Доклад на тему: РОЛЬ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад на тему
РОЛЬ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Г. Набережные Челны
2014 г.
Основные задачи начального общего образования
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться.
А как научить детей учиться? Только путём формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
А если УУД формируются через проектно – исследовательскую деятельность это интересно детям.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность– высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.
Цели и задачи проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2. Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и единомышленников. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить с одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
В основе проектной деятельности лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе могут быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
Определение последовательности проведения исследования.
Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
Публичная защита проекта перед сверстниками и взрослыми.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности и это вызывает у них желание учиться и совершенствовать свои знания умения и личностные качества .Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.