Интегрированный урок по природоведению, внеклассному чтению и ,музыке Лес наше богатство для 3-4 классов

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ – ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ – МУЗЫКЕ
«ЛЕС - НАШЕ БОГАТСТВО»

Тема: «Лес – наше богатство»
Цель: формировать понятия о лесе, подвести детей к ответу на вопрос «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?»; обогатить знания учащихся о растениях и животных леса своей местности; воспитывать эстетические чувства и заботливое отношение к природе; способствовать развитию речи и памяти детей.
Оборудование: таблицы, иллюстрации, фильм «Жизнь леса», сухие листья деревьев и кустов, коллекции насекомых, звукозапись «Голоса птиц».

Под звуки голосов птиц (звукозапись) ученик декламирует:
Здравствуй, лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же знаешь, мы свои!
(С.Погореловский)

Учитель. Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, дёготь, скипидар и многое другое. Более десяти тысяч изделий производится из древесины промышленностью. Без деревьев жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что безумно истреблялось. (Просмотр фильма «Жизнь леса» и попутное обсуждение просмотренного)
Ученик. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.»
Учитель. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям?
Ученики. Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Учитель. Ребята, по внеклассному чтению вы нашли и выучили стихотворения, загадки о лесе, его обитателях.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
Дети декламируют стихотворения, загадывают загадки.

А какие песни о лесе вы знаете? (Передается слово учителю музыки) Дети поют песни о лесе. Н-р, «Это называется природа».

Учитель. Есть тесная связь между жизнью леса, его обитателей и жизнью человека. Послушайте сообщения детей из рубрики «А знаете ли вы, что..?»
(Демонстрируют иллюстрации)
Ученики.
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появится большое количество насекомых вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
Птицы – это лесные доктора.
Лес – это наш зеленый друг. Он помогает нам получить высокий
урожай хлеба. Однажды в степи несколько дней бушевала черная буря.
Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и черными тучами
погнал её над равнинами. На многих гектарах был снесен слой почвы и
вместе с ним семена. Все нужно было сеять сначала. Но в некоторых
местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле
окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подстав
·ил
свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.
Поэтому, чтобы спасти урожай от черной бури и зноя, в степях на
Сотни километров сажают леса.
Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров
Встав зеленою стеной,
Он не клонится под ветром –
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг природа,
Часовой родных полей,
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей.
(А.Мелузников)
6) Многие люди стараются сжечь прошлогоднюю траву, так как думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу на месте, где был костер, трава не растет три года, а то и больше.
7) Я знаю, что долгожители растительного мира являются американская секвойя и мексиканский кипарис. Отдельные деревья кипариса достигают
возраста в тысяч лет. Наш дуб растет иногда до 2000 лет. В Австралии очень долго живет эвкалипт, он достигает в высоту 150 м. это самое высокое дерево в мире.

Игра «С какого дерева листок?» (Раздаточные карточки с изображением деревьев и сухие листья розданы детям. Каждый должен найти себе пару)
Д.з.! Найти материал об этих деревьях (работа в парах). Прочитать статьи учебника.

Учитель. Ребята, внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от неё. Какие они большие и красивые: и клены с резными листочками, и березы в нарядных сарафанах, и размашистые липы и стройные ели. Они были бы ещё красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазили по деревьям.
Ученики. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Нас много, ребята, пусть каждый из нас.
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше сама, как весна,
Становится наша родная страна!
Учитель. Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя на природе. Какие же это правила?
Ученики.
- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и все закопать.
- Не ломать ветки и деревья, не качаться на них.
- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
- Не собирать букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыши, подснежники, колокольчики)
- Не разжигать костры, беречь природу от пожара.
- Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны в лесу с огнем!
Учитель. В лес ходят по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки, их еще интереснее искать. Что там грибы, орехи..! Соберешь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подай, значит в лес иди, отгадку ищи. Пока идешь – новые загадки найдешь. И пошло-поехало – конца не видно. (Н.Сладков).
Викторину о лесе проводят заранее подготовленные дети.
- Из какого дерева делают спички? (осины)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха и липа)
- У каких деревьев осенью листья красные? (у клена и рябины)
- Почему так говорят: дуб летний, дуб зимний? (зимний сбрасывает листву весной во время набухания почек, а летний – осенью)
- Из какого дерева делают пианино? (ели)
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (клен)
- Из чего получают пробку? (из пробкового дуба и амурского бархата)
- Что можно получить из хвои сосны? (витаминную муку, искусственную шерсть)
- Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (да, она горькая, нов коре содержится 10% жира)
- Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (у сосны глубокая корневая система. А у ели поверхностная)
Вопросы могут быть разнообразные.
Итог вышесказанному по таблицам «Лес наше богатство», «Охрана природы», «Правила поведения в лесу»


15