социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
младшего и среднего школьного возраста
(в соответствии с ФГОС)






Срок реализации программы: 1год
Разработчики программы:
С.В.Тарасова, воспитатель высшей квалификационной категории







г.Ульяновск
Пояснительная записка.
Воспитательная работа, проводимая с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) направлена на успешную социализацию, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, эффективную самореализацию в различных видах творческой, профессиональной и социальной деятельности.
Адаптированная программа воспитания и социализации областного государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - областного центра диагностики и консультирования соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Адаптированная программа воспитания и социализации определяет содержание и организацию воспитательного процесса и сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста, находящихся в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие». Она представляет собой комплексную программу по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, социализации, систему взаимосвязанных подпрограмм (направлений воспитательной работы), каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление воспитательной деятельности ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Программа воспитательной работы основывается на нормативных документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа содержит ряд целевых подпрограмм, реализуемых в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Нормативно-правовой и документальной основой Адаптированной программы воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста являются:
Закон ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598);
СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26;
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
Национальная доктрина образования РФ. (Постановление правительства РФ №751 от 04.10.2000г.)
Воспитательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации». А именно:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществляет индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
обеспечивает и интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении;
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа воспитательной работы обладает интегративным свойством и отражает характеристику деятельности учреждения в соответствии с образовательными целями, задачами и направлениями совершенствования условий, в которых эта деятельность осуществляется.
Механизмом реализации программы воспитательной работы является годовое планирование работы на основе анализа деятельности за предыдущий год. План работы содержит идентичные с программой разделы, что позволяет достигать наиболее полной реализации целей воспитания. В свою очередь годовой план работы учреждения конкретизируется планом работы отделения психолого- педагогического сопровождения.
Адаптированная программа воспитания и социализации разработана творческим коллективом воспитателей ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» в ходе коллективной проектировочной деятельности, согласована на научно- методическом совете.
В ходе реализации программы воспитательной работы предполагается:
- расширить возможности для творческого, интеллектуального и культурного развития личности ребенка, реализации его интересов;
- повысить творческую активность ребенка;
-  обеспечить преемственность в содержании различных видов воспитательной работы с учетом индивидуальных, психофизических особенностей развития детей  с ограниченными возможностями здоровья;
-    распространить   инновационный   опыт  работы воспитателей; 
-    способствовать нравственному воспитанию детей.
Данная программа рассчитана на воспитанников младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
помощь в развитии познавательных интересов;
создание благоприятных условий для развития личности, свободного и полного раскрытия способностей;
формирование системы ценностных ориентаций как основы воспитанности детей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение воспитанников в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика уровня проявления воспитанности детей младшего и среднего школьного возраста;
воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни;
воспитание гражданско-патриотического сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия;
совершенствование методического мастерства воспитателя, его сотрудничество с другими отделениями учреждения.

Механизм реализации программы.
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы педагога в процессе воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего школьного возраста.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему КТД;
в ходе взаимодействия с социальной службой учреждения (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями города (школы, музеи, библиотеки, театры, галереи, ЦДТ, ДК).

Принципы воспитательной работы.
            Личностно-ориентированные:
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
адаптивность.
            Культурно-ориентированные:
смысловое отношение к окружающему миру;
опора на культуру как на основу мировоззрения;
толерантность.
            Деятельностно- ориентированные:
овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
креативность.
Приоритетными принципами построения воспитательной работы являются: -  Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача.
- Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, талант у каждого свой, его надо найти. Поэтому, исходная позиция к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
-  Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. Одним из важных условий развития ребенка является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия воспитанника.
Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
-  Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание педагогов сделать все от него зависящее для организации необходимых условий. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Разговор с воспитанником идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
- Принцип гармонизации сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей. -  Принцип культурного обогащения личности ребенка.
- Принцип обеспечения социальной защищенности воспитанника.    Данные принципы носят методологический, психолого-педагогический характер и позволяют выработать единые основания для координации действий педагогического коллектива ОГБОУ Центр ППМС «Развитие», организации воспитательного процесса.
Методы воспитания:
формирования сознания личности (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, диспут);
организации деятельности и формирование опыта общественной деятельности (упражнение, приучение, воспитательные ситуации);
стимулирования поведения в деятельности (соревнования, поощрения).
Формы работы:
классные часы, беседы, обсуждения, дискуссии, круглые столы;
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры;
консультации, презентации;
вернисажи, концерты.
В структуру программы входит восемь подпрограмм (направлений воспитательной работы), которые являются неизменными. Тематика и содержание воспитательных мероприятий подобраны и варьируются с учётом возрастных, психических, индивидуальных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Направления воспитательной работы:
организационно-личностное;
нравственное;
здоровый образ жизни;
эколого – краеведческое;
интеллектуально-творческое;
гражданско-патриотическое;
профориентационное;
художественно-эстетическое.
В ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» сложилась система психолого- педагогического сопровождения воспитанников. Воспитанники получают логопедическую, дефектологическую и социальную помощь. Основными принципами сопровождения детей в учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»), непрерывность сопровождения, комплексный подход.
Цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения:
- правильный выбор образовательного маршрута;
- преодоление затруднений в учебе;
- решение личностных проблем развития ребенка;
- формирование здорового образа жизни.

