Педагогическая поддержка одаренных детей
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
Сообщение на ГМО
«Педагогическая поддержка,
психолого – педагогическое сопровождение одарённых обучающихся»
Подготовил:
методист, педагог ДО,
руководитель объединения
«Новое поколение»
Донская Е.В.
г. Новый Уренгой
2017 г.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей - разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Изучение проблемы одаренности началось в 20 веке.
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение - обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
Более широкое значение: одаренный - ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Т.е. одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания, долговременности, использования тренинговых методов, учёта потенциальных возможностей ребенка, принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости.
Зачем учителю нужно знать типы одаренности?
Все дело в том, что детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов.
Педагог должен знать типы одаренности, чтобы правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии.
Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, педагогу нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности.
Вид одарённости
Признаки различения
1.Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.
2. Академическая
Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного освоения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижения высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета.
3. Творческая Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода «заморочек», стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.
4. Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определённой мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берёт на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями.
5.Художественно-исполнительская
Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обострённая интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлечённость разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства.
6. Психомоторная
(практическая)
Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики; спортивность, соревновательность, усиленный кинестетический самоконтроль.
В МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» ведется работа с одаренными детьми, но в настоящее время сложность заключается в отсутствии педагога-психолога, который бы грамотно и своевременно корректировал работу педагогов в объединениях. Поэтому каждому педагогу нашего учреждения необходимо на данном этапе самосовершенствоваться в данной области, а именно:
формировать знания о том, что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;
изучать методы выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
формировать личностное отношение к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;
обучаться основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;
знакомиться с работой образовательных учреждений, в которых обучаются одаренные дети.
В объединении «Новое поколение» Дома творчества и туризма юных «Дружба» первоначально, ведется наблюдение за поведением обучающихся: как дети находят пути выхода из различных ситуаций, как проявляют себя в том или ином виде деятельности.
Полученные данные обрабатываются и делаются выводы.
На втором этапе проводится стандартное тестирование на выявление особенностей личности воспитанников и их задатков в той или иной деятельности (например, анкета Девиса). Но данное тестирование не может дать однозначный ответ – «одарён ребёнок или нет?»
Поэтому уже на следующем этапе проводится тестирование с применением критериально – ориентированных тестов. Их задача – оценить динамику развития ребёнка, сравнивая его с самим собой, а не с другими. По мнению ряда учёных наиболее полезными для обнаружения одарённости (особенно скрытой) являются тесты Векслера и тесты креативности Торренса.
Отмечу, что диагностические обследования не должны быть самоцелью; их задача – подготовка почвы для грамотной, обоснованной работы по развитию, обучению и воспитанию одарённых детей.
По результатам моей работы за шесть лет работы в объединении «ОФП» в банке данных зарегистрировано 14 одаренных детей из общего числа обучающихся (145 человек).
Таблица 1
№ п/п Год обучения Кол-во обучающихсяФамилия имя обучающегося2010-2011 5 Абдурахманов Бабахан
Кашин Павел
Мазур Мария
Малахов Андрей
Штода Денис
2011-2012 2 Икрянова Вероника
Феськов Алексей
2012-2013 2 Икрянова Вероника
Феськов Алексей
2013-2014 2 Малышева Арина
Пристанский Кирилл
2014-2015 3 Малышева Арина
Пристанский Кирилл
Харламова Анастасия
2015-2016 3 Свистунова Валерия
Харламова Анастасия
Хисамов Руслан
2016-2017 4 Брага Юлиан
Мамытакунова РадмилаСвистунова Валерия
Хисамов Руслан
Всего: 14 Одна из основополагающих форм работы с одаренными детьми в объединении «Новое поколение» составление индивидуального образовательного маршрута, своего рода индивидуальная программа.
Цель индивидуального педагогического маршрута - создание эффективной системы работы с одаренными и способными детьми, посредством обеспечения индивидуальной, развивающей и поддерживающей среды для личностного саморазвития, самореализации и дальнейшего самоопределения и социализации.
Функции индивидуального образовательного маршрута
1.Нормативная – фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения намеченного плана.
2.Информационная – информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося за два года.
3.Мотивационная – определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося.
4.Организационная – определяет виды образовательной деятельности, обучающегося, формы взаимодействия и диагностики.
Мотивации индивидуального образовательного маршрута
Социальная: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе.
Прагматическая: усилить внимание к данному виду деятельности, который ребенку потребуется для саморазвития, при поступлении в вуз, приобретении специальности.
Содержательная: применение полученных знаний, умений и навыков обучающихся в нестандартных ситуациях, в познавательных спорах; введение детей в проблемные ситуации или парадоксальные демонстрации.
Маршруты ведутся на протяжении всего периода обучения обучающихся, анализируются, результаты деятельности обсуждаются с родителями и детьми, при желании любой из сторон корректируются. Несомненно, активность обучающихся необходимо поддерживать, и в объединении разработана система мер, направленная на поддержку одарённых детей. Она включает в себя следующие положения:
индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
активные формы обучения;
дополнительные занятия с одарёнными детьми;
участие в олимпиадах разного уровня;
проектная деятельность обучающихся;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
участие в праздничных мероприятиях;
в судействе на соревнованиях институционального и муниципального уровней;
выступление с рефератами по различным темам ЗОЖ и истории спорта в объединении ОФП.
Благодаря целенаправленной работе одаренные обучающиеся ежегодно добиваются хороших результатов.
Таблица 2
Достижения одаренных обучающихся объединения ОФП
за 2010-2016 учебный год
№ Ф.И. обучающегося Название мероприятия Результат
Мазур Мария III Открытые соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 1 место
Городские соревнования «Весенние старты»
«Весёлые старты» ДООЦ «Контакт» 2 место
1 место
Всероссийская эвристическая дистанционная олимпиада по физической культуре в возрастной категории 1-5 классы 2 место
Абдурахманов БабаханВсероссийский день бега «Кросс нации – 2010» 2 место
III Открытые соревнования по скипингу «Весёлая скакалка» 1 место
Городские соревнования
«Весенние старты» 2 место
Малахов Андрей «Весёлые старты» ДООЦ «Контакт» 1 место
Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке. Штода Денис III Открытые соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 1 место
«Весёлые старты» ДООЦ «Контакт» 1 место
Городские соревнования «Весенние старты» 2 место
Кашин Павел Городские Личные соревнования по общей физической подготовке 1 место
Городская семейная спартакиада «Стартуем вместе» среди образовательных учреждений города Новый Уренгой 2 место
Икрянова Вероника Городские соревнования «Все на старт!»
(в составе команды) 3 место
Институциональные соревнования в личном первенстве по ОФП 1 место
Феськов Алексей Институциональные соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 1 место
Личное первенство
по легкоатлетическому кроссу «Контакт» 3 место
IV Открытые соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 3 место
Всероссийский легкоатлетический кросс «Кросс Нации-2013» 3 место
V Открытые соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 3 место
Малышева Арина Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 1 место
Институциональные соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 3 место
Пристанский Кирилл Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 2 место
Институциональные соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 2 место
Свистунова Валерия Всероссийская викторина «Знатоки мирового спорта» 1 место
Олимпиада по физической культуре для 1- 4 классов, в рамках мероприятий международного проекта INTOLIMP.ORG 1 место
Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 2 место
Харламова Анастасия Всероссийская викторина «Знатоки мирового спорта» 1 место
Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 1 место
Олимпиада по физической культуре для 1- 4 классов, в рамках мероприятий международного проекта INTOLIMP.ORG 1 место
Институциональные соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 1 место
Окружной конкурс творческих проектов
«Мир увлечений» 1 место
Хисамов Руслан Институциональный конкурс «Самый, самый, самый» 1 место
Всероссийская викторина «Знатоки мирового спорта» 2 место
Олимпиада по физической культуре для 1- 4 классов, в рамках мероприятий международного проекта INTOLIMP.ORG 1 место
Городской конкурс исследовательских проектов «Человек – единица природы» (проект совместно со СШ № 16) 1 место
Институциональные соревнования по скиппингу «Весёлая скакалка» 2 место
Брага Юлиан Институциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 3 место
Всероссийская викторина «Юный патриот Великой страны» 1 место
Всероссийская викторина «Права и обязанности ребёнка» 1 место
Мамытакунова РадмилаИнституциональные соревнования на личное первенство по общей физической подготовке среди обучающихся МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» 1 место
Всероссийская викторина «Юный патриот Великой страны» 1 место
Всероссийская викторина «Права и обязанности ребёнка» 1 место
С 2015 – 2016 учебного года обучающиеся принимают участие в проектной деятельности:Хисамов Руслан – 1 место в городском конкурсе исследовательских работ «Человек – единица природы»,
Харламова Анастасия - 1 место в окружном конкурсе «Мир увлечений», проектная работа «Прыгалки – скакалки».
В 2016-2017 учебном году Брага Юлиан с Хисамовым Русланом работают с родителями над проектом «Настенный календарь «Зарядка для подзарядки».
Отслеживая «спортивную карьеру» своих подопечных по окончанию курса программы «Основы физической культуры», знаю, что многие из них продолжают обучение в спортивных школах или в спортивных секциях других ОО, что позволяет сделать вывод, занятия общей физической подготовкой и обучение по индивидуальному маршруту позволяют развивать задатки, определенные качества и навыки в полной мере. По мере того, как развивается система работы в объединении с одарёнными детьми в объединении, намечены следующие направления работы:
-дальнейшая разработка диагностического инструментария;
-создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей;
-участие одарённых детей в муниципальных, региональных и всероссийских очных конкурсах, связанных с проектной деятельностью;
-публикация в СМИ о достижениях детей;
-вручение благодарственных писем родителям и дипломов обучающимся по окончанию обучения по программе «Основы физической культуры»;
-номинирование лучшего одаренного обучающегося на институциональный конкурс «Ученик года».
Опираясь на свой опыт и опыт коллег в данном направлении, сложились следующие рекомендации, которые помогут улучшить взаимодействие с одаренными детьми:
1. Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.
2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях).
3. Возможность контакта со способными учащимися из других учебных заведений.
4. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных детей.
5. Оказание внимания на развитие моральных качеств личности (скромность, терпимость по отношению к другим, трудолюбие, забота о ком - либо).
6. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.
7. Не следует увлекаