Доклад на тему Формы организации совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет
МАДОУ «Детский сад № 46»
Доклад на тему:
«Формы организации совместной деятельности педагога
c детьми 3-4 лет».
Выполнила воспитатель:
Субботина Ирина Станиславовна
г. Березники 2016 г.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет». Именно в этот период еще недавно такой покладистый ребенок, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка нужно изменить и предоставить малышу большую самостоятельность, обогащая его деятельность новым содержанием.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности.
Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, комфортно в детском саду, каждый новый день в нашей группе начинается с «утра улыбок» или с «утра хорошего настроения». Ведь настроение с утра у детей бывает самое разное.
Разговариваем с каждым ребенком, отмечаем у него что-нибудь новое. Например, «Наташа, твоя заколочка на волосах очень красивая» или «Максим, какая интересная у тебя игра, покажешь, как в неё играть?» И дети расцветают, открываются нам, особенно это важно, если кто-нибудь из них пришел не в настроении.
Целый день, находясь в группе, дети устают, бывает, ссорятся, ведь у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит: «Не, плач, не плач, не плач, куплю тебе калач, не хнычь, не ной куплю другой, слезы утри, дам тебе три». После такого внимания дети чувствуют себя уверенно и защищено.
В течение дня мы имеем возможность осуществлять совместную деятельность при использовании разнообразных форм организации детей: игра, труд, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседа, наблюдение, решение проблемных ситуаций. Во всех случаях организация детей в повседневной жизни тесно связана с основной формой – образовательной деятельностью. При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях.
Например, мы запланировали по художественно-эстетическому развитию рисование листопада. Прежде всего, знакомим детей со стихотворением Ивенсена «Падают, падают листья». Каждую строчку этого стихотворения мы обговариваем с детьми:
Падают, падают листья. В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Затем обыгрываем стихотворение: дети подкидывают листья, играют с ними; также закрепляем цвета. После такого ознакомления дети легко запоминают стихотворение, они понимают значение слова «листопад», и знают, что листья не просто падают: они вьются, летят.
На прогулке продолжаем наблюдать листопад. Обращаем внимание на яркость осенней листвы, освещенной солнцем после дождя, рассматриваем деревья и отмечаем, что на березе листьев много, а у тополя их почти нет. Ребята собирают листья, любуются ими. Затем, во время музыкального развития, танцуют с листочками и поют про них песни. Таким образом, при совместной деятельности воспитателя с детьми, у детей появляются новые знания, создаются образы, которые можно применить при рисовании листопада.
Важной формой организации совместной деятельности также является игровая деятельность. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе сюжетно - ролевых, подвижных, пальчиковых игр.
Активность детей вызывается нами, воспитателями. Мы вовлекаем их в сюжетно-ролевую игру, демонстрируя собственную увлеченность ею. Например, создаем игровую ситуацию: кукла заболела, нужно вызвать скорую помощь.
Беря на себя ведущую роль, мы, имеем возможность естественно (изнутри) видеть всю игру, контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений: позвонить по телефону, чтобы вызвать врача; одеть малыша; отвезти на скорой помощи в больницу; поставить укол, дать таблетку. При затруднениях оказываем помощь в виде разъяснений, советов, влияем на распределение ролей, подсказываем и создаем новые ситуации игры. Во время игр одобряем успехи детей: Сережа аккуратно вел машину; Наташа хороший врач, быстро вылечила малыша; Ксюша заботливая мама. Похвала вызывает положительное эмоциональное настроение, стимулирует инициативу и творчество.
Неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей 4-го года жизни и их хорошего отношения друг к другу имеют игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры: «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Карусели», «Зайка», Лохматый пес и др. Такие игры удовлетворяют потребность детей в движении, в общении и в образном поэтическом слове.
В подвижных играх многие дети хотят играть главную роль и по возможности им это предоставляется. Если кто-то из детей не успел побыть в роли «лохматого пса», «зайки» или «мишки», он будет выбран на прогулке или в группе, когда игры будут продолжены. Эти игры делают всех детей открытыми для общения. Особенно стеснительные дети в подвижных играх раскрываются, становятся уверенней в себе. А нам, воспитателям, эти игры помогают завоевывать симпатии детей и их доверие.
Как говорилось выше, у ребенка в возрасте 3-4 года наступает кризис 3-х лет. Желание все делать и решать самому является одной из особенностей протекания кризиса. Стремление к самостоятельности можно формировать у младшего дошкольника при сотрудничестве с воспитателем.
В совместной с ребенком деятельности мы, воспитатели, помогаем освоить новые способы и приемы действий. Например, после сна все дети одеваются самостоятельно, но кто-нибудь может одеть шорты задом наперед или рубашку вверх тормашками. Здесь важна наша роль, не критиковать ребенка за неумелые действия, но напомнить, что рубашку надо одевать воротничком наверх; перед у платья там, где вышивка или рисунок; колготки одеваются правильно, если одна полоска сверху и т.д. И чтобы усилить стремление ребенка добиться лучшего результата, даем положительную оценку его самостоятельным действиям.
Или, например, при мытье рук, дети соблюдают последовательность процесса, но могут не загнуть рукава или сильно наклоняться к умывальнику и одежда намокает.
Мы постепенно расширяем область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей: загибать рукава при мытье рук, держать правильно ложку, выворачивать одежду, ухаживать за своей одеждой и т. д. И чтобы усилить стремление ребенка добиться лучшего результата, используем потешки, детские стихи:
Волшебная водичка на розовое личико,
Ручеек из сказки на носик и на глазки,
Брызги из кадушки на щечки и на ушки,
Дождичек из лейки на лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки на маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
Также приучаем к труду: убирать за собой посуду, прибирать игрушки, очищать формочки от песка после прогулки, поливать цветы с воспитателем и т. д. Обязательно даем положительную оценку самостоятельным действиям ребенка.
Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Конечно же, бывают и конфликтные ситуации между детьми: они могут не поделить игрушку или поссориться из-за стульчиков. И тогда мы, воспитатели, придумываем сказки, персонажи которых совершают такие же поступки. И у ребят есть возможность сравнить свое поведение с поведением персонажей. После прочтения сказки «Про волшебную палочку», ребята стали меньше ссориться из-за стульев. Ведь им не хочется, чтобы волшебник, пролетая мимо детского сада, взмахнул волшебной палочкой, и стулья все исчезли.
Младший дошкольник особенно нуждается в заботе воспитателя. В течение дня мы стараемся к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ребята становятся более общительными, ощутив нашу любовь. Они с удовольствием подражают нашим действиям и видят в нас неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами и развлечений.
Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно обеспечивает все остальные связи ребенка с миром.