Направления реализации
адаптированной программы воспитания и социализации.
Создание здоровьесберегающей среды в учреждении.
В ОГБОУ Центр ППМС «Развитие» создана материально- техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников:
-спортивный зал;
-инфракрасная кабина;
-ванна «джакузи»;
-кабинет учителя- дефектолога;
-кабинет учителя- логопеда;
-кабинет социального педагога;
-кабинет педагога- психолога;
-медицинский кабинет;
-учебные кабинеты;
-актовый зал;
-столовая;
-группы ОППС.
Все помещения учреждения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и труда воспитанников.

Направления деятельности по реализации
адаптированной программы воспитания и социализации.

Научно- методическое направление:
-научный анализ выполнения концептуальных идей;
-методический комплекс;
-разработка конспектов воспитательных мероприятий.
Социально- педагогическое направление:
-диагностика;
-мониторинг;
-формирование познавательной сферы.
Спортивно- оздоровительное направление:
-лечебно- профилактические мероприятия;
-организация физкультурно- оздоровительной работы.

Адаптированная программа воспитания и социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья
младшего и среднего школьного возраста
поможет воспитателям:

- наполнить жизненное пространство воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
- определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов и способностей воспитанников.





Механизмы взаимодействия с социальными институтами
Ульяновской области и г.Ульяновска.

1. С учреждением ГКУЗ УОКНБ – Ульяновская областная клиническая наркологическая больница - детское подростковое отделение - проводится совместная работа - профилактические беседы, показ видеофильмов по профилактике курения, алкоголизма, наркотической зависимости, по профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни.
2. С учреждением МБОУ ДОД ЦДТ №1- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества №1- отдел художественного творчества - проводится совместная работа по
организации досуговой деятельности – проведение мастер- классов по работе с природным и подручным материалом, занятий по изобразительной деятельности.
3. С учреждением МБОУ ДОД ЦДТ №1- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества №1- музей ветеранов Великой Отечественной войны им. Щукина П.С.- совместная работа по гражданско- патриотическому воспитанию.
4. С ОГБОУ СПО УПК №4- Областное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж №4 – совместная организация культурно- досуговой деятельности - организация и проведение конкурсов рисунков, художественного, изобразительного творчества, проведение социальных акций.
5. С ООО «Адреналин»- общество с ограниченной ответственностью «Адреналин»- проводится совместная работа по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни - организация спортивных развлечений.
6. С МБУК «Централизованная библиотечная система» (СДБ №31 «Сказочный театр») – Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» (Специализированная детская библиотека №31 «Сказочный театр») - совместная работа по организации культурно- досуговой деятельности – проведение литературных вечеров, показ кукольных спектаклей, инсценировок, нравственных бесед, утренников по календарным праздникам, показ мультфильмов, викторин, фото-экскурсов по истории города Ульяновска, уроки истории. Содержание Адаптированной программы воспитания и социализации в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие»
№пп
Подпрограммы (направления воспитательной работы)
Задачи
Ценность
Формы работы

1
организационно-личностное
1.Сплотить коллектив, отработать навыки коммуникативного поведения, выработать единые нормы поведения.
2.Создать условия для комфортного проживания воспитанников.
3.Воспитывать толерантность, дружелюбие.
Успешная адаптация воспитанников
игры, вечер знакомств, занятие - путешествие, занятие - игра

2
нравственное
1. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2. Формировать эстетические потребности, ценности и чувств.
3.Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
3.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ценность культурных отношений между воспитанниками и окружающими людьми
игра - путешествие, занятие - игра, беседы, решение проблемных ситуаций

