Рабочая программа по развитию навыков социальной адаптации для детей младшего школьного возраста «Миссия выполнима»



Актуальность программы
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем являются сложности социальной адаптации детей, которые, как правило, проявляются в форме различных нарушений поведения дома и в образовательных учреждениях. Сложности в социальной адаптации могут быть связаны с проблемами саморегуляции, которые могут наблюдаться как у детей с нормативным развитием, так и у детей имеющих физиологические проблемы, в том числе у детей с СДВГ. Одной из причин нарушения поведения у детей с нормативным развитием является дисгармоничный стиль воспитания в семье [2, 3, 8]. В свою очередь у детей с СДВГ причиной нарушения поведения являются особенности строения и функционирования головного мозга. Дети с СДВГ демонстрируют нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что проявляется в двигательной гиперактивности, нарушении внимания и импульсивности [4]. Высокая актуальность своевременной помощи в детям с СДВГ подтверждается, опасностью присоединения эмоциональных расстройств при их плохой адаптации к социуму[1]. Также трудности адаптации и нарушения поведения могут быть связаны со сложностями понимания социальной ситуации и недостаточным развитием коммуникативных навыков. Так дети с синдромом Аспергера, имеют трудности с распознаванием социального контекста, а так же трудности понимания скрытого смысла. Эти дети, как правило, фиксируются на значимой для них теме, не ориентируясь на собеседника и социальный контекст ситуации [11]. Вышеуказанные проблемы мешают ребенку адаптироваться в коллективе, отрицательно влияют на его отношения с окружающими, вплоть до того, что ребенок, может быть подвергнут буллингу. Так же необходимо отметить то, что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, в которой формируется не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом. В том случае если вышеперечисленные проблемы делают
невозможным ее полноценное протекание, становятся невозможным формирование основных компонентов учебной деятельности таких как:
развитие мотивационной сферы, а именно: переход, от внешней к внутренней познавательной мотивации;
умениеосознанновыделитьучебнуюзадачуиотличатьееотконкретно- практического задания;
осваивать в полной мере учебные действия;
овладевать действиями контроля и самоконтроля;
овладеть действиями оценки и самооценки [8].
Программа «Миссия выполнима» направлена на формирование и развитие навыков социальной адаптации. Повышение уверенности детей в собственных силах. Повышение эффективности детско-родительских отношений, способствующая их последующей гармонизации.
Программа составлена на основе программы индивидуальной работы с ребенком «Миссия выполнима» Почтарева В.В., Тутушкина М.В.
Новизна программы
Центральная идея программы заключается с том, что сложности, которые испытывает ребенок, рассматриваются не как проблема, а как навык, которым еще не овладел ребенок. Дети должны принимать активное участие в овладении умениями, которые необходимы им для того, что бы адаптироваться к существующим условиям (справится с существующими проблемами). В результате реализации программы требования родителей становятся более последовательными и предсказуемыми для ребенка. Помимо этого программа позволяет немедленно подкреплять нужные реакции ребенка, что особенно важно для детей с СДВГ и синдромом Аспергера.
Данная программа имеет ряд особенностей:
программа фокусируется не на проблеме и истории ее появления, а на навыке, который необходимо освоить ребенку, что позволяет избежать сопротивления, как со стороны детей, так и со стороны родителей;
применима как для решения повседневных трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей, так и для более серьезных случаев, которые попадают в сферу компетенции профессионалов, занимающихся проблемами детей с особыми потребностями;
доступна, для применения людям, не имеющим психологического образования (педагогам, родителям, опекунам ребенка);
программа интересна детям, так как основана на игровом сюжете, включает в себя творческие задания;
улучшает взаимодействие и повышает уровень сотрудничества между взрослыми и ребенком, а так же способствует тому, что взрослые, окружающие ребенка начинают действовать в едином направлении;
ребенок активно участвует в разработке и реализации программы, что позволяет перевести его из «объектной» в активную позицию и почувствовать себя полноправным партнером взрослых.
Основания программы
Программа “Миссия выполнима” является модифицированной сокращенной версией программ: «Миссия выполнима» и «Детские навыки» (Kids' skills), разработанной Б. Фурманом. Методологической основой данных программ является ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия) [1, 8], нарративная терапия. Для составления программы “Миссия выполнима” использованы все ступени вышеуказанных программ, которые дополнены домашними заданиями. Занятия проходят в присутствии одного из родителей (возможно присутствие кого-либо из близких родственников, проживающих вместе с ребенком). По мере обучения ребенка
навыку сам родитель имеет возможность обучиться проведению данной методики, что в последствие позволяет применять ее самостоятельно.
Данная программа строится с учетом возрастных особенностей детей и их ведущей деятельности. У детей данного возраста достаточно хорошо развита способность формировать причинно следственные связи, начинает формироваться рефлексивное мышление, в связи с этим на занятиях основной акцент делается на совместную работу ребенка с родителем.
Практическая направленность
Программа направлена на обучение детей навыкам социальной адаптации. Программа рекомендована для детей младшего школьного возраста, имеющие нарушения поведения, а так же, проблемы адаптации, в том числе дети имеющие диагнозы: СДВГ, синдром Аспергера. Навыки регуляции своего поведения, коммуникации и ориентации в социальной среде позволит лучше адаптироваться детям в социуме. Основными принципами программы являются: опора на сильные стороны ребенка и семьи; акцентирование внимания на поиске решения, а не на проблеме; передаче ответственности за регуляцию своего поведения ребенку, эффективности детско-родительских отношений.
Цель: Формирование навыков социальной адаптации.
Задачи:
обучение ребенка навыку социальной адаптации;
Повышение у детей уверенности в себе, своих силах;
Формирование адекватной самооценки;
Помощь в преодолении социальной изоляции, адаптации их в детском коллективе;
Присвоение ребенком ответственности за собственное поведение;
Развитие коммуникативных навыков;
Повышение эффективности детско-родительской коммуникации.
Адресат: Дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения поведения, а так же, проблемы адаптации, в том числе дети имеющие диагнозы: СДВГ, синдром Аспергера.
Программа может быть недостаточно эффективна в работе с детьми:
нарушения поведения, которых связаны с травматическим событием в анамнезе;
имеющих диагноз умственная отсталость;
не имеющими близкого взрослого человека, готового включиться в реализацию программы.
Противопоказания:
средняя, тяжелая степень умственной отсталости.
психические заболевания в стадии обострения.
Сроки реализации данной программы:
Первый блок – занятия 2 - 7 направлены на создание мотивации ребенка. Занятия 8 - 9 направлены на формирование и отработку навыка. Занятия 10 - 16 направлены на закрепление навыка и перенесение сформированного навыка в повседневную жизнь. Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста.
Каждое занятие включает: обсуждение домашнего задания, основную часть (освоение нового материала), обсуждение домашнего задания на следующий раз.
Длительность занятия 45 минут. Консультация родителя 15 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Срок реализации программы – 33 (34) часа.
Оборудование и материалы
бумага А4; карандаши, фломастеры, флип-чат, бумага для флип-чата.
Ожидаемые результаты:
В процессе прохождения программы дети научаются выбранному навыку, а так же помимо этого будут совершенствовать умения осознанно регулировать свое поведение, находить конструктивные способы разрешения проблемных ситуаций. Родители, в свою очередь, посещая занятия, обучаются данной методике, что позволяет им в дальнейшем использовать ее самостоятельно.
Методы и средства оценки результативности программы:
Входящая и исходящая диагностика проводится методом структурированного интервью и шкальной оценки. Оценка эффективности проводится путем сравнения п. № 6 входящего интервью с п. №1 исходящего интервью и пункта № 2 исходящего с п.№2 входящего соответственно.
Входящая диагностика (см приложение 1).
Исходящая диагностика (см приложение 2).
