Конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Что делать?»
Тема «Агрессивные дети. Что делать?»
Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.
Актуальность проблемы агрессивности детей:
Драки среди подростков были всегда. Но детская агрессия за последнюю пару лет приобрела массовый характер и поражает своей особой жестокостью и масштабом. Снять избиение одноклассника на видеокамеру телефона – это нормально. Что случилось: больно общество или наши дети? А может быть, всем к врачу? Что происходит при формировании души и тела ребенка, как влияет на этот процесс общественная мораль или ее отсутствие, а также агрессия из кинофильмов и сериалов, непонимание или невнимательность родителей, что делать, если агрессивен ребенок. Обо всем этом пойдет речь сегодня на педагогическом совете.
Мы живем в сложный период перерождения традиционных ценностей и организации на их разрушенном фундаменте чего-то нового. И сколько бы дикторы по телевизору не говорили бы нам в новостях о том, что экономическое положение страны выравнивается, оно по-прежнему остается не таким устойчивым и благополучным, чтобы все наши проблемы могли закончиться.
Агрессия – это своего рода проявление социального недовольства и протеста. Проявляется агрессия чаще у подростков, когда идет непосредственная «притирка» взрослеющего человека с окружающим миром. Но в нашей жизни, видимо, до такой степени не все благополучно, что агрессии стали подвержены даже неагрессивные дети.
Агрессия детей проявляется в первую очередь, в непослушании, потом уже – в желании нанести какой-то вред своим сверстникам. Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности для начала поясним, какова ее структура и признаки.
Признаки агрессивности.
Частота агрессивных действий (за 1 час 4 раза), либо их интенсивность (могут быть 2 раза за 1 час, но очень бурные).
Преобладание физической агрессии над вербальной.
Ребенка привлекает сам процесс агрессивного поведения (не пытается ничего добиться).
Ребенок стремится причинить реальный ущерб, вред.
В соответствии с этими признаками в любом коллективе можно выделить школьников с повышенной агрессивностью. Обычно их число составляет от 15 до 30 % от общего числа членов группы.
Мониторинг диагностики уровней агрессивности учащихся.
Критерии агрессивности.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявляется хотя бы 4 из 8 признаков:
Часто теряет контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
Ухудшение социальных условий жизни детей, косвенное стимулирование агрессивности (СМИ, игрушки), образцы агрессивного поведения в окружении (социум).
Кризис семейного воспитания (семья)
Невнимание школы и семьи к нервно-психическому состоянию детей (уровень эмоционального напряжения).
Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Чтобы лучше понять причины и цели агрессивного поведения, нужно посмотреть, в каких ситуациях, т.е. когда и зачем дети ведут себя агрессивно. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, можно выделить следующие:
Привлечение к себе внимания (Например, мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание).
Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей конструктора, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик».
Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии).
Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену).
Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Характеристики агрессивности.
Агрессивные дети сосредоточены на сиюминутном состоянии, особенно на том, что им на данный момент кажется враждебным по отношению к ним. Их агрессия в принципе основана на чувстве враждебности. Так, например, один ребенок подумает, что его толкнули случайно, ненароком, а другой ребенок воспримет эту ситуацию, как враждебную именно по отношению к нему лично – «Толкнуть хотели именно меня, так как меня не любят, мне хотели сделать плохо и т.п.»
Агрессивные дети не могут оценить свою агрессивность физически. Физическая сила не находится у них под контролем! Агрессия – это их сила! Зачастую единственная.
Агрессивные дети не берут ответственность за свои поступки. Они думают, что виноваты другие, что другие начали драку, только не они! «Они поступили неправильно! А я все сделал правильно!»
Агрессивные дети обладают весьма ограниченным набором реакций. Они очень быстро осваивают примитивные реакции, чаще всего кинестетические – ударить, толкнуть Их кинестетические реакции связаны с отвержением кого-то или чего-то! Агрессивные дети сразу переходят к действиям, вместо того, чтобы подумать или обсудить.
Агрессивные дети понимают только гнев, другие эмоциональные состояния они понимают плохо.
Агрессивные дети не чувствуют мировоззрение других людей (сценарий их мыслей).
Как правило, у агрессивных детей существуют проблемы с оперативной памятью и вниманием.
Как правило, у агрессивных детей занижена самооценка.
У агрессивных детей почти нет друзей среди их сверстников – как правило, сверстники их отталкивают.
Если агрессивных детей оставить без лечения, без терапии – они становятся преступниками!
Особенности агрессивных детей.
Открытое неуважение к людям, в первую очередь, к родителям (они все тупые!), к начальникам (они все идиоты!), просто к людям (они все дураки!).
Их лозунг – Риск – это жизнь! «Мне сделали плохо, но вам будет еще хуже!»
Эти дети искусные манипуляторы: с самого раннего детства умеют использовать чувства жалости, долга в своих личных целях.
В каждой семье свои отношения, своя атмосфера. И, если малыш растет в обстановке любви, взаимопонимания, уважения, то он, конечно, эти качества будет проявлять и к окружающим. Агрессивные дети заранее ожидают и рассчитывают на то, что мир к ним относится враждебно. Как правило, такие дети воспитываются в агрессивной, взрывной семье, где родители совершенно непоследовательно и непредсказуемо выходят из себя. Вспомним слова А.П.Чехова: «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину, нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то решительно топать на них ногами. Лучше не любить их, чем любить деспотической любовью».
Может сложиться неправильное мнение, что агрессивность детей - это проблема психолого-педагогической службы, медиков и родителей. Однако как показывает практика, более 60 % проявления агрессии происходит на уроках. Какие же проблемы в обучении таких детей?