3
здоровый образ
жизни
Формировать установки на использование здорового питания.
Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Формировать негативное отношение к факторам риска здоровью.
Формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Ценность здоровья и здорового образа жизни
«Праздник здоровья», эстафеты, практические занятия, занятия- путешествия, игры

4
эколого –
краеведческое
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности воспитанников.
Воспитывать заботливое отношение к природе.
Ценность сохранения экологии
Беседы, воспитательные часы, экскурсии, целевые прогулки, игры, викторины, чтение произведений о природе, вечера загадок

5
интеллектуально-творческое
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать индивидуальные познавательные интересы, нестандартное мышление.
Воспитывать умение работать в парах, малых группах, коллективе
Умение проявлять интеллектуальные знания в окружающей среде
КВН, викторины, занятие- путешествие, игровые вечера, турнир знатоков



6
гражданско-патриотическое
1.Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
3.Формировать целостное, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4.Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Умение самостоятельно, осознанно выбирать поведение и нести ответственность
беседы, воспитательные часы, экскурсии, целевые прогулки, игры, конкурсы, викторины, тест-опрос.

7
профориентационное
Расширять знания о профессиях, показать значение труда в жизни человека.
2. Формировать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Понимание роли труда в жизни человека и общества
КВН, викторины, занятие- путешествие, занятие- игра, экскурсии

8
художественно-эстетическое
Организовать комфортную ситуацию для творческого самовыражения воспитанников, проявления фантазии.
2. Способствовать овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоению правил техники безопасности.
3. Формировать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Приобщение воспитанников к эстетическим ценностям, эстетической культуре
Беседы, экскурсии, конкурсная программа, викторины, занятие- игра, турнир, соревнование



Организационно-личностное направление воспитательной работы.

Организационно - личностное направление является неотъемлемой частью воспитательной работы, помогает воспитанникам безболезненно адаптироваться в образовательном учреждении, даёт возможность проявить себя, самоутвердиться, создать позицию активного участника воспитательного процесса.
Цель организационно-личностного направления:
Обеспечить социализацию ребёнка во временном коллективе.
Задачи:
Сплотить коллектив, отработать навыки коммуникативного
поведения, выработать единые нормы поведения.
Создать условия для комфортного проживания воспитанников.
Воспитывать толерантность, дружелюбие.
Формы проведения мероприятий: игры, вечер знакомств, занятие – путешествие, занятие - игра.
Развитие личности ребенка вызывает интерес не только к его изучению, но и делает это необходимым в работе воспитателя. Зная уровень и особенности развития воспитанников, можно прогнозировать, выстраивать индивидуальное обучение и воспитание, создавать наиболее благоприятные условия для этих процессов. Для этого разработаны критерии и показатели определения уровня воспитанности. Их разработка является основным условием сознательного и целенаправленного изучения личности ребёнка.
Существует разнообразие практических методов диагностики уровня проявления воспитанности. Основными являются анкетирование, тестирование, метод наблюдения, решение проблемных ситуаций, которые помогают выявить уровень воспитанности детей на момент поступления в образовательное учреждение.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Поговорим о наших именах
1
1
1
1

2. Вечер знакомств
1
1
1
1

3. Рисуем цветик- семицветик
1
1
1
1

4.Вечер общения «Познакомьтесь, это я»
1
1
1
1

5. Ох, уж этот ветер
1
1
1
1

6. Дружба между мальчиками и девочками
1
1
1
1

7. Путешествие в страну дорожных знаков
1
1
1
1


Нравственное направление воспитательной работы.

Нравственное направление является неотъемлемой частью воспитательной работы. Уметь достойно вести себя в любой обстановке – права и обязанности каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить и закреплять на протяжении всего детства.
Цель нравственного направления воспитательной работы:
Углублять знания о важности вежливого обращения с окружающими.
Задачи:
1. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2. Формировать эстетические потребности, ценности и чувств.
3.Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
4.Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формы проведения мероприятий: игра - путешествие, занятие - игра,
беседы, решение проблемных ситуаций.
Разработка критериев и показателей является основным условием
сознательного и целенаправленного изучения уровня речевой культуры.
Существует разнообразие практических методов диагностики уровня
речевой культуры. Основными являются анкетирование, тестирование,
беседы, игры, которые помогают выявить уровень нравственного воспитания.
Алгоритм проведения диагностики
Подбор сюжетных картинок о вежливом и невежливом поведении детей.
Наблюдение за общением детей в с/р игре «Слепая бабушка».
Проведение беседы «Нужно ли быть вежливым».
Проведение теста «Культура речи».
Проведение экскурсий в ЦДТ №5, СДБ №31.
Оценивание ответов, высказываний и поведения воспитанников в соответствии с критериями.
Составление диагностических итоговых таблиц.