Учебно – тематический план ( 1 класс):
№ Темы занятий Кол-во часов Форма контроля
Входящая диагностика. 1 час Структурированное интервью,
шкалированиеПреобразование проблемы в умение. 1 час Наблюдение
Выявлениепреимуществотобучения навыку. 1 час Наблюдение
Обозначение навыка 1 час Наблюдение
Подбор группы поддержки 1 час Наблюдение
Обретение уверенности 1 час Наблюдение
Планирование праздника 1 час Наблюдение
Уточнение элементов навыка. 1 час Наблюдение
Практика навыка. Обращение к группе
поддержки. 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации. Напоминание обобучении навыку. 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Завершающее занятие. 1 час Наблюдение
Исходящая диагностика 1 час Структурированное интервью,
шкалированиеУчебно – тематический план (2 класс):
№ Темы занятий Кол-во часов Форма контроля
Входящая диагностика. 1 час Структурированное интервью,
шкалированиеПреобразование проблемы в умение. 1 час Наблюдение
Выявлениепреимуществотобучения навыку. 1 час Наблюдение
Обозначение навыка 1 час Наблюдение
Подбор группы поддержки 1 час Наблюдение
Обретение уверенности 1 час Наблюдение
Планирование праздника 1 час Наблюдение
Уточнение элементов навыка. 1 час Наблюдение
Практика навыка. Обращение к группе
поддержки. 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации. Напоминание обобучении навыку. 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Мониторинг ситуации 1 час Наблюдение
Завершающее занятие. 1 час Наблюдение
Исходящая диагностика 1 час Структурированное интервью,
шкалированиеЗанятие 1.
Тема: Водящая диагностика
Цель: Входящая диагностика. Установление первичного контакта
Материалы:
Анкета, шариковая ручка
План занятия:
Входящая диагностика проводится в форме структурированного интервью. Бланк интервью (см приложение 1).
Занятие 2.
Тема:
Преобразование проблемы в умение.
Цель: Знакомство. Формирование доверительных отношений. Преобразование проблемы в умение. Формулировка навыка.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
В начале встречи, обучающий еще раз обобщает и озвучивает полученную на диагностике информацию. Из перечня проблем необходимо выбрать одну. Выбор идет на основании того, с какой из этих проблем в данный момент ребенку будет легче всего справиться. Помимо этого комплексную проблему нужно разделить на части.
Обучающий предлагает переформулировать проблему в навык. Для этого можно задать вопрос: «Чему должен научиться ребенок для того, чтобы справиться с проблемой?» и подчеркнуть, что навык это не способность не делать что-то нежелательное, а способность вместе этого делать что-то правильное. Формулируя навык, необходимо исключить слова: «не», «нельзя», «прекратить», и использовать слова: «соблюдать», «начать», «выполнять», «делать» и т.д.Навык должен быть сформулирован максимально конкретно в поведенческих терминах. (На этом и последующих занятиях обучающий фиксирует всю основную информацию на флип-чате. В конце занятия обучающий предлагает родителям сфотографировать для себя информацию в связи с тем, что она понадобится для оформления плаката.)Динамическая пауза
обучающий проясняет, согласен ли ребенок работать над этим навыком. Если ребенок не согласен то психолог:
проясняет причины отказа ребенка;
предлагает ребенку, сформулировать навык по данной проблеме самостоятельно и согласовывает его с родителем
Домашнее задание: Провести наблюдение за тем, бывают ли ситуации, когда ребенок уже демонстрирует этот навык. Что это за ситуации. Какие выгоды появляются, когда ребенок демонстрирует этот навык.
Занятие 3.
Тема: Выявление преимуществ от овладения навыком.
Цель: Выявление преимуществ от овладения навыком. Мотивирование ребенка на обучение навыку.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Это и последующие занятия начинается с приветствия семьи и обсуждения домашнего задания.
Обучающий проясняет, удавалось ли ребенку хотя бы частично демонстрировать выбранный навык. Если не удавалось, узнать были ли ситуации, в которых навык мог проявиться. Если ребенок уже демонстрировал этот навык, надо прояснить какие преимущества и выгоды были от этого.
Динамическая пауза
Выявление всех возможных выгод от обучения навыку. Выгод необходимо найти как можно больше, так как от этого зависит мотивация ребенка к освоению навыка. Помимо выгод ребенка, обсуждается, какие выгоды будут получены для всех членов семьи.
Для выявления выгод, можно использовать следующие вопросы:
как обучение этому навыку скажется на отношении ребенка с родителями, учителями, одноклассниками, друзьями?
На что у ребенка будет хватать времени, если он овладеет этим навыком?
Как обучение навыку отразиться на будущем ребенка?
Как родители отреагируют, если ребенок научится навыку, что смогут ему позволить?
Домашнее задание.
Продолжать искать выгоды и записывать их. Сочинить историю на тему: «Какая будет моя жизнь, когда я научусь этому навыку»
Занятие 4.
Тема: Обозначение навыка
Цель: Формулировка названия навыка. Выбор существа силы. Мотивирование ребенка на обучение навыку.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Обучающий проясняет, какие еще выгоды удалось выявить за прошедшую неделю, а так же, в какие моменты ребенку удается наиболее успешно демонстрировать навык и что ему помогает в этом.
Обучающий предлагает ребенку выбрать название навыка. Для этого можно привести пример или предложить ребенку вспомнить того, у кого этот навык хорошо развит, и назвать его таким образом. В том случае, если ребенку помогают придумать название навыка родитель или обучающий, важно, чтобы ребенок сам выбрал название навыку из предложенных вариантов.
Динамическая пауза.
Выбор существа силы. Существом силы может быть любе животное или персонаж из мультфильма, фильма, книги, которые, по мнению ребенка, смогут помочь ему в освоении выбранного навыка. Это существо должно само обладать этим навыком или качествами, которые могут способствовать развитию этого навыка. Важно, чтобы ребенок не выбрал существом силы отрицательного персонажа, даже если он обладает определенным навыком. В противном случае, ребенок может дублировать поведение этого персонажа в рамках обучения навыку.
Ребенок с помощью родителя определяет, как будет помогать ему существо силы в овладении навыка.
Существо силы может:
помогать ребенку сохранять уверенность в свои силах в процессе обучения навыку;
давать ребенку силы, необходимые для постоянной тренировки навыка;
напоминать ребенку, что пора практиковаться;
успокаивать и поддерживать ребенка, если он временно утратил навык;
помогать ребенку вспомнит то время, когда он мог пользоваться каким-то умением;
помогать ребенку, чувствовать себя уверенным, когда он демонстрирует свое умение;
давать ребенку полезные советы, например, как поступать в проблемной ситуации;
радоваться успеху ребенка;
переводить ребенка на новый уровень освоения навыка или присваивать ему новые звания, переводить на новые уровни развития.
Домашнее задание.
Сделать талисман с изображением существа силы, который ребенок сможет носить с собой. Это может быть маленькая фигурка, изображающая существо силы, брелок или браслет с его изображением. Главное условие, чтобы талисман был на виду у ребенка и мог напоминать ему о навыке. Продолжать наблюдать за тем, в каких случаях ребенок демонстрирует навык.
Занятие 5.
Тема: Подбор группы поддержки
Цель: Выбор группы поддержки. Мотивирование ребенка на обучение навыку.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Обучающий проясняет, как талисман помогал ребенку на прошедшей неделе. Если ребенок не сделал талисман, можно спросить в каких случаях он вспоминал про существо силы и каким образом этот персонаж ему помогал.
Обучающий помогает ребенку выбрать группу поддержки. Ее участники могут:
подбадривать ребенка, говоря ему, что он выбрал очень нужный и полезный навык;
поддерживать в нем уверенность в том, что он способен овладеть этим навыком, и объяснить ему, почему они верят в него;
хвалить ребенка, когда он делает успехи в овладении навыком;
помогать ребенку снова встать на правильный путь, когда он временно забывает выученное;
разделять с ребенком радость успехов.
Ребенок с помощью родителя определяет, кто будет входить в состав группы поддержки и как каждый из участников будет ему помогать. При выборе группы поддержки необходимо следить за тем, чтобы ожидания ребенка от людей входящих в нее были адекватны их возможностям.
Динамическая пауза
Ребенок при помощи психолога сочиняет обращение к члену группы поддержки, в котором ребенок просит помочь ему научиться данному навыку. В обращении должны быть: название навыка, его расшифровка и то, как данный человек может помогать его освоить. После того как обращение готово, ребенок обращается к родителю с просьбой войти в его группу поддержки. Для тех участников группы
поддержки, которые будут фиксировать успехи ребенка в освоении навыка, делаются специальные дневники, в которых они будут фиксировать достижения ребенка.
Домашнее задание
Начать делать плакат, посвященный обучению навыка. Для этого нужен лист ватмана формат А1. В середине листа пишется название навыка, под названием расшифровка. Над названием навыка рисуется существо силы. В одном из углов плаката пишутся выгоды, которые появятся у ребенка и семьи, если он освоит навык. В другом углу список людей, входящих в группу поддержки.
Сделать дневник для каждого участника группы поддержки. Обратиться с просьбой к каждому из участников группы поддержки, о помощи в освоении навыка.
Занятие 6.
Тема: Обретение уверенности
Цель: Выявление качеств ребенка, способствующих его обучению новому навыку, на основе имеющегося опыта. Мотивирование ребенка на обучение навыку.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Обучающий проясняет у ребенка все ли люди, которых он выбрал, согласились быть в его группе поддержки, раздал ли он им дневники.
Динамическая пауза
Для обретения уверенности в себе ребенку необходима поддержка окружающих. Она может заключаться в том, что родитель объясняет, почему он уверен в том, что ребенок сможет овладеть данным навыком. Для этого родитель может ответить на следующие вопросы:
какими качествами, которые могли бы помочь в освоении навыка, обладает их ребенок;
чему уже научился их ребенок;
какими поступками и достижениями ребенка гордятся родители;
с какими трудностями ребенок уже смог справится;
были ли случаи, когда ребенок уже демонстрировал навык, которому собирается обучаться.
Обучающий также принимает активное участие и дополняет рассказ родителя своими наблюдениями о достижениях ребенка во время занятий, а так же о его качествах, которые помогут ему освоить навык.
Домашнее задание
Внести в плакат достижения ребенка и его качества, способствующие освоению навыка.
Занятие 7.
Тема: Планирование праздника
Цель:Планированиепраздника,посвященноготому,чторебенокосвоил выбранный навык. Мотивирование ребенка на обучение навыку.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
1. Обучающий проясняет у ребенка, как он хочет отметить успешное окончание овладения навыком. Составляется список гостей, которых хочет позвать ребенок. Ребенок может позвать близких людей, своих друзей, а так же тех людей, которые
9652006121402. Динамическая пауза 3. Ребенок с помощью родителя сочиняет историю на тему: «Праздник,
002. Динамическая пауза 3. Ребенок с помощью родителя сочиняет историю на тему: «Праздник,
входили в группу поддержки и помогали научиться ему навыку. В том случае, если ребенок отказывается от праздника психолог проясняет с чем это может быть связано.
посвященный освоению навык»
Домашнее задание
Дополнить плакат планом проведения праздника.
Занятие 8.
Тема: Уточнение элементов навыка.
Цель: Уточнение элементов навыка. Практика навыка.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Обучающий предлагает ребенку описать, как будет выглядеть навык, из каких действий он будет состоять. Навык описывается как можно подробнее в поведенческих терминах. Для более конкретного описания, можно предложить ребенку описать, как этот навык будет проявляться в различных ситуациях. Так же можно попросить ребенка представить различные ситуации и продемонстрировать, что он будет делать, когда освоит выбранный навык.
Динамическая пауза.
Моделирование ситуации. Обучающий озвучивает ребенку различные ситуации и просит его показать, как он будет себя в них вести. Необходимо начинать с самой простой ситуации, постепенно усложняя их для ребенка.
Во время моделирования ситуации обучающий хвалит ребенка, подробно перечисляя все то, что удается ребенку в поведенческих терминах. В том случае, если обучающий входит в группу поддержки ребенка он может ставить отметки в дневник.
Домашнее задание
Внести в плакат элементы навыка. Практиковать навык в реальных ситуациях. В том случае, если такие ситуации случаются редко, родитель может их моделировать.
Занятие 9.
Тема: Практика навыка
Цель: Практика навыка.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
1. Обучающий проясняет, были ли ситуации, когда ребенку удавалось попрактиковать свой навык; какие это были ситуации; как ребенок продемонстрировал свой навык. Так же выясняется, какие выгоды из составленного ранее списка уже получает ребенок. Выгоды, которые не указаны в списке, также вписываются в плакат. Если ситуаций тренировки навыка недостаточно можно обсудить с родителем, как можно увеличить количество данных ситуаций.
Обучающий обсуждает с родителями и ребенком, кому еще и каким образом они могут рассказать о том, какому навыку он обучается.
Динамическая пауза
4. Моделирование ситуации. Обучающий озвучивает ребенку различные ситуации и просит его показать, как он будет себя в них вести. Необходимо постепенно повышать степень сложности разыгрываемых ситуаций.
Домашнее задание
Рассказать окружающим, какому навыку ребенок обучается. Дописывать в плакат новую информацию.
Занятие 10-31(32)
Тема: Мониторинг ситуации
Цель: мониторинг ситуации. Выявление сложностей в освоении навыка, их корректировка.
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
В зависимости от выбранного навыка и индивидуальных особенностей ребенка, обучение навыку может занять от нескольких дней до нескольких недель. В течение этого времени происходит мониторинг ситуации, включающий выявление и актуализацию ресурсов семьи и ребенка, способствующих освоению ребенком навыка, а та же выявление проблем, препятствующих освоению навыка и обсуждение способов их решения.
1. Выявление достижений в освоении навыка. Обучающий проясняет у ребенка то, как он сам оценивает свое продвижение в освоении навыка. Так же обучающий делает акцент на то, какие изменения в поведении ребенка замечают родители. Так же обучающий изучает записи в дневнике ребенка. В том случае если выявлены какие-либо трудности в освоении навыка, психолог выявляет их причину и совместно с семьей, находит способ решить ситуацию.
Обучающий сообщает семье, что в процессе освоения навыка, часто бывают временные ухудшения. Обучающий совместно с родителями анализирует, какие факторы могли вызвать регресс и обсуждает, как можно исключить или свести к минимуму их появление в будущем.
Динамическая пауза.
Обучающий проясняет у ребенка, как окружающие могут напоминать ему об обучении навыка в те моменты, когда он про это забывает. Ребенок придумывает способ которым может быть: слово-напоминание, определенный жест, касание рукой и т.д. Важно, чтобы ребенок воспринимал это как помощь, а не как порицание.
Обучающий организует ролевую игру в которой ребенок репетирует умение реагировать на подсказку взрослого. Для этого обучающий озвучивает ситуацию, где ребенок должен продемонстрировать свой навык, а он намеренно этого не делает. В свою очередь, родитель использует подсказку (говорит слово- напоминание и т.д.), на которую ребенок должен отреагировать.
Занятие 32 (33).
Тема: Завершающее занятие.
Цель: Подведение итогов. Выбор нового навыка
Материалы:
Флип-чат, бумага для флип-чата, маркер
План занятия:
Занятие проводится после того, как ребенок освоил навык.
Обучающий проясняет у ребенка, кого бы он хотел поблагодарить за помощь в освоении навыка. С помощью психолога ребенок осознает, как именно разные люди помогли ему освоить выбранный навык. Признание помощи других людей дает ребенку возможность испытать чувство благодарности, которое является одним из самых важных социальных умений. Ребенок с помощью обучающий выражает свою благодарность родителю, присутствующему на занятии за помощь в освоении навыка.
Динамическая пауза.
Обучающий проясняет у ребенка, кого еще он может обучить этому навыку. Обучение другого человека способствует не только закреплению этого навыка у ребенка, но и повышению его самооценки и репутации в глазах окружающих людей.
Занятие 33 (34).
Тема: Исходящая диагностика
Цель: Итоговая оценка ситуации. Выбор нового навыка.
Материалы:
Анкета, шариковая ручка
План занятия:
Исходящая диагностика проводится в форме структурированного интервью. Бланк интервью (см приложение 2).
Последний вопрос диагностического интервью касается выбора нового навыка. Как правило, если ребенок с успехом освоил первый навык, он с удовольствием приступает к освоению нового навыка. Выбирая новый навык необходимо соблюдать те же правила, как и при выборе первого навыка, а именно:
для освоения брать только один навык;
начинать с наиболее простого;
сложный навык дробить на несколько навыков;
формулировать навык наиболее конкретно
Входящая диагностика
Определение проблемы
Что привело Вас сюда? Как можно было бы назвать эту проблему? Почему это является проблемой для вас и для ваших близких?
Как и когда это стало проблемой для Вас? В каких обстоятельствах?
Где и когда (в каких контекстах: школа, дом, гости, утро, вечер, когда устал) проявляется проблема?Исследование последствий воздействия проблемы:
Как проблема влияет на членов вашей семьи?
На какие сферы жизни проблема влияет больше, на какие меньше?
Насколькоглубокопроблемапрониклаввашужизнь,жизньваших близких?
Какие представления о будущем диктует проблема? Как она влияет на мечты, надежды, ценности?
Оценка попыток воздействия на проблему
Бывают ли моменты, когда проблема ослабевает или уходит? Что происходит в эти моменты? Как выглядит жизнь когда проблемы нет?
Что члены семьи пытались делать с проблемой? Что из этого срабатывало?
Обращалась ли Вы ранее за помощью? Куда? К каким специалистам?
Что было полезным для семьи при работе со специалистами, а что нет?
Какие способы работы приносят им пользу, а какие нет?
Оценка последствий воздействия проблемы и обоснование оценки.
Устраивает ли вас то, как проблема воздействует на вашу жизнь? (вопросзадается каждому из присутствующих). Как вы относитесь к тому, что происходит? Что в этом хорошего, а что плохого?
Почему вам это нравится/не нравится? Почему вы именно так относитесь к тому, что происходит?
Признаки улучшения (возможные цели)
Если проблема начнет покидать вашу жизнь, то на что вы обратите внимание в первую очередь? Что будет лучше/что изменится если проблема уйдет?
Что бы могло измениться в результате нашей совместной работы Что будет хорошим результатом работы?
Цели работы.
От 0 до 10 оценить существующее положение дел. 10 – идеальная ситуация, а 1 наихудшее положение дел.
1_10
Актуализация ресурсов
Почему не один?
Что у Вас уже есть, уже получается?
Исходящая диагностика
Где вы сейчас находитесь на той шкале, которую мы рисовали на первом занятии (Обучающий вкратце напоминает, как выглядит идеальная ситуация)
110
Как освоение навыка повлияло на твою жизнь? Как повлияло на родителей?
На отношения с друзьями. С другими значимыми людьми?
Какие еще положительные изменения в поведении ребенка вы отмечаете?
3.Какому следующему навыку, ты мог бы научиться?
Литература:
Ахола Т., Фурман Б. «Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение» - Речь, 2001.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ.2007. 91 сРоманчук О.И. "Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей". Пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.
Сайт: http://www.kidsskills.org/Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игр / Бен Фурман; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 672с.
Hackett, P. and Shennan, G. (2007) Solution focused practice with children and young people. In Thorana Nelson and Frank Thomas (eds), Handbook of Solution-focused Brief Therapy: Clinical applications. New York, Haworth Press.
Kandyce Larson et all, Patterns of Comorbidity, Functioning, and Service Use for US Children with ADHD, 2007
Tony Attwood The Complete Guide to Asperger's Syndrome/ Jessica Kingsley Publishers, 2006