Статья Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности.


Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности.
Государственные стандарты общего образования второго поколения вносят значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещают акценты с знаниевого обучения на формирование общеучебных умений и навыков. Умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности выдвигает на первое место не информированность учащихся, а компетентностный подход. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
Уроки литературы обладают богатейшими возможностями приобретения универсальных учебных навыков, в том числе и благодаря проектно-исследовательской деятельности. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся с опорой на личный опыт, развивать самостоятельность, любознательность приобретать опыт исследования, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки в процессе групповых взаимодействий.
Выполнение проектов на уроках литературы возможно не только в 10-11, но и в 8-9 классах. Один из важных результатов использования проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы – сопереживание героям художественного произведения, проецирование ситуации на современность, любовь к чтению. Самое сложное, на мой взгляд, – определиться с темами проектов. Они должны быть интересными для учащихся, обязательно включающими элемент новизны, открытия. При определении тем проектов педагог должен учитывать возрастные, личностные особенности учеников. Это могут быть проекты, посвящённые изучению жизни и творчества литературных деятелей («Ну, здравствуй, - это я!» - по жизни и творчеству В.В. Высоцкого, «Мне имя - Марина…» - М.И. Цветаевой), актуальности творчества поэтов и писателей («Здравствуй, племя молодое, незнакомое!» - А.С. Пушкин и мой современник, «Воздуху, воздуху, воздуху!» - Ф.М. Достоевский и 21 век, «Идёшь, на меня похожий» - М.И. Цветаева сегодня) и т.д. Огромный интерес вызывает трактовка вечных тем современным обществом: «Собачье сердце», «О, как убийственно мы любим…», «Человек – это звучит гордо!».
Работая над проектом, дети учатся анализировать, синтезировать, сопоставлять изучаемый материал, проводить аналогии, исследовать отношение общества к той или иной проблеме, решать вопросы взаимодействия в группах. Для достижения лучшего результата всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В результате проектно-исследовательской деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать литературные произведения, овладеют действием моделирования, широким спектром логических действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию единомышленника и оппонента, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.
Особенно важны общеучебные умения и навыки, формированию которых следует уделять особое внимание на уроках литературы:
осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
выполнять работу по несложному алгоритму; ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
видеть границу между известным и неизвестным; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в группе, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достичь общего результата.