Перечень диагностических заданий
Обследование умений воспитанников применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях.
1. Разыгрывание проблемной ситуации «Слепая бабушка»
Цель: наблюдение за навыками невербального общения в игровой
ситуации.
Материал: шарф, стулья, колпак врача.
2. Беседа «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: выявить знания воспитанников о значении вежливых слов для культурного общения.
Материал: отрывки из произведений А. Линдгрен «О Карлсоне», Дж. Родари «Розовое слово «Привет», краски для рисования, листы белой бумаги.
3. Занятие-тест «Культура речи»
Цель: Выявить знания воспитанников о том, что входит в понятие «культурный человек»; умеют ли воспитанники применять правила этикета,
узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Обследование культурных навыков общения в реальной
окружающей обстановке.
Экскурсия. Цель: наблюдение за умением воспитанников вести себя в
окружающей обстановке, знанием правил речевого этикета, умением
общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Учимся быть дружными
1
1
1
1

2. Игра- путешествие «Если с другом вышел в путь»
1
1
1
1

3. Нужно ли быть вежливым?
1
1
1
1

4. Речевой этикет
1
1
1
1

5. Поговорим о доброте
1
1
1
1

6. Не обижайте муравья
1
1
1
1

7. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков
1
1
1
1

Здоровый образ жизни в воспитательной работе.

Сохранен°ие здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Культура здоровья является составной частью
базовой культуры. Она призвана развивать осознанное отношение воспитанников к своему здоровью как главной жизненной ценности, представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний, дети должны быть вооружены системой представлений о физиологических особенностях организма,
гигиены тела, питания, режима дня, о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы.
Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни воспитанников, устойчивом противодействии негативным воздействиям.
Цель воспитательного направления «Здоровый образ жизни»:
способствовать формированию потребности быть здоровым.
Задачи:
1. Формировать установки на использование здорового питания.
2. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.
3. Формировать негативное отношение к факторам риска здоровью.
4. Формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
5. Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Формы проведения здоровьесберегающих мероприятий: «Праздник здоровья», эстафеты, практические занятия, занятия- путешествия, игры.
Существует разнообразие практических методов диагностики уровня знаний о здоровом образе жизни, но наиболее показательным является анкетирование. Анкета предназначена для оценки знаний воспитанников об основах здорового образа жизни.
Алгоритм проведения диагностики.
1. Проведение анкетирования.
2. Обработка анкет, оценивание ответов, высказываний воспитанников в соответствии с критериями.
3. Составление итоговой диагностической таблицы.
Перечень диагностических заданий.
Анкетирование воспитанников. Анкета «Если хочешь быть здоров».
Цель: выявить уровень знаний о ЗОЖ: представления о правильном питании, способах закаливания, причинах травматизма, правилах личной гигиены.

Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Комплексное занятие «Если хочешь быть здоров»
1
1
1
1

