Методическое пособие по организации и проведению занятия «Введение в образовательную программу по декоративно – прикладному творчеству
5. Содержание учебного занятия.
Этап, цели и время
Содержание
Комментарии к деятельности педагога
Педагог
Учащиеся
1.Организационное начало занятия.
2-3 минуты.
- Здравствуйте, ребята.
- Меня зовут Татьяна Александровна.
Наше объединение называется «Калейдоскоп».
-А, что такое калейдоскоп, вы знаете?
-Верно!
Калейдоскоп в переводе с греческого, означает прекрасный вид смотрю. Представляет собой,
трубку с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в ней можно наблюдать,
при легком движении руки, быстро сменяющиеся цветовые узоры. Происходит настоящее чудо в наших руках.
-Так и в нашем объединении происходят постоянные чудеса, если приложить умелые руки.
Приветствуют педагога
Варианты ответов детей:
Игрушка, картинка
Создание позитивной психологической атмосферы для общения педагога с детьми.
2.Вводная часть занятия.
Подготовка к активной деятельности.
-Я хочу познакомить вас с талисманом нашего объединения.
Показ игрушки смайлик.
-Как вы думаете кто это?
-Молодцы! Правильно. Это смайлик.
-Смайлик будет моим помощником в нашем путешествии по чудесной стране Творчества, в которой с участием умелых рук рождаются красивые, нужные вещи.
-Итак, отправляемся в путешествие, начинаем вращать наш калейдоскоп.
Внимательно слушают.
Варианты ответов детей:
Солнышко, смайлик,
Подготовка к учебной деятельности.
3.Введение в теорию.
Виды дизайн – деятельности .
Показ презентации
1слайд. На экране появляется ромашка, в центре которой вращается радужная картинка. На каждом лепестке цветка расположен смайлик с определённым видом деятельности.
-Посмотрите, как много видов деятельности мы изучаем в объединение Калейдоскоп.
-Наш талисман покажет вам, чем мы занимаются на занятиях.
Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик с ножницами.
2 слайд. На экране появляется изображение смайлика с материалами и инструментами для работы с бумагой.
-На экране вы видите различный материал и инструменты, который мы используем на наших занятиях при работе с бумагой.
-Давайте назовём их вместе.
-Как, вы думаете, что умеют мастерить ребята на занятиях?
-Правильно! Ребята в стране дизайна умело работает ножницами, линейкой, карандашом.
А для своей работы использует разные виды бумаги: цветную, гофрированную, салфеточную, газетную, журнальную, обёрточную; И чего только они с бумагой не делают: и рвут, и мнут, и скручивают, и режут.
И вот что из этого получается.
На экране появляются работы детей выполненные в следующих техниках:
Торцевание, квиллинг, рваная бумага.
-Вы только посмотрите, как кусочки бумаги превращаются: в цветного попугая, ажурного пуделя, пушистую кошечку.
-Понравились работы?
- А мы продолжаем наше путешествие.
-Согласны?
3 слайд. На экране появляется изображение цветка,
смайлик на самолёте делает круг вокруг цветка и садится на лепесток, на котором изображён смайлик и корзина с природным материалом.
4 слайд. На экране появляется изображение смайлика с природным материалом.
- Посмотрите внимательно и скажите, знакомы - ли вам представленные материалы.
-Совершенно верно, все, что вы перечислили можно назвать одним словом.
-Каким?
-Молодцы! Верно. - Как вы думаете, что умеют делать наши ребята из природного материала?
- Давайте посмотрим.
На экране появляются работы детей выполненные в следующих техниках:
Мозаика из сыпучего материала, топиарное дерево из осенних листьев, красивый цветок из перьев.,
Наши учащиеся в объединении Калейдоскоп, умеют работать с различными материалами, даже с такими: как крупа, перья, листья.
-Интересно?
-Тогда продолжим наше путешествие.
5 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик с бусинкой в руке.
6 слайд. На экране появляется изображение смайлика и бисера.
-Знаете ли вы, что за материал перед вами на экране?
-Верно, какие вы молодцы! Это действительно бисер, его называют ещё маленькие стеклянные капельки. Работая с бисером, ребята продолжают древнейшую традицию украшения человеческого рода.
-А что можно сплести из бисера?
-Всё вы перечислили верно. Умницы!
-Посмотрите, какие изделия мы плетём в нашем объединении Калейдоскоп.
На экране появляются работы детей выполненные в технике бисероплетение.
-Вы только посмотрите! Маленькие бусинки превращаются в почти живую ящерку, доброго жирафа,
игривого зайчика.
-Красивые работы?
-Мы продолжаем наше путешествие по стране Творчества, ещё много интересного в впереди ждёт вас.
7 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик с крючком в руках.
8 слайд. На экране появляется изображение смайлика, который вяжет крючком и работы детей: закладка слоник, божья коровка, динозаврики.
-Мы, на наших занятиях вяжем крючком, например красивые закладки для книг.
