Обобщение педагогического опыта Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Обобщение педагогического опыта
Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Маслова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Гремячевская школа № 2 р.п. Гремячево
г.о.г. Кулебаки Нижегородской области
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»
(Д.Менделеев)
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных.
Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения (И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, К.Д.Ушинский, Н.А.Корф, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили и т.д.).
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Важнейшая область общего феномена интереса познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом связан с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Так как на многие темы отводится мало времени например, «Земля -космический корабль» (4 класс – 1 час), «В царстве грибов» (3 класс – 1 час) и т.д., а информационный материал огромен, приходится продумывать до мелочей структуру урока, чтобы не упустить главных моментов программного содержания данной темы.
В связи с этим я выбрала проблему «Развивающие игры и занимательные задания на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников».
Основная цель моей работы – разработать систему развивающих игр и заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. Исходя из поставленной цели, мной решались следующие задачи:
- проследить роль развивающих игр и занимательных заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
- определить критерии сформированности познавательных интересов.
- проанализировать познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность младших школьников.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, игровые методы и диагностические (изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся). Наряду с традиционными методами обучения активно использовались проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствовали повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Развивающие игры и творческие задания проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент. Сообщение темы и целей урока (Кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.);
- проверка домашнего задания (Игра , например, «Жизнь леса», графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.);
- работа над новой темой (проект, интерактивная игра, чтение произведения с проблемно-поисковыми вопросами и заданиями, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного и т.д.);
- продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.);
- закрепление изученного (проблемные вопросы, игры, тестовые задания).
Проводятся нестандартные, интегрированные уроки:
урок-блок («Явления природы»),
уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»),
уроки-экскурсии («Московский Кремль»),
уроки-игры («Город и село»),
урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д.
Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связано с повседневной жизнью – все это не даст заскучать во время занятий.
Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте является сочинение сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру.
Методика сочинения сказок включает несколько этапов:
обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва птиц) и др.;
придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
сочинение детьми собственных сказок;
красочное оформление своих произведений;
организация выставки лучших работ.
В своей работе я часто использую этот метод. Ученики моего класса любят сочинять экологические сказки. Сказки мы сочиняем устно, а потом рисуем один из фрагментов этой сказки. Существуют и другие развивающие задания на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках.
«Головоломки». ( слайд 9)Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепц
Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
«Реставрация».( слайд10) Учащиеся получают разрезанный рисунок Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.
«Отгадай, кто я.»Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.
Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность( слайд 11) -постановка цели -выдвижение гипотез -умение составить программу наблюдения -умение пользоваться измерительными инструментами -умение фиксировать результаты -анализ результатов наблюдений. Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.(слайд 12) Рассмотрим примеры таких творческих заданий в учебниках.(с лайд 12) В 4 классе, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов
природе и жизни людей. В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.
Внедрение образовательных технологий в массовую школу, так же как и практическое использование компьютерных обучающих программ, показывает, что роль учителя по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера в сравнении с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. Важно лишь определить свое место и усвоить новые роли всех участников образовательного процесса.
В результате проведенной работы было выявлено, что необходимо создавать условия, соблюдение которых способствуют формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста:
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной опорой для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения в ходе занимательных заданий, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
- вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений. Ловкость, догадка, смышленность, умелость раскрывается на уроке при решении занимательных заданий со всей полнотой, если ребенок получает эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе.
- обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и во внеурочное время. Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время – важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.
В своей работе я использую развивающие программы «Природа и человек» (естествознание для начальной школы), где 250 интерактивных заданий, «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире», «Веселый зоопарк» (игра, видеоролики, энциклопедия, задания) и т.д.
Перечисленные мультимедийные пособия отличаются ярко выраженной дидактической направленностью. Пособия позволяют учителю организовать проведение серии мультимедийных уроков по наиболее сложным темам образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечить целостность и системность в обучении. Благодаря универсальности модулей, учителю предоставляется прекрасная возможность активизации познавательной деятельности учащихся. При наличии всего лишь одного компьютера и мультимедийного проектора обеспечивается такая визуализация учебного процесса, которая позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение. Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами с целью повторения, закрепления пройденного при подготовке к уроку, к контрольной работе, экзамену.
Использование учебных модулей данных пособий требует от учителя минимума компьютерной грамотности и позволяет сосредоточить свои усилия прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие у учеников речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Наглядно-дидактические пособия представляют собой несколько учебных модулей, соответствующих важнейшим темам образовательного компонента «Окружающий мир». Они адаптированы к образовательным программам «Зеленый дом», «Природоведение», «Природа и люди», «Окружающий мир» и др. Внимание учителя и учеников привлекут также и интерактивные задания в разделе «Проверь себя», которые помогут закрепить и повторить некоторые темы, развить усидчивость, внимание и воображение ребенка.