2. Игра- инсценировка «Мы дружим с режимом дня»
1
1
1
1

3. Для чего нужны нам глазки
1
1
1
1

4. Диспут «Курить- здоровью вредить»
1
1
1
1

5. Как мы слышим. Уход за ушами
1
1
1
1

6. Дружи с водой
1
1
1
1

7. Путешествие в Спортландию
1
1
1
1

Интеллектуально-творческое направление воспитательной работы.
Интеллектуально-творческое направление является неотъемлемой частью воспитательной работы, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются явные нарушения психических процессов (внимания, мышления, воображения, памяти), мелкой моторики.
Цель интеллектульно- творческого направления воспитательной работы:
оказание помощи воспитанникам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать индивидуальные познавательные интересы, нестандартное мышление.
Воспитывать умение работать в парах, малых группах, коллективе.
Формы проведения мероприятий: КВН, викторины, занятие- путешествие, занятие- игра, турнир знатоков.
Исходя из того, что младший школьный возраст является важным для развития интеллектуальных способностей, разработаны критерии и показатели уровня интеллектуально-творческого развития воспитанников.
Существует разнообразие практических методов диагностики. Основными являются тестирование и различные упражнения на определение знаний, умений, навыков, которые помогают выявить уровень интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Алгоритм проведения диагностики.
Подбор заданий и тестов.
Тестирование воспитанников.
Проведение упражнения «Подумай и ответь».
Обработка результатов, оценивание ответов в соответствии с критериями
Составление итоговой диагностической карты.
Перечень диагностических заданий.
1. Тестирование.
Тест-игра «Геометрический человечек».
Цель: выявить уровень способности к творчеству.
Задание: нарисуй человека, который живет в стране Геометрии. Для изображения можешь использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. Упражнение.
1.2.Упражнение «Подумай и ответь».
Цель: определить умение делать выбор, группировать, обобщать.
Задание: прочитай слова, раздели их на группы, дай название каждой группе слов, подчеркни слова каждой группы одним цветом.
Понедельник, весна, утро, январь, вечер, воскресенье, март, зима, май, вторник, июнь, лето, пятница, август, среда, осень, четверг, сентябрь, день, февраль, ночь, апрель, июль, суббота, октябрь, ноябрь, декабрь.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Интеллектуальная игра «Слабое звено»
1
1
1
1

2. Учимся пользоваться календарём
1
1
1
1

3. Увлекательная неделька
1
1
1
1

4. Путешествие семьи
1
1
1
1

5. Игровой творческий вечер «Час занимательных заданий»
1
1
1
1

6. Магазин головоломок
1
1
1
1

7. Математическая викторина
1
1
1
1


Гражданско-патриотическое направление воспитательной работы.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и  патриотического   воспитания.
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- проявление гражданских чувств;
- гордость за достижения своей страны;
- гордость за символы государства;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Цель гражданско-патриотического направления: формирование у воспитанников знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1.Формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Формировать ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
3.Формировать целостное, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4.Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Формы гражданско-патриотического воспитания:
беседы, классные часы, праздники, экскурсии, целевые прогулки, игры, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, викторины, тест-опрос, использование аудиозаписи и технических средств обучения.
Для определения эффективности воспитательного процесса проводится диагностика. Информативные методики: анкетирование, наблюдение и один из главных методов - беседа.
Алгоритм проведения диагностики
Подбор иллюстраций с материалами, необходимыми для уточнения представлений о геральдике РФ.
Проведение анкетирования, наблюдения, теста «Недописанный тезис».
Обработка анкеты, теста в соответствии с критериями.
Составление итоговой диагностической таблицы.
Перечень диагностических заданий.
Цель: определить уровень сформированности  гражданско -патриотического  сознания.  
Анкетирование воспитанников
Анкета «Я – гражданин»
Цель: определить уровень сформированности гражданско-патриотического сознания
2. Тестирование воспитанников.
Тест «Недописанный тезис»
Цель: выявить представления об основных гражданско-патриотических качествах.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Межпланетное путешествие
1
1
1
1

2. Что такое мир
1
1
1
1

3. Круглый стол «Государственные символы России»
1
1
1
1

4. Путешествие по сказкам «Права человека»
1
1
1
1

5. Маленьким детям- большие права
1
1
1
1

6. Поляна детства
1
1
1
1

7. Путешествие в страну дорожных знаков
1
1
1
1


Эколого-краеведческое направление воспитательной работы.
В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде. Осознание важности охраны природы, формирования природоохранного сознания - это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.
Цель эколого-краеведческого направления: обобщить и углубить экологические знания.
Задачи:
Формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности воспитанников.
Воспитывать заботливое отношение к природе.
Формы и методы экологического воспитания:
беседы, воспитательные часы, праздники, экскурсии, целевые прогулки, игры, просмотр и обсуждение фильмов о природе, использование аудиозаписи и технических средств обучения, викторины, чтение произведений о природе.
Для определения эффективности воспитательного процесса разработана диагностика выявления уровня сформированности экологических знаний.
Используемые методы: анкетирование, тестирование, экологические
беседы, игры – путешествия,- органично связаны с жизнедеятельностью
детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по
содержанию, включают элементы игры, творчества, соответствуют возрастным возможностям, носят развивающий характер.
Алгоритм проведения диагностики.
1. Подбор сюжетных картин о живой и неживой природе.
2. Проведение анкетирования воспитанников.
3. Проведение тестирования воспитанников.
4. Обработка анкет, тестов, оценивание ответов, высказываний воспитанников в соответствии с критериями.
5.Составление итоговой диагностической таблицы.
Перечень диагностических заданий.
Цель: выявить имеющиеся знания о природе и о экологии, как науке.
1. Анкетирование воспитанников. Анкета «Береги природу».
2. Тестирование воспитанников. Тест «Закончи предложение».
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Животные с книжных страниц
1
1
1
1

