Методическая разработка Включение проектной деятельности в условия формирования личностно-ориентированной образовательной среды
I. ВВЕДЕНИЕ.
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА, ОСВОЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Современный мир - мир сложный, противоречивый и многогранный. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника, культура. Характерное для прогресса человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности, делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамично-ценностного основания для решения сложных проблем, для формирования целостной научной картины мира, адекватной современному уровню знаний о нем.
Активная модернизация общественной жизни затронула и систему образования, открыла для педагогической деятельности совершенно новые возможности. Необходимо продуктивно использовать эти возможности, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, уверенными в себе людьми.
Изучение обществоведческих дисциплин занимает особое место среди изучаемых в школе предметов. Создавая новые ФГОС, государство сформулировало, по сути дела, социальный заказ, который предъявляется к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ - формирование социально активной, инициативной, грамотной в правовом отношении личности, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Именно обществоведческие дисциплины в большей степени создают условия для формирования у обучающихся гражданственности, социальной ответственности, общероссийской идентичности.
Современный выпускник должен также
- ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации;
-1-
- самостоятельно приобретать необходимые знания;
- использовать их на практике для решения ситуационных задач;
- грамотно работать с информацией;
- быть контактным, работать в различных социальных группах, выходить безболезненно из конфликтных ситуаций;
-самостоятельно развивать свой интеллект, совершенствовать свое правосознание и нравственность.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно создать личность, обладающую подобными качествами. Подобные качества современного ученика могут быть сформированы только при условии применения современных образовательных или интерактивных технологий.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, когда дети имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, используя свой собственный социальный опыт. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется сущность взаимодействия педагога и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
2.АВТОР И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
В системе личностно-ориентированного подхода наиболее велика, на мой взгляд, роль проектного метода. Применение подобной технологии позволяет наиболее эффективно проводить уроки обществоведческого цикла. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы в США. Авторами метода проектов считают Джона Дьюи, американского педагога и психолога, а также его ученика В.Х. Килпатрика. Именно они впервые обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей
-2-
проблемы. Первоначально данный метод и назывался проблемным. В советской школе он использовался в начале 20-х годов, но был признан бесперспективным, и на него специальным постановлением ЦК ВКП (б) в 1932 году наложили запрет. Со временем проектный метод претерпел эволюцию, но суть его осталась прежней: стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагая владение некоторой суммой знаний, и через деятельность показать применение полученных знаний, т.е. соединение академических знаний с практическими.
3.ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ: апробация проектного метода при формировании личностно-ориентированного подхода на уроках обществоведческого цикла в 10-11 классах.
Метод проектов может и должен быть применим при создании подобной образовательной среды, т.к. он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную и групповую. Этот метод позволит обучающимся:
- обозначить значимую в творческом или исследовательском плане проблему;
- выбрать свой путь решения этой проблемы;
- настроиться на значимость и проверяемость полученных результатов;
- продумать самостоятельно модель этого предвосхищаемого результата;
- продумать пошагово каждую часть проекта;
- подвести итоги работы и создать материальное воплощение проекта.
4.ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ В ДАННОМ ИССЛЕДОВАНИИ будет являться содержание предметов обществоведческого цикла, которое в современных условиях претерпело серьезные изменения и нуждается в новом осмыслении с точки зрения современных реалий.
ПРЕДМЕТОМ ЖЕ ИЗУЧЕНИЯ В ДАННОМ ИССЛЕДОВАНИИ является включение проектной деятельности в условия формирования личностно-
-3-
ориентированной образовательной среды.
5.Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:
- познакомить обучающихся с основными правилами создания проекта, обозначить классификацию типов проектов, их структуру, предложить приблизительную тематику проектирования;
- последовательно замотивировать обучающихся, предложив им заранее ознакомиться с критериями оценки проекта;
- предоставить возможность обучающимся самим выбрать тип проекта и назначить сроки отчетности по готовому проекту;
- содействовать формированию личностно-ориентированного подхода, составив график индивидуальных консультаций обучающихся;
- выбрать наиболее эффективный в данном случае инструментарий диагностики;
- скоординировать действия обучающихся при проведении общей презентации подготовленных проектов.