Все указанные модули разбиты на эпизоды, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Это позволяет учителю использовать любой эпизод в произвольном порядке по своему усмотрению, неоднократно возвращаться к нему в зависимости от поставленных учебных целей и задач при изучении нового материала, закреплении, повторении пройденного, контроле знаний. Материалы модулей и конкретных эпизодов подобраны таким образом, что возможно их использование на различных ступенях обучения как в начальной, так и в основной школе.
Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить более качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование большого экрана, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.
Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять и самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного.
Таким образом, исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что для устойчивого познавательного интереса в любой сфере деятельности младших школьников необходимо педагогам строить процесс познания на уроке и внеурочной деятельности так,
чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемой, радость самостоятельно сделанного открытия, развивать интеллектуальную сферу обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, поисково-исследовательскую деятельность и проектное обучение; расширять кругозор учащихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.
Проводимая работа дала хороший показатель качества знаний учащихся, высокий уровень обучаемости и достижений учащихся младшего школьного возраста, выходящих за рамки школьной программы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.
Заключение
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело. Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам (слайд 13)
у детей развивается умение работать с информацией;
формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет особую роль в учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои
познавательные возможности использовать на общее дело.
Закончить я хотела бы словами великого русского педагога К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Список литературы
Т.Н.Бондаренко, И.В. Ткаченко Загадки природы и человека - Ярославль: «Академия развития», 2008.
Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» - М.: «ВАКО», 2008.
Г.В. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением – М.: 5 за знания, 2009. – 224с.
В.Н. Кузнецов Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2002.
О.В. Мариничева, Н.В. Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: «Академия развития», 2002.
И.Г. Норенко Экологическое воспитание в школе – Волгоград: Учитель, 2007.
Приложение
Пословицы, поговорки, приметы
Использование пословиц
Привлечение пословиц к изучению окружающего мира обогащает учебный процесс. Методика использования пословиц на уроках может быть разнообразной.
К пословицам можно обращаться на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.
На уроке «Здравствуй, весна!» можно использовать пословицы:
«Апрель с водой, май с травой».
«На льду не строятся!».
Пословицу: «От грома и в воде не уйдешь», - можно связать с правилами поведения во время грозы.
Приведу пословицы, которые можно использовать на уроке «Сезонные изменения в природе»:
«Когда дождь, тогда и прохлада».
«Весной дождь парит, осенью молчит».
«Готовь сено, пока солнце сияет».
«Много снега – много хлеба».
«Коси, коса, пока роса, роса долой и мы домой».
На уроке «Осень пришла» целесообразно включить следующие пословицы:
«Холоден сентябрь, да сыт».
«В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина».
«Соль мокнет к дождю».
В течение учебного года при работе с календарем природы полезно использовать пословицы – народные приметы погоды:
«Обильная роса – к хорошей погоде».
«Осенний иней – к сухой и солнечной погоде».
«Туман утром стелется по воде – к хорошей погоде».
«Мало звезд на небе – к ненастью».
«Солнце красно заходит – к ветру».
Можно использовать при работе с календарем природы пословицы – загадки:
«Что стучит без рук?» (Гром).
«На землю падает, от земли не отлетает» (Дождь).
«Мостится мосток без досок, без топора, без клина» (Лед).
«Вечером на земь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает» (Роса).
«Что в избе не видно?» (Тепло. Воздух).
К каждой пословице можно подобрать, нарисовать выразительную картинку. При разговоре о временах года предлагается выбрать подходящую пословицу и объяснить ее смысл. (Картинки, стр.45, №1, 1994г.)
Практика использования пословиц на уроках окружающего мира подтвердила эффективность и целесообразность такого приема активизации познавательной деятельности учащихся.
Весна.
Приметы:
Рано затает – долго не растает.
Ранняя весна ничего не стоит.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Коли грачи прямо на гнезда летят – дружная весна.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
Вода на лугу – сено в стогу.
Была бы водица, а зелень зародится.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
В марте и курица из лужицы напьется.
Грач на горе – весна на дворе.
Увидал грача – весну встречай.
Если грачи сели на гнезда – через три недели можно сеять.
Апрель-снегогон.
Февраль богат снегом, апрель – водой.
Апрельские лучи землю будят.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель с водою – май с травою.
Май-травень.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Когда черемуха цветет – всегда холод живет.
Весной пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Соловей запел – вода на убыль пошла.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Дуб одевается, скотина наедается.
Загадки.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела первый лед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Сели детки на карниз и растут все время вниз.
Всех перелетных птиц черней чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица?
Лежало одеяло мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло.
Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал.
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его . . .?
(№3, стр.74, 1998г.)
Загадки.
Щука хвостом махнула, лес погнула. (Ветер)
Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Цветное коромысло над землей повисло. (Радуга)
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Ветер)
Кто на окнах, на стекле начеркал картинки мне,
Речку в лед преобразил, нос в сосульку превратил? (Мороз)
Белые, воздушные, в воздухе летают.
На ладошку сядут – сразу тут же тают. (Снежинки)
Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы.
Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед. (Апрель)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
15