2. Школа домашних животных
1
1
1
1

3. Что за праздник без цветов
1
1
1
1

4. Времена года
1
1
1
1

5. Экологический КВН
1
1
1
1

6. В мире цветов
1
1
1
1

7. Игровой творческий вечер «Времена года»
1
1
1
1


Профориентационное направление воспитательной работы.
Профориентационное направление является неотъемлемой частью воспитательной работы. Младший школьный возраст- подготовительный для становления профессионального самоопределения ребенка.
Цель профориентационного направления воспитательной работы:
формировать представления о разнообразии профессий, понимании роли труда в жизни человека и общества.
Задачи:
Расширять знания о профессиях, показать значение труда в жизни человека.
2. Формировать первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Тематика и содержание воспитательных мероприятий подобраны с учётом возрастных, психических, индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Формы проведения мероприятий: КВН, викторины, занятие- путешествие, занятие- игра.
Исходя из того, что младший школьный возраст является подготовительным для становления профессионального самоопределения ребенка, разработаны критерии и показатели развития уровня подготовленности к выбору профессии, которые являются свидетельством того, что ребенок становится на первую ступень самоопределения в профессии.
Разработка критериев и показателей является основным условием сознательного и целенаправленного изучения уровня профессиональной ориентации.
Существует разнообразие практических методов диагностики уровня подготовленности младших школьников к выбору профессии. Основными являются анкетирование и тестирование, которые помогают выявить ценностные отношения ребенка к труду, диагностировать уровень знаний о мире профессий.

Алгоритм проведения диагностики.
Подбор картинок, иллюстраций с материалами, инструментами, необходимыми для людей различных профессий.
Проведение анкетирования воспитанников.
Проведение упражнений серии «Угадай профессию».
Обработка анкет, оценивание ответов, высказываний воспитанников в соответствии с критериями.
Составление итоговой диагностической таблицы.
Перечень диагностических заданий.
1.Анкетирование.
Цель: выявить знания о профессиях.
Анкета «Профессия».
Цель: выявить представления о профессиональной ориентации.
«Тест неоконченных предложений». Цель: выявить понимание значимости профессий для людей,
общества.
2. Профориентационные упражнения «Угадай профессию».
2.1 «Назови профессию на букву...»
Цель: диагностировать уровень знаний о профессиях.
2.2 «Что ты знаешь о профессии»
Цель: уточнить представления о разнообразии профессий.
2.3 «Кто использует в работе?» (назвать профессии, в которых используют заданный инструмент или материал. Например: зеркало, половник, метла, шприц, ножницы, игла и т.д.).
Цель: способствовать расширению знаний о профессиях, закреплять представления о необходимых материалах, инструментах.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. Кем быть
1
1
1
1

2. В мире профессий
1
1
1
1

3. О профессиях и трудолюбии
1
1
1
1

4. Профессий много есть на свете
1
1
1
1

5. Без труда нет добра
1
1
1
1

6. Звёздный час «Профессии»
1
1
1
1


Художественно-эстетическое направление воспитательной работы.
Художественно-эстетическое направление является неотъемлемой частью воспитательной работы, помогает развить способность у воспитанников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве; воспитывать стремление участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщать к художественной деятельности, развивая творческие способности.
Цель художественно- эстетического направления:
гармонизация и развитие способностей человека, приобщение воспитанников к эстетическим ценностям, эстетической культуры.
Задачи:
Организовать комфортную ситуацию для творческого самовыражения воспитанников, проявления фантазии.
2. Способствовать овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоению правил техники безопасности.
3. Формировать первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Специфика художественно-эстетического воспитания воздействует на чувства воспитанников, обогащает их, способствует дифференциации эмоций.
Эстетические впечатления и переживания, вкус к прекрасному формируется под влиянием учебно-трудовой деятельности, эстетического оформления бытовой обстановки, общения с природой, взаимоотношениями с взрослыми и т.д. Продолжением и расширением этой работы является организованная система мероприятий.
Тематика и содержание воспитательных мероприятий подобраны с учётом возрастных, психических, индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Формы проведения мероприятий: КВН, викторины, занятие- игра,
турнир, конкурсы, соревнование.
В систему художественно-эстетического воспитания входит организация экскурсий в музеи, на выставки, на природу, посещение концертов, театра, кинотеатра, изучение художественной литературы.
Примерный тематический план воспитательных мероприятий
Темы мероприятий
Количество часов


