Презентация к выступлению «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»


Средняя общеобразовательная школа №23         «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ» (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОЙ АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 2012 Г.)       ПОДГОТОВИЛА КАЛАШНИКОВА Ю.А., УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ СОШ № 23              УРАЛЬСК 2012 «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией,в которую ученик приходит,чтобы делать открытия,с той только разницей, что эти открытияне для всего человечества,а для данного маленького человека»Кузнецов В.И. Целью современной школы является обучение проектированию как некоему обще- учебному универсальному умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников.И когда они видят результаты своих старших товарищей, то у них сразу возникает девиз «Я ведь тоже так смогу» Все лабораторные работы, особенно в среднем звене, по сути - начало более сложных исследовательских проектов и индивидуальных, и групповых. В 7 классе при изучении растений простор для исследовательских проектов очень велик.И некоторые такие мини-проекты (при определенных коррективах и дополнениях) перерастают в достойные конкурсные работы (Приложения 1 и 2) в городском конкурсе рефератов и презентаций. «Вот те и господин лук! Ишь, какая прелесть!» Народная мудрость «...Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны» МАРК ТВЕН Как показывает практика, проектная деятельность учащихся легко организуется во внеурочное время в условиях дополнительного образования, потому они здесь больше свободны в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения, требуется меньше усилий для их организации. Так как в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации, то внедрение метода проектов в практику преподавания предмета будет способствовать как формированию обще- учебных  умений и навыков, так и освоению предметного содержания.Проектирование является таким видом деятельности, научить которой может только тот, кто ею владеет. Метод проектов – это образовательная технология, использовать которую нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей её реализации. В противном случае будет только декларирование, что работа организуется методом проектов, а в действительности это творческие и исследовательские работы, рефераты, доклады по темам программы или её дополняющим, школьные или классные мероприятия, концерты и так далее. Поэтому для обучения школьников методу проектов как способу учебной деятельности необходимо хорошо владеть его  методологией. «Прежде чем научить, нужно знать самому»Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:1. формировать и развивать творческие способности ученика;2. развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;3. создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;4. заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;5. постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д. Технология организации проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.В настоящее время стремительно развиваются информационные технологии, усовершенствуются способы добычи знаний. Раньше, чтобы добыть крупицы информации, нужно было перевернуть гору литературы (газет, статей, книг и проч.) А сейчас?! Входишь в Интернет, вводишь вопрос и вот  - скачивай на здоровье. Но ведь надо же знать что ищешь! Необходимо формулировать вопросы так, чтобы ученики вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации. В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Какова же роль учителя в проектной деятельности? Так вот мои основные цели: - Помочь им найти мотивацию для обучения;- Включить их в активную, вполне реальную деятельность,- Позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;- Оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными характеристиками;  Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме: учитель  →     учебник   →    ученик. То теперь: ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность;ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;ученик субъект обучения - учитель - партнер;ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности? 1. Составить план работы.2. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.3. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.4. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.5. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.6. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.7. Составить нормы и требования по оформлению работы.8. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.9. Составить положения методического подхода к проектной деятельности.10. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности. В своей практике использую несколько видов проектов. Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам. Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся - на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению. В-третьих - продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании презентации. В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем. Учебное исследование для учащегося и учителя Для учащегося это: Для учителя это: Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением новых знаний об объекте своего исследования Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышение уровня качества образования конкретного учащегося Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследовательской работы является его объективность и научность Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности ученика. Формы организации исследовательской деятельности во внеурочное время1. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области биологии.2. Программы дополнительного образования (кружки)3. Проведение экскурсий традиционного характера (написание отчетов, эссе по итогам экскурсии).4. Реализация походов и экспедиций. Этапы организации исследовательской работы учащихся (технологические основы) 1. Определение проблемы как начало исследования.«Проблема – это белое пятно на карте науки, «знание о незнании». 2. Выбор и определение темы.«Выбор темы – залог успеха».3. Актуальность и практическая значимость исследования. (Почему? Для чего?)4. Общее и частное в исследовании (объект и предмет исследования) Объект - Что? Объективен. Предмет - Как? Субъективен.5. Определение цели и задач, формулирование гипотезы6. Определение методов исследованияМетод – это способ достижения цели исследования.«Всё дело в хорошем методе» 7. Планирование исследования:8. Обзор информационных источников9. Работа над рукописью исследования:10. Оформление исследовательской работы (Требования к оформлению исследовательской работы)11. Подготовка к защите исследовательской работы Составление выступления1.О чём говорить? (Что же конкретное и важное я скажу? О чём совершенно необходимо сказать?)2.Сколько говорить?3. Как говорить? (Отработка навыков устной речи во время выступления: тембр, темп, паузы, акценты)4. Подготовиться к возможным вопросам.12. Значение исследовательской работы МОНИТОРИНГ СВИНЦА В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫГруппа повышенного риска воздействия свинца среди населения – дети.Выполнила: Сутулова Татьяна8 класс, СОШ №23Руководитель: Калашникова Ю.А. Выполнила : Ученица 11 класса, СОШ № 23, г. УральскаСаттарова Елена.Руководитель: Калашникова Ю.А. Анкета для выявления проектных умений Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею;2 балла – иногда получается;1 балл – чаще не получается;0 баллов – не умею  Проектные умения Начало проекта Окончание проекта 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Ставить задачи 4. Выбирать методы и способы решения задач 5. Планировать работу 6. Организовать работу группы 7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др. 8. Выбирать вид конечного продукта проекта 9. Выбирать форму презентации конечного продукта 10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект 11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала. Отмечается повышение интереса к предмету биологии при использовании разных методов обучения.