Урок по русской литературе Художественные особенности стихотворений: А.С. Пушкин «Домовому», «Бесы» М.Ю.Лермонтов «Морская царевна» А.А.Блок «Старушка и чертенята» Е.В.Курдаков «Леший» И.А.Бродский «В деревне бог живет не по углам…» 6 класс


КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Художественные особенности стихотворений: А.С. Пушкин «Домовому», «Бесы»; М.Ю.Лермонтов «Морская царевна»; А.А.Блок «Старушка и чертенята»; Е.В.Курдаков «Леший»; И.А.Бродский «В деревне бог живет не по углам…»
Поэтическое мастерство авторов.
Школа: ГУ «Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»
Дата: 13 неделя 2 урок ФИО учителя: Фатхудинова Аймагуль Мухтарбековна
КЛАСС:
6.12.16 г. Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
- в ходе анализа стихотворений выявить художественные особенности стихотворений русской поэзии 19-20 веков, а также познакомить с поэтическим мастерством русских поэтов 19-20 веков;
-учить выразительному чтению стихотворений,
-развивать умение анализировать стихотворения, умение работать слаженно в команде.
Все учащиеся смогут: вспомнить изученное ранее по теме, прочитать стихотворения, внести свой вклад в работу группы, провести рефлексию своей работы на уроке
Большинство учащихся будут уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать, находить ответы на вопросы, применять знания при анализе стихотворения.
Некоторые учащиеся смогут: развивать творческие способности, дать полные ответы по анализу, увидеть художественные особенность стихотворений.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Ключевые слова и фразы: анализ стихотворения, русские поэты, поэзия, художественные особенности, художественные средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение, рифма, способ рифмовки, идея, тема.Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:
Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? Howdoweknow?
Has every learner’s choice been recorded? Howcanwecheck?
Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?
Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?
Вопросы для обсуждения:
Можете ли вы сказать, почему...?
Подсказки:
Предыдущее обучение Вторая тема после знакомства с поэзией русских писателей 19-20 веков.
План
Планируемые сроки Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало урока
2-5 мин 1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, способствовать созданию эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
Мотивационное начало урока (дети стоят).
Звучит песня «Снег кружится».
-Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Фрагмент песни «Снег кружится»
Середина урока
5-35 мин 2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся по теме, настроить на изучение нового материала.
«Мозговой штурм»
-На протяжении нескольких уроков мы изучаем славянскую мифологию.
-Скажите, что хотели объяснить с помощью мифов древние славяне?
- Почему славянская мифология в отличие от греческой не имела такой счастливой судьбы? (отсутствие письменности)
- В чем своеобразие святилищ и храмов у славян? (украшали драгоценными каменьями, утварью, коврами, тканями, рогами)
- Как дошли до нас сведения о мифах славян? (описаны средневековыми авторами, находки археологов)
- Почему храмы не сохранились? ( идолопоклонство, язычество преследовалось после принятия христианства)
- Какие боги были самыми почитаемыми? ( Бог богатства Велес, бог грозы, грома и молнии Перун, Даждьбог – бог тепла, света)
- Какие языческие праздники дошли до нас? (Масленица, Троица. День Ивана Купалы)- Назовите представителей низшей мифологии. (Домовой, леший, русалка, кикимора, упырь, ведьма, черт)
Формативное оценивание.
3. Постановка цели занятия перед учащимися: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. - Сегодня на уроке мы выявим художественные особенности стихотворений русской поэзии 19-20 веков, а также познакомимся с поэтическим мастерством русских поэтов 19-20 веков.
Ваша задача – быть внимательными, активными на уроке, применить знания в анализе стихотворений. 4. Проверка д/з
Цель: выявить уровень выполнения д/з.
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бродского «В деревне бог живет не по углам…» наизусть.
Оценивание по критериям:НИЯ НАИЗУСТЬ
1 .Указана ли фамилия автора и название стихотворения
2. Безошибочность чтения.
3. Выразительность чтения (правильно ли расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения и сила голоса.)
4. Эффективное использование мимики и жестов.
ОЦЕНИВАНИЕ
"5" - выполнены все требования критериев
"4" - не выполнено одно из требований
"3" - выполнены два из основных требований
Суммативное оценивание.
Сообщения учащегося о домовом.
1)О том, что в каждом доме, живёт такой маленький, косматый старичок, которого все зовут – Домовой и, про которого мы слышали так много мистических историй в детстве, знают все. Упала ли конфета на пол, рассыпались ли крошки по столу, скрипнула ли дверь, или вдруг завыл сквозняк в окнах – мы точно знаем, это его проделки. В современной жизни этого маленького духа, который живёт в наших квартирах, ещё называют Барабашкой.
Существует не меньше сотни мистических историй, повествующих о появлении этого бородатого старичка на белом свете. Но, нас больше беспокоит не «родословная», а сама суть этого представителя потустороннего мира.
Так какой он, всё-таки, злой или добрый? Где живёт? Как выглядит? Чем занимается?
Издавна считается, что Домовой есть в каждом жилище. Просто, в некоторых случаях он себя проявляет, но чаще – нет.
Осмысление5. Новая тема.
Цель: в ходе анализа стихотворений выявить художественные особенности стихотворений русской поэзии 19-20 веков, а также познакомиться с поэтическим мастерством русских поэтов 19-20 веков; учиться выразительному чтению стихотворений, развивать умение анализировать стихотворения, умение работать слаженно в команде.
Работа в группах. Распределение ролей
Творческий отчет групп
Выразительное чтение стихотворения
Анализ стихотворений
1 группа А.С.Пушкин «Домовому», «Бесы».
2 группа М.Ю.Лермонотов «Морская царевна»
3 группа Е.В.Курдаков «Леший»
4 группа И.А.Бродский «В деревне бог живет не по углам…»
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
Оценивание каждого ученика в классе производят члены группы во главе со спикером. Листы с оценками спикеры сдают учителю.
Иллюстрации мифических образов на доске
Презентация
1 слайд
2-4 слайды
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Дополнительный материал учащегося
Учебник русской словесности, хрестоматия
Памятка анализа стихотворения у каждой группе на парте
8 слайд
Листы А-3, фломастеры, маркеры…

Конец урока
35-45 мин Рефлексия.
Цель: помочь учащимся выявить уровень знаний по пройденной теме.
«5»• Кому на уроке было всё понятно, активно и уверенно работали , повесьте на доску снежинку.
 «4»• Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, повесьте сосульку. 
«3»• Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, повесьте дождик.
6. Итог урока
Цель: подвести итог урока.
- Что вы можете сказать о художественном своеобразии стихотворений?
- Что вы можете сказать о поэтическом мастерстве поэтов?
6. Домашнее задание
Индивидуальные задания и всем читать стр.100-102.
«Миф о происхождении Тенгри», «Миф о происхождении человека», «Мифы о происхождении божеств и космическом мироустройстве».
Оценивание осуществляется в группах. Спикер сдает лист с оценками. Дополнительная информация
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связисоблюдение СанПиН
ИКТ компетентностьСвязи с ценностями
учащиеся с высоким уровнем мотивации
учащиеся с высоким уровнем мотивации
групповая работа
парная работа
работа по вариантам наблюдение учителя
результаты работы в тетради
качество ответов учащегося
самооцениваниевзаимооцениваниеформативное оценивание русский язык
информатика
ИЗО
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что была направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?