1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

1. В мире сказок
1
1
1
1

2. Путешествие в мир сказок
1
1
1
1

3. Поезд везёт подарки мамам
1
1
1
1

4. Тематические КТД, концерты, посещение выставок, музеев
4
4
4
4

Воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные мероприятия с детьми воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга воспитанников. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, профориентационной, экологической культуры воспитанников. У воспитанников развиваются творческие, интеллектуальные способности. Дети учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга, развиваются человеческие качества: эмпатия, толерантность, доброта и т. д.

Принципы организации воспитательной работы по реализации
Адаптированной программы воспитания и социализации:
систематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.

Воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым в детском коллективе;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям, особенностям и интересам детского коллектива;
педагог выступает динамической силой, которая мотивирует детей к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к увеличению самостоятельности воспитанников;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества,
развивают в себе качества толерантной личности.
Способы изучения эффективности воспитательной деятельности

Критерии
Показатели
Методики

Организационно-личностное направление (Выявление уровня воспитанности детей при поступлении в образовательное учреждение)

Высокий
Интересуется историей и культурой Отечества, терпимо и уважительно относится к людям, бережет свое здоровье, культурно-гигиенические навыки сформированы соответственно возрасту; понимает общественную значимость труда. Проявляет интерес к знаниям, организует полезные дела коллектива
Анкеты «Что ты умеешь делать сам»
«Направленность личности»
«Недописанный тезис»
«Оцени себя»

Средний
Знакомится с историческим прошлым, помогает другим при побуждении взрослых. Друзей и игрушки выбирает при направляющей помощи. Не всегда самостоятельно проявляет культуру поведения, требует контроля взрослого. Проявляет вредные привычки. Культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно. Не проявляет интерес к учению, самоподготовка под контролем. В делах коллектива участвует при побуждении.


Низкий
Не интересуется историческим прошлым, допускает ущерб имуществу, не осознает права и свободы, проявляет бестактность, нетерпимое отношение к людям, имеет вредные привычки. Не реагирует на педагогические взаимодействия. Культурно-гигиенические навыки не сформированы, уклоняется от выполнения заданий, делами коллектива не интересуется.
«Доброта», «Щенок», «Допиши рассказ», «Конвейер»,
«Каков я? Кто я?

Нравственное направление

Высокий
Выполняет правила поведения и общения среди воспитанников . Вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослого. Оценивает действия и поступки со стороны известных речевых правил.
С/р игра «Слепая бабушка»
Беседа «Нужно ли быть вежливым?»
Занятие-тест «Культура речи»


Средний
Воспитанник стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению. Поступки, оцененные взрослыми отрицательно, старается не повторять. Использует простейшие речевые обороты или по напоминаю взрослого.


Низкий
Поведение воспитанника и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Может проявлять излишнюю робость, скованность в общении, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых. Не используют речевые обороты в соответствии с этикетом.





Здоровый образ жизни

Высокий
Имеет полное представление о сущности здорового образа жизни, об основных требованиях ЗОЖ.
Анкета «Если хочешь быть здоров»

Средний
Знает основы ЗОЖ, но имеет не полное представление о правильном питании, о способах закаливания организма, о причинах травматизма.


Низкий
Недостаточно знает основы ЗОЖ, правила личной гигиены, здорового питания


Эколого - краеведческое направление

Высокий
Основы экологической грамотности соответствуют уровню развития ребёнка, умеет классифицировать понятия живая и неживая природа, сформированы знания по видам растительного и животного мира, владеет элементарными экологическими навыками.
Анкета «Береги природу»
Тест «Закончи предложение»

Средний
Основы экологической грамотности сформированы частично, допускает ошибки в классификации понятий живая и неживая природа, допустил негрубую ошибку в распределении по классам


Низкий
Основы экологической грамотности соответствуют уровню развития ребёнка, умеет классифицировать понятия живая и неживая природа, сформированы знания по видам растительного и животного мира, владеет элементарными экологическими навыками


Интеллектуально-творческое направление

Высокий
Использует все предлагаемые геометрические фигуры для изображения «человечка», группирует слова, использует обобщение, задание выполняет в соответствии с инструкцией.
Тест- игра «Геометрический человечек».

