Программа спецкурса Комплексный анализ текста для 5-7 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21»
Методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Принято решением
Педагогического совета
«УТВЕРЖДЕНО»
МБОУ «Лицей №21»
Протокол № ______ от _____________
Приказ по МБОУ «Лицей № 21»
№ ____ от _________ 201__г.
Директор МБОУ «Лицей № 21»
___________И.А. Первенкова
Программа дополнительного образования
«Комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции»
6 класс
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы
Малыхина О.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Федерального государственного образовательного стандарта(для 5-9 классов - 17 декабря 2010г.), которые расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;16
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным17 предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Среди многообразия методов преподавания русского языка и литературы, формирующих в том числе и навыки общения, способствующих творческому и осмысленному вступлению в коммуникативную деятельность ( исследование, эксперимент, диспут, аукцион, проекты, театрализация и др.) наиболее полно нашей задаче – формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы – отвечает работа с текстом во всем своём многообразии, поскольку именно текст – это носитель информации, объективной и субъективной. Текст используется в любой сфере жизни, почти на каждом уроке. Следовательно, задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить работать с любым текстом, использовать его по максимуму – во всей полноте его функций и связей с каждой стороной деятельности индивида, в том числе и коммуникативной, не забывая при этом, что текст – лишь отражение этой деятельности, а носителем этических установок, содержательной, эмоциональной его основы является личность – создающая, воспроизводящая и воспринимающая текст.Итак, основным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы является текст. Работая с текстом, мы отвечаем на следующие вопросы:
зачем ? какой?
как ?
Задавая вопрос к тексту зачем ?, мы подразумеваем следующее: зачем мы читаем данный текст, зачем данный текст написан, т.е. определяем цель изучения, исследования текста, его тему, основную мысль. Описывая текст (т.е. отвечая на вопрос какой?), обучающиеся под руководством учителя могут характеризовать текст по способу передачи (устный, письменный), по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение), по структуре (вступление, развитие действия, или основная часть, заключение, или вывод), по стилистической окраске (художественный, научный, официально-деловой, разговорный, публицистический) и т.д. Вопрос как ? предполагает осознание текста, эмпатию – мы учим текст, задумываемся над его содержанием, сочувствуем точке зрения автора… или забываем как не нашедший отклика в нашем сознании. Таким образом, текст мы «пропускаем через себя». Рефлексия может проявляться далее в создании своих текстов (сочинения), вторичной переработке текстов (изложение), интерпретации текстов (чтение по ролям или инсценировка).
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Исследуя текст, обучающиеся приобретают навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Мы учим «пропускать через себя» тексты, поскольку коммуникативные навыки при работе с текстом формируются при условии рефлексии, ведь носителем любой установки является человек (и создающий текст, и транслирующий его, и воспринимающий его)
Задачей учителя русского языка и литературы становится формирование коммуникативной компетенции обучающихся с учётом морали и этики, внимания к индивидуальности с призывом к ответственности за сказанное – перед самим собой, перед обществом.
Актуальность курса заключается в том, что он даёт возможность подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
Посещая данный курс, учащиеся знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка.
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана. Достаточное внимание уделяется лексике (значение слов, синонимы, антонимы, слова с переносным значением, фразеологизмы и т.д.). На занятиях предлагаемого курса можно работать с текстами, отличающимися по стилю, с разнообразными синтаксическими конструкциями, предполагающими и разнообразные виды творческих работ.
Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учебными возможностями, т.к. комплексный анализ текста может включать в себя различные по сложности задания. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 35 часов.
Содержание программы построено на материале, изученном учащимися по русскому языку в 5 - 7 классах. То углубление и расширение знаний учащихся, которое предусматривает данная программа, доступно, научно и соответствует языковой системе.
Программа курса разработана самостоятельно на основе плана комплексного анализа текста, учитывая учебную подготовку и реальные возможности школьников.
Цель курса:
научить школьников:
1) извлекать информацию при чтении; адекватно понимать и интерпретировать исходный текст, аргументируя собственную точку зрения;
2) определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текста; его принадлежность к определённому функционально-смысловому типу и стилю речи;
3) создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
4) интерпретировать информацию, извлечённую из разных источников, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
5) соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
6) развивать языковую и коммуникативную компетентность учащихся; привить интерес к русскому языку как к духовной, нравственной и культурной ценности.
Задачи курса:
1) готовить учащихся к экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста;
2) расширить и закрепить знания по русскому языку;
3) формировать личность, понимающую особенности текста и его стилевое своеобразие;
Для достижения поставленной цели предполагается организация различных видов деятельности:
- пересказ (как устный, так и письменный) исходного текста,
- тестирование,
- творческие задания,
- беседы по вопросам орфографии, пунктуации, стилистики.
На занятиях будет сочетаться и коллективная и самостоятельная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
УГЛУБЛЕННОЕ ПОНЯТИЕ ТЕКСТА.
Текст (от лат. - ткань, сплетение, соединение) - как единица речи. Основные признаки текста, информативность текста.
Тема, ключевые слова, основная мысль. Микротемы. План текста (простой и сложный)
Связанность текста. Виды связи: цепная и параллельная. Завершённость текста и её признаки.
Роль заглавия в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.
ТИПЫ РЕЧИ.
Типы речи как основные способы отражения действительности: в статике - описание; в динамике - повествование; в причинно- следственных связях - рассуждение.
СТИЛИ РЕЧИ.
Разговорный стиль и его черты (непринуждённость, оценочность, эмоциональность).