-Скажите, можно такую закладку подарить?
-А кому вы подарили - бы такую закладку?
-Вы, только посмотрите божья коровка, как настоящая! Прилетела к нам на занятие.
-А этих восхитительных динозавриков дети связали к новому году, к году дракона в качестве сувенира. Динозаврики заняли достойное место под новогодней ёлкой.
-Вы посмотрели, как мы умеем вязать крючком в нашем объединении Калейдоскоп. Продолжаем наше путешествие.
9 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик который шьёт.
10 слайд. На экране появляется изображение смайлика, который шьёт.
Следом идёт демонстрация готовых работ выполненных в разных техниках:
Кукла тильда, конструктивная связка, фелтинг.
-Вы только посмотрите, как кусок мешковины превращается в мышку солдата.
-Кусок белой ткани превратился в дружную, весёлую семейку змеек.
-Какое трогательное сердечко – это подарок для наших мам.
-Скажите, а ещё какому празднику можно сделать такой подарок.
-Замечательно.
-А этот очаровательный тигрёнок появился из пучка бесформенной шерсти.
- Удивительные работы! Согласны?
-Мы продолжаем наше увлекательное путешествие.
11 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик рисует.
12 слайд. На экране появляется изображение смайлика, который рисует и работы детей, выполненные в технике
холодный батик.
-Рисовать можно не только на бумаге, но и на ткани и называется эта техника холодный батик. Простая белая ткань превращается в умелых руках в картины, платки или одежду.
-Из цветных кусочков ткани можно создавать аппликации, шарфики, салфетки, а называется эта техника гильоширование.
-Красивые работы?
13 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик вокруг которого летают бабочки.
14 слайд. На экране появляется изображение смайлика и работа в технике гильоширование.
-Обращаю ваше внимание на данную работу.
-В какой технике она выполнена?
-Есть варианты?
-Вы сказали правильно, это аппликация, но выполнена она не из бумаги из кусочков ткани. Данная техника называется гильоширование.
-Впереди ещё много интересного, продолжаем путешествовать.
16 слайд. Смайлик летит вокруг цветка на самолёте, садится на лепесток, на котором изображён смайлик который вышивает на пяльцах.
17 слайд. На экране появляется изображение смайлика, который вышивает на пяльцах и работы детей, выполненные в различных техниках:
папье-маше, чулочная техника, кукла игрушка из лыка.
-Удивительно, как кусок капрона или чулка превращается в обаятельную куклу.
- А из бумаги и клея можно сделать разные куклы: восточную красавицу, скомороха или царевну.
-Пучок из лыка принимает вид куклы Спиридон-Солнцеворот. Эту куклу делали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены.
15 слайд. На экране появляется кукла чучело.
Посмотрите на эту куколку.
-Как называется она, знаете?
-Такая кукла называется чучело.
- Куклы существуют столько, сколько само человечество.
Каждый ребенок играет в куклы. Даже сотни лет назад дети играли в кукол, и сейчас играют и будут играть. Ведь это интересно!
- Согласны?
Давным-давно это были просто куклы, сделанные из дерева, или глиняные вылепленные фигурки человека. Постепенно начали появляться куклы из разных материалов.
Внимательно слушают и смотрят
Варианты ответов детей:
Это разная бумага, ножницы.
Варианты ответов детей:
Они умеют делать аппликации.
Просмотр работ
Варианты ответов детей:
Да, очень.
Варианты ответов детей:
Гречка, рис, перья, листья.
Варианты ответов детей:
Природный материал.
Варианты ответов детей:
Они умеют делать аппликации.
Просмотр работ
Варианты ответов детей:
Да, конечно
Продолжим
Варианты ответов детей:
Бисер, бусинки.
Варианты ответов детей:
Феничку, брелок, украшение.
Просмотр работ.
Варианты ответов детей:
Да, очень.
Просмотр работ.
Варианты ответов детей:
Конечно
Подружке, брату, маме
Просмотр работ.
Варианты ответов детей:
8 марта, Дню матери.
Варианты ответов детей:
Да
Просмотр работ.
Варианты ответов детей:
Да
Просмотр работ.
Варианты ответов детей:
Аппликация
Варианты ответов детей:
Домовёнок.
Варианты ответов детей:
Да
Активизация познавательной деятельности.
Диагностика развития воображения.
Знакомство с материалами, инструментами и работами, выполненными в разных техниках
Знакомство с материалами, инструментами и работами, выполненными в разных техниках рисования.
Знакомство с материалами, инструментами и работами, выполненными в разных техниках.
Знакомство с материалами, инструментами и работами, выполненными в разных техниках
Знакомство с материалами, инструментами и работами, выполненными в разных техниках.
Актуализация знаний, развитие творческих способностей.
4.Введение в практическую деятельность.
16 слайд. На экране появляется цветочный человечек.
Сегодня, мы изготовим цветочного человечка, на основе тряпичной куклы в технике конструктивных связок.