Упражнение «Подумай и ответь».

Средний
Использует 3-4 фигуры для изображения «человечка», определяет несколько групп слов, не использует обобщающие слова


Низкий
Использует 1-2 фигуры для изображения «человечка», группирует слова, но не использует обобщающего слова


Гражданско- патриотическое направление

Высокий
Имеют полные и разносторонние знания о РФ, своем патриотическом долге, применяют на практике
Анкета «Я- гражданин»
Тест «Недописанный тезис»

Средний
Имеют достаточно разносторонние знания, но интерес не устойчив, самостоятельности в деятельности не проявляют, эпизодически участвуют в жизни коллектива


Низкий
Воспитанники имеют отрывочные бессистемные знания гражданско-патриотической направленности, не всегда применяют их на практике, не сформирован интерес к их пополнению.



Профориентационное направление

Высокий
Называет более 6 профессий, точно описывает производственные функции. Называет материалы, инструменты безошибочно. Строит предположения о будущей профессии, имеет представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, понимает основную суть данной деятельности.
Анкета «Профессия»
Тест «Неоконченные предложения»
Профориентационные упражнения «Угадай профессию».

Средний
Называет 3-5 профессий, но не знает точно производственных функций. Строит предположения о будущей профессии, однако имеет очень приблизительные представления о том, какие знания ему нужны в профессиональной деятельности, не понимает основную суть данной деятельности


Низкий
Называет менее 3 профессий. Путает название  профессии и производственных функций. Не знает материалов, инструментов. Воспитанник не строит предположения о будущей профессии, не видит роль знаний  в профессиональной деятельности, плохо  понимает специфику профессиональной деятельности


Художественно- эстетическое направление
(определение уровня воспитанности детей перед выбытием из учреждения)

Высокий
Интересуется историей и культурой Отечества, терпимо и уважительно относится к людям, бережет свое здоровье, культурно-гигиенические навыки сформированы соответственно возрасту; понимает общественную значимость труда. Проявляет интерес к знаниям, организует полезные дела коллектива
Анкета «Что ты умеешь делать сам»,
«Направленность личности»
«Недописанный тезис»
«Оцени себя»

Средний
Знакомится с историческим прошлым, помогает другим при побуждении взрослых. Друзей и игрушки выбирает при направляющей помощи. Не всегда самостоятельно проявляет культуру поведения, требует контроля взрослого. Проявляет вредные привычки. Культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно. НЕ проявляет интерес к учению, самоподготовка под контролем. В делах коллектива участвует при побуждении.


Низкий
Не интересуется историческим прошлым, допускает ущерб имуществу, не осознает права и свободы, проявляет бестактность, нетерпимое отношение к людям, имеет вредные привычки. Не реагирует на педагогические воздействия. Культурно-гигиенические навыки не сформированы, уклоняется от выполнения заданий, делами коллектива не интересуется.
«Доброта», «Щенок», «Допиши рассказ», «Конвейер», «Каков я? Кто я?

Реализация
Адаптированной программы воспитания и социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья
младшего и среднего школьного возраста.

Реализация программы предполагает:
-       формирование ведущих интегративных качеств личности:
Творчество. Интеллект. Культура;
-       непрерывную педагогическую диагностику;
-       практическую совместную деятельность педагогов и воспитанников;
-       оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания
в коллективе и самовоспитания;
- развитие общей и педагогической культуры воспитателей.

Ожидаемые результаты.
1. Активизация воспитанников и вовлечение их в общественно-полезную деятельность. 2. Создание социально-позитивной среды. 3. Раскрытие творческого, интеллектуального, культурного потенциалов воспитанников. 4. Повышение уровня показателей воспитанности, привитие толерантности, умения вести себя в рамках современного этикета. 5. Эффективное проведение социальной адаптации воспитанников.

Условием достижения цели является четкое соблюдение педагогом следующих заповедей воспитания:
1. Не навреди.
2. Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.
4. Учитывай уровень развития своего воспитанника.
5. Предоставь самостоятельность ребенку.
6. Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Мђ Заголовок 1Мђ Заголовок 2Мђ Заголовок 315