Книжный стиль и его черты:
- научный (точность, абстрактность, логичность),
- официально - деловой (точность, официальность, бесстрастность),
- художественный (конкретность, образность, эмоциональность),
- публицистический (призывность, эмоциональность).
Их основные признаки, сфера употребления в речи, характерные языковые особенности.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ.
Понятие стилистических возможностей языковых средств. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Архаизмы. Историзмы. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова. Фразеологизмы.
ВИДЫ СЛОВАРЕЙ И РАБОТА С НИМИ.
Анализ словарных статей. Словари: толковый, орфографический, словообразовательный, фразеологизмов, иностранных слов, собственных имён, орфоэпический, синонимов, этимологический, грамматический, омонимов, антонимов, паронимов.СЛОВЕСНЫЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Виды словесных средств художественной изобразительности. Эпитет, сравнение, аллегория, метафора, гипербола, олицетворение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
В результате изучения программы курса «Комплексный анализ текста как средство формирования коммуникативной компетенции» учащиеся получают возможность:
знать:
- определение текста, его признаки и свойства, виды связей предложений в тексте; типы и стили речи;
многоаспектное существование слова (прямое и переносное значение, синонимы, омонимы и т. д.);
- виды словесных средств художественной изобразительности;
- нормы современной русской орфографии и пунктуации
уметь:
- определять тему и идею текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- определять тип и стиль речи;
- с помощью словарей выяснять нормы употребления слона;
- выявлять и осознавать роль словесных средств художественной изобразительности в тексте и произведении;
- находить в словах орфограммы, обосновать их выбор;
- обосновывать выбор знаков препинания;
- производить все виды разборов.
Универсальные учебные действия, формирующиеся в результате освоения программы спецкурса следующие:
- формирование коммуникативных действий (взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности);
- умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других;
- анализ и обобщение освоенных учащимся средств и способов учебных действий, активизация мыслительной деятельности;
- развитие способностей к сотрудничеству, кооперация между детьми;
- формировать свою точку зрения, координировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию;
- выработка положительного отношения к другому, развитие навыков взаимодействия;
- учиться познавать себя через восприятие других, развивать положительную самооценку;
- формирование самосознания и чувства взрослости
Тематическое планирование.
№ Тема урока
1. Текст и его строение. Признаки текста.
2. Определение функционального стиля речи
3. Функционально-смысловые типы речи
4. Тема текста и его микротемы.
5. Основная мысль текста
6. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса) текста
7. Практическое занятие - КАТ
8. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.
9. Смысловые и грамматические связи предложений.
10. Анализ композиции текста.
11 Сжатие текста. Основные приёмы.
12 Виды изложения
13 Практическое занятие – Изложение с КАТ
14 Научный стиль.
15 Учимся читать и запоминать учебный текст.
16 Художественный стиль. Общее понятие.
17 Изобразительно-выразительные средства языка
18 Учимся читать и понимать текст художественного стиля.
19 Практическое занятие - КАТ
20 Повествование. Устный пересказ.
21 Описание. Анализ описания.
22 Учимся читать и понимать тексты разных стилей.
23 Рассуждать – значит доказывать.
24 Пересказ текста на основе его анализа.
25 Когда и где используют разговорный стиль?
26 Диалог.
27 Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.
28 Текстовые связи.
29 Практическое занятие - КАТ
30 Наши помощники – словари.
31 Сочинение-рассуждение «Почему мы так говорим?»
32 «Смешанные» тексты. Анализ «смешанных» текстов.
33 Пересказ текста на основе анализа.
34 Практическое занятие - КАТ
35 Практическое занятие - КАТ
ЛИТЕРАТУРА для учителя:
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.,1991г.
2. Голушкова Е.А. «Практическая стилистика на уроках русского языка», Москва, «Просвещение», 1967г.
3. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии – М, 1991г.
4. Егораева Т.Г. Русский язык. Комментарии к основной проблеме текста. Аргументация. – М,2014г.
5. Казанский Б.В. Приключения слов – СПб, 2008г.
6. Кожина М.Н. «Стилистика русского языка», Москва, «Просвещение», 1977г.
7. Колесов В.В. Язык города – М,1991г.
8. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М, 1991г.
9. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности – М,1999г.
10. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл. – М., 2002г.
11. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл. – М., 2003г.
12. Пахнова Т.М. Работа с текстом при подготовке к экзамену – М, 2012г.
13. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации - Саратов», 1994г.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике - М, 1997 г.
15. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах - М, 2014г.
16. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка – М, 1992г.
17. Школьная риторика: 7 класс. В 2-х частях / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М,2001г.
18. Школьная риторика: 5 класс. В 2-х частях / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М,1998г.
19. О. М. БЕЗЫМЯННАЯ С. А. ЛУКЬЯНОВ МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЯМИ С КОМПЛЕКСНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА Пособие для школ и вузов // Москва, Глобус, 2006г.
20. Н. А. Белова ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ШКОЛЕ Учебно-методическое пособие – Саранск, 2008
СЛОВАРИ:
1. Александрова З.Е. и др. « Словарь синонимов русского языка».- М, 1998 г.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М, 1986 г.
3. Введенская Л.А. «Словарь антонимов русского языка». –РнД, 1982 г
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка – М, 2006г.
5. Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика. РнД, 1995г.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М, 1994 г.
7. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка.- М, 2008г.
8. Словарь трудностей русского языка /Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. – М,2003г.
9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка – М, 2008г.
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка – М,2003г.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Учебник по русскому языку за 5 класс- М, 2013г.
2. Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. Учебник по русскому языку за 7 класс- М, 2014г