Куклы – «чучела» спасали множества жизней – наши предки считали, что они защищают от болезней, несчастий, злых духов, одним словом кукла берегла человека.
Дети рассматривают готовую поделку
Знакомство с дизайн – деятельностью.
5. Практическая работа : Изготовление поделки.
Порядок изготовления.
-Обращаю ваше внимание, тело человечка крепится к шпажке, хоть она из дерева, но острая, будьте аккуратными в работе. Не забывайте о правилах работы с ножницами.
1. Берём заготовку цветочного человечка.
У нашего человечка есть голова.
- Чего не хватает? Посмотрим на образец. Сравним.
-Молодцы, вы правильно всё сказали.
2. Положите перед собой на столе работу, расправили все уголки.
Формируем ладошки на левой и правой стороне углов конструктивными связками. Не забываем завязывать два узла.
3. Завязываем пояс на человечке, объединяя нижние углы мешковины.
4. Оформляем лицо (приклеиваем глаза, рот)
5. Теперь, самое интересное в нашей работе, украшаем цветочного человечка, используя дополнительный материал: ленточки, цветные нитки, бант или косу. Можете завязать платочек, фартук, все, что подскажет вам ваша фантазия.
-Посмотрите, как мы на занятиях оформляли цветочных человечков, может это будет вам подсказкой, если затрудняетесь.
-Кто украсил цветочного человечка. Прошу убрать рабочее место.
Осмотр рабочего места
Варианты ответов детей:
Рук, пояса, бантика
Работа детей
Дети рассматривают работы.
Дети убирают рабочие места.
Показ и объяснение способа изготовления поделки.
Культура труда.
6.Подведение итогов.
-Покажите, пожалуйста, что у вас получилось.
-Какие вы молодцы! Замечательно справились с заданием.
-Скажите, как можно поступить с готовым человечком?
-Всё верно вы сказали.
- Посмотрите, как ещё можно использовать человечка.
Дети подходят к окну, на подоконнике стоит горшок с цветком, украшенный цветочным человечком.
- Куколкой можно украсить цветок.
-Человечком можно украсить карандашницу, которая стоит например, у вас на письменном столе.
-Такая поделка может служить в качестве подарка на любой праздник.
Кабинет украшает выставка работ учащихся.
- Посмотрите вокруг. Кабинет нашего объединения украшают работы детей.
Сможете - ли вы найти поделки из бумаги?
Обсуждение работ.
-Работы из природного материала нашли?
-Вопрос по сложнее, а вязаные изделия найдёте?
Обсуждение работ.
-Не вижу, где – то здесь есть работы из бисера. Помогите найти их.
Подходим коллекции кукол.
-Посмотрите на эти работы. Такие куклы делали наши бабушки и прабабушки к определённым праздникам, событиям в семье. Например: масленицу делали к проводам зимы.
-А теперь, я прошу вас занять рабочее место.
- Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного в стране Творчества. Тот, кто заинтересовался и хочет радовать себя и окружающих изготовлением красивых и полезных предметов, мы приглашаем вас в наше объединение « Калейдоскоп».
- Наше занятие подходит к концу.
На каждое рабочее место кладётся жёлтый жетон.
-Если вам понравилось наше занятие, прошу прикрепить смайлик (жетон) магнитом на доску.
-Занятие закончено.
До свидания. До скорой встречи.
Дети демонстрируют свои готовые работы.
Варианты ответов детей:
Подарить, украсить вазу
Дети рассматривают варианты оформления
Дети находят работы в техниках: рваная бумага, квиллинг, торцевание.
Дети находят работы в техниках: мозаика из сыпучих материалов, из перьев, из сухих листьев.
Дети находят работы связанные крючком.
Дети находят работы, выполненные в технике бисероплетение.
Просмотр работ
Дети садятся за рабочий стол.
Дети прикрепляют жетоны на доску.
Возможность наглядно увидеть результаты работы.
Создание ситуации успеха.
Привитие коммуникативных умении.
Развитие речи, умение чётко и лаконично формулировать свои ответы.
Развитие творческого воображения.
Мотивация к обучению.
6. Методические советы по проведению занятия.
Для того чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их.
Положительная мотивация достигается педагогом путем активного общения с детьми
Во время проведения занятия педагогу важно иметь контакт с каждым ребёнком, дать возможность каждому ответить на вопрос, выступить со своими идеями и т.д.
Очень важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неудачу ребёнка нужно похвалить (ты молодец; пока у тебя не всё получается, но я думаю, ты справишься и т.д.). Для этого можно использовать фольклорные формы (потешки, поговорки, пословицы), которые эмоционально поддерживают детей дошкольного возраста. Например:
«Умница – разумница,
Про то знает:
Петух, да курица,
Кот, да кошка.
И я немножко»;
«Тише едешь, дальше будешь», «Поспешишь, людей насмешишь» и т.д.
Наиболее перспективные методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный;
Проблемно- эвристический;
Репродуктивный.
15