Для эффективного контроля и установления степени необходимости использования проектного метода при формировании личностно - ориентированной среды необходимо провести входное и выходное анкетирование обучающихся по поводу целесообразности проектирования на уроках истории, обществознания и права.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: март-апрель 2015 года.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ:
Современная трактовка метода проектирования заключается в следующем:
- все созданные проекты неповторимы и уникальны;
- все они направлены на достижение конкретной цели;
- все проекты должны быть ограничены во времени;
-4-
- все проекты предполагают координированное выполнение последова-
тельных и взаимосвязанных действий.
Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с разными людьми, т.е. адаптироваться к современным общественным условиям.
Методика работы над проектом представляет собой восемь последовательных стадий:
1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом.
2 стадия. Выбор и постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
3 стадия. Сбор информации по выбранной проблеме.
4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы, составление плана действий, подборка методик.
5 стадия. Реализация конкретного плана действий.
6 стадия. Подготовка к защите проекта.
7 стадия. Защита (презентация проекта).
8 стадия. Рефлексия (анализ обучающимися результатов собственного проекта, обобщение полученного опыта, корректировка поставленных целей)
Применительно к предметам обществоведческой направленности можно выделить несколько типов проектов.
Проекты различаются
- по уровню интеграции (межпредметные, надпредметные);
- по количеству участников (индивидуальные, групповые);
- по способу преобладающей деятельности обучающихся: исследовательские, игровые, творческие, социальные, познавательные);
- по продолжительности (краткосрочные, долгосрочные ) и т. д.
-5-
Несмотря на выделение нескольких типов проектов, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными проектами. Элементы проектной
деятельности используются на всех ступенях изучения общественных дисциплин, но наиболее эффективно их можно использовать в старших классах, где обучающиеся уже обладают определенным социальным опытом.
Ученики 10 класса, изъявившие желание участвовать в данном исследовании, получили соответствующее разъяснение о целях исследования и о его необходимости. Было получено их письменное согласие, кроме того, они должны были поставить в известность своих родителей. В работе приняли участие 20 учащихся 10 класса.
2. I ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность учителя:
-проведение входного анкетирования на предмет осведомленности обучающихся о проектной деятельности;
-выявление в классе желающих участвовать непосредственно в создании проектов;
-согласование темы общего проекта, частями которого будут мини- проекты участников;
-установление проблематики выбранной темы;
-предварительная общая консультация для всех будущих участников исследования об общих правилах и алгоритме создания проекта;
-создание условий для проведения исследования.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность обучающихся:
-участие во входном анкетировании на предмет установления осведомленности о проектной деятельности;
-использование предоставленного права выбора: принятие решения о непосредственном участии в проектировании;
-выражение своего мнения по поводу выбора общей темы проекта и установления проблематики;
-6-
-получение информации об общих правилах и алгоритме создания проекта.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
-анкетированием установлено, что в сущности проектной деятельности из 20 разбирается только 7 обучающихся;
-непосредственное участие в создании мини - проектов изъявило желание 10 обучающихся, поступило предложение от них привлечь к участию в создании проекта обучающихся младших классов;
-выбрана тема общего проекта-урока: " История развития парламентаризма в России»;
-определена общая проблема проекта, сформулированная в виде вопроса: "Почему, несмотря на продолжительную историю, парламентаризм в России развит еще недостаточно? ";
-обучающиеся проконсультированы по вопросам общих правил создания проекта и алгоритма проектирования.
II ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность учителя:
-анализ результатов входной анкеты, знакомство обучающихся с результатами входной анкеты;
-постановка совместных целей и задач общего проекта;
-создание гипотетического представления о роли проектной деятельности в создании личностно-ориентированной образовательной среды;
-установление в индивидуальных беседах степени личной заинтересованности каждого обучающегося в предстоящей деятельности и определение меры участия их в создании общего проекта;
-оказание помощи обучающимся в выборе ими тем и проблематики индивидуальных мини - проектов;
-установление сроков создания общего проекта и мини-проектов обучающихся.
-7-
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность обучающихся:
-знакомство с оценкой результативности входной анкеты;
-участие в совместном целеполагании, т.е. создание модели предвосхищаемого результата проекта;
-оценка степени личной заинтересованности каждого и выбор собственной функции при создании общего проекта;
-выбор собственных тем мини-проектов и установление проблематики индивидуальных проектов;
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
-кроме подтверждения эффективности проектной деятельности при личностно-ориентированном воспитании, при исследовании необходимо установить, что индивидуальные проекты гораздо целесообразнее групповых, т.к. позволяют ребенку пройти самостоятельно путь создания проекта от начала и до конца проекта, поэтапно;
-выбраны темы индивидуальных проектов:
" Новгородско-Псковская республика. Истоки русского парламентаризма";
" Земский Собор - первый опыт русского парламентаризма";
"Петр Столыпин - реформатор-одиночка";
" Оценка современного состояния российского парламентаризма"; и т.д.
