Урок — проект по окружающему миру Лес — наше богатство


Урок – проект по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: Лес – наше богатство
Основополагающий вопрос: Лес – богатство или забава?
Продукт проекта: журнал «Лес»
Цель проекта: Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться у учащихся через их включение в проект .Цель урока: помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.
Задачи:

формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.
Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.
Оборудование: таблички на столы с названиями центров, раздаточный материал для работы каждого центра, карточки, тексты, заготовка журнала «Лес», карточки для рефлексии: смайлики, карточки красного и зелёного цвета.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться-
Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!
Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на уроке.
(на столах у ребят смайлики: грустный и весёлый)
– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)
Актуализация знаний.
Учитель включает запись голосов птиц
-Как вы думаете, где можно услышать такие звуки?
- В лесу.
-О чём мы будем говорить сегодня, предположите.
-О лесе.
Вступительное слово учителя о лесе
Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года, и каждое время года чудесно по-своему.Ребята, как прекрасна зима с ее звонким морозцем, пушистыми снежными сугробами, ледяными горками.Как очаровательна весна, когда на деревьях появляются почки, а из-под снега показываются молодая зеленая травка и первые цветы.Ну, и конечно, все мы обожаем лето с его жарким солнышком, пестрым буйством цветов на полянах, теплыми дождями и яркой радугой на небе.Ребята, а осень? Любите вы осень? Конечно, в поздней осени довольно мало прелести: грязь, слякоть, пасмурное небо, холодные хмурые дожди. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни шума, ни движения, в мягком воздухе разлит осенний запах. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой чаще, куда летом не проникал глаз человека. Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Найти очарование в этом, дано не каждому. Зато красотой ранней осенней поры, мимолетной, как полет золотой птицы, нельзя не плениться.Воздух необыкновенно прозрачен и свеж, серебрятся между стволами деревьев тонкие серебристые нити-паутинки липкой, солнце светит даже ярче, чем летом, только не греет. А листья! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. На деревьях, земле разноцветное пестрое покрывало. Это природа, перед тем как отправить деревья на покой, устраивает каждый год лесной пир, последний лесной карнавал, своеобразную выставку красоты деревьев, которую очень точно описал И.БунинЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.И правда. Как из чудесной сказки пришла царица осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его и люди и лесные жители! Укрыла осень яхонтовым ковром землю. Красиво? Как вы думаете, каждый умеет видеть эту красоту? Конечно, каждый. Ведь все мы дети природы и связаны с ней тысячей нитей.Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величественное настроение», – писал А. П. Чехов.Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Для чего он людям нужен?
Тема нашего урока: «Лес»
Цель: найти ответ на вопрос Лес – богатство или забава?
У нас будет урок - проект.
Темой изучения проекта будет «Лес»
Основополагающий вопрос: «Лес – богатство или забава?»
Продуктом проекта станет журнал.
Работать мы будем в группах, вспомним правила работы в группе.
Каждая группа выполняет своё задание, оформляет его на листах. Ваши листы будут составлять странички нашего журнала.
- Распределите роли внутри группы, берите маршрутные листы, начинайте работу, покажите, когда работа будет закончена.
1 группа- Центр мудрости народной ( составить пословицы о лесе)
2 группа Центр «Фенологи» (составить лесной календарь на каждый год)
3 группа Центр друзей природы (сформулировать правила поведения в лесу по картинкам)
4 группа Центр «Биологи» (выяснить, чем является лес для человека, какую приносит пользу)
5 группа Центр «Экологи» (выявить экологические проблемы леса)
Самостоятельная деятельность детей. Учитель выступает в роли консультанта.
Отчёт групп (Презентация своей работы).
Подведение итогов
Возвращаемся к основополагающему вопросу: «Лес-богатство или забава?»
Рассматривают продукт проекта – журнал о лесе.
Рефлексия.
У вас у каждого на партах карточки красного и зелёного цветов. Если вам понравился урок и вы взяли из него для себя много полезного - поднимите зелёную карточку.
А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- красную карточку.
Спасибо за урок.
Домашнее задание
Выполнить фото-коллажи по теме «Лес – наше богатство». Работа в парах.
Работа в группах
Центр мудрости народной
(В конверте лежат нарезанные полоски бумаги, на которых записаны половинки пословиц. Ученикам надо найти начало и конец пословицы. Составив пословицу о лесе, наклеить её на лист – страницу журнала.)Задание:
Соберите пословицы о лесе, подумайте над значением пословиц. Объясните значение пословиц ребятам из своей группы. Наклейте пословицы о лесе на лист. Представьте свою страничку журнала одноклассникам.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Как волка ни корми, он всё в лес глядит.
Грибов ищут — по лесу рыщут.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Лес и вода - брат и сестра.
В лес дров не возят, в колодец воду не льют.
В лес не по груши, а по еловые шишки.
В лес не съездишь, так и дома замёрзнешь.
Вырос лес, так будет и топорище.
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
Центр «Фенологи»
Фенологи – люди, изучающие сезонные изменения в природе.
А знаете ли вы, что лес живёт по своему Лесному календарю.
Перед вами отрывок из книги В.Бианки «Лесная газета» - «Лесной год». Прочитайте его.
ЛЕСНОЙ ГОД
Год, - что колесо с двенадцатью спицами - месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот - и опять мелькнет первая спица. А колесо уже не там - далеко укатилось.
Опять придет весна - и лес проснется, вылезет из берлоги медведь, вода затопит подвальных жильцов, прилетят птицы. Снова начнутся игры и пляски у птиц, родятся детеныши у зверей.
Ведь у зверей и птиц все не по-нашему, не по-людски; у них и календарь свой особенный: в лесу все живут по солнцу.
За год солнце делает широкий круг по небу. Каждый месяц оно проходит одно из созвездий, один из знаков Зодиака, как называются эти двенадцать созвездий.
Новый год в лесном календаре не зимой, а весной, - когда солнце вступает в созвездие Овна. Веселые праздники бывают в лесу, когда там встречают солнце; грустные дни, - когда его провожают.
Месяцев в лесном календаре мы насчитали столько же, сколько и в нашем, - двенадцать. Только назвали мы их по-другому - по-лесному.
Задание:
Вам надо составить лесной календарь на каждый год. Он мало похож на обыкновенные календари, но в этом нет ничего удивительного.
В конверте вы найдёте нужный материал. Наклейте в правильной последовательности (подсказку ищите в тексте) названия месяцев на лист. Подумайте, с какого месяца начнётся год. У вас должна получиться страничка для журнала под названием «Лесной календарь на каждый год».
( В конверте лежат полоски с названиями месяцев и датой начала и окончания каждого месяца)
ЛЕСНОЙ КАЛЕНДАРЬ НА КАЖДЫЙ ГОД
Месяцы:
I - Месяц пробуждения от Спячки (первый месяц весны) - с 21 марта по 20 апреля.
II - Месяц Возвращения Перелетных птиц на Родину (второй месяц весны) - с 21 апреля по 20 мая.
III - Месяц Песен и Плясок (Третий месяц весны) - с 21 мая по 20 июня.
IV - Месяц Гнезд (первый месяц лета) - с 21 июня по 20 июля.
V - Месяц Птенцов (второй месяц лета) - с 21 июля по 20 августа.
VI - Месяц Стай (третий месяц лета) - с 21 августа по 20 сентября.
VII- Месяц Прощания Перелетных с Родиной (первый месяц осени) - с 21 сентября по 20 октября.
VIII- Месяц Полных Кладовых (второй месяц осени) - с 21 октября по 20 ноября.
IХ - Месяц Зимних Гостей (третий месяц осени) - с 21 ноября по 20 декабря.
Х - Месяц Первых Белых Троп (первый месяц зимы) - с 21 декабря по 20 января.
ХI - Месяц Лютого Голода (второй месяц зимы) - с 21 января по 20 февраля.
ХII- Месяц Дотерпи до Весны (третий месяц зимы) - с 21 февраля по 20 марта.
Центр друзей природы
(В конверте лежат картинки, иллюстрирующие поведение детей в лесу.)
Задание: Рассмотрите картинки. Оцените поступки детей, которые побывали в лесу, на природе. Всегда ли мы поступаем по отношению к природе правильно?
Сформулируйте и запишите ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ под каждой картинкой на больших листах. Представьте свои страницы журнала ребятам из класса.
Правила поведения в лесу






Центр «Биологи»
Задание: Прочитайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес».
Это стихотворение поможет вам выяснить, чем является лес для человека, какую пользу он приносит. Подготовьте с вашей группой страничку для журнала: «Значение леса»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Центр «Экологи»
Задание:
Ваша группа должна выяснить, какие экологические проблемы угрожают лесу. Для этого прочитайте стихи на карточках, исходя из содержания стихотворения, сформулируйте экологическую проблему и оформите страничку для журнала.
Карточка №1:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал- и вон убежал.
Н. Некрасов
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка №2:
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
В.Сухомлинский
Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Карточка №3:
В. Шефнер « Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Карточка № 4
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;
- растения - женьшень, венерин башмачок;
- птицы - филин, утка-мандаринка;
- звери - зубр, амурский тигр.
О какой экологической проблеме здесь упоминается?
ЖУРНАЛ
«ЛЕС»

Пословицы о лесе
Экологические проблемы леса