- определены функции каждого учащегося в работе над общим проектом
III ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность учителя:
-индивидуальные консультации для всех участников проекта;
-согласование действий обучающихся при практической подготовке проектов;
-практическая помощь обучающимся в добывании информации, рекомендации по использованию межпредметных связей, различных
-8-
информационных ресурсов;
-выбор вместе с обучающимися способов и средств подготовки и публичного представления проектов;
-предварительный просмотр индивидуальных проектов;
-конструирование общего совместного проекта и его презентация.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность обучающихся:
-подбор и использование различных информационных ресурсов при изготовлении проектов;
-получение индивидуальных консультаций при выборе способов и средств создания проектов;
-изготовление проектов, получение творческого продукта;
-публичное представление проектов.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
-получение и публичное представление проекта " История развития парламентаризма в России"
IV ЭТАП – КОНТРОЛЬНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность учителя:
-установление результатов общих итогов работы с помощью выходного анкетирования
- определение индивидуальной результативности и степени вклада каждого участника проектирования
-поощрение создателей наиболее удачных проектов
-индивидуальные рекомендации каждому создателю мини-проекта
-выявление сильных и слабых сторон проекта
-подведение итогов исследования роли проектного метода в создании личностно-ориентированной образовательной среды
На этом этапе осуществлялась следующая деятельность обучающихся:
-знакомство с рекомендациями учителя;
-проведение рефлексии;
-9-
-установление соответствия результата поставленной цели;
-выявление сильных и слабых сторон собственных проектов.
3.ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
-выходное анкетирование показало, что из 20 участников исследования 18 положительно ответило на вопрос: " Хочу ли я еще раз принять участие в осуществлении проектной деятельности?";
-анкетирование подтвердило, что участники научились ставить реальные цели, составлять план деятельности по созданию проекта, выбирать способы и средства достижения поставленной цели, публично представлять самостоятельно созданный творческий продукт;
-были выявлены следующие положительные стороны исследования: установлено, что роль проектного метода в системе личностно-ориентированного подхода к обучению, значительна, преимущество использования проектной технологии на уроках обществоведческого цикла заключаются именно в создании особой атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, развить свои универсальные умения, повышающие мотивацию изучения учебного материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы;
-были выявлены следующие отрицательные стороны исследования:
-значительное увеличение учебной нагрузки учителя;
-требование более сложной системы оценивания;
-увеличение учебной нагрузки обучающихся;
-значительный рост эмоциональной нагрузки;
-нарастание психологического напряжения к сроку сдачи работ.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя общий итог работы необходимо сказать, что роль проектного метода в создании личностно-ориентированной образовательной среды значительна. Используя проектную технологию на уроках
-10-
обществоведческого цикла, обучающиеся, по сути дела, походят разные этапы социализации, так необходимые в современном противоречивом и сложном мире, учатся понимать мир в его многообразии. Практическая значимость исследования состоит в раскрытии роли проектного метода,
в создании условий для приобретения обучающимися умения сочетать личные и общественные интересы, стремиться к установлению гуманных отношений между людьми, создавать четкое представление о будущей профессии. Все это - залог процветания нашего общества.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - Народное образование. 2000., № 7.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М. НИИ школьных технологий. 2003.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М. Аркти., 2004.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. Народное образование.2003., № 2.
-11-
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
I. Введение.
1. Актуальность выбора, освоения и внедрения проектного метода в системе личностно-ориентированного похода.
2.Авторы и краткая характеристика используемой технологии.
3.Цель данного исследования.
4. Объект и предмет данного исследования.
5.Задачи данного исследования и сроки его проведения.
II. Основная часть.
1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы.
2. Характеристика деятельности учителя и обучающихся на разных этапах исследования.
3. Подведение поэтапных результатов работы.
III. Заключение.
1. Общий итог проведенного исследования.
2. Практическая значимость работы и перспективы применения результатов.
IV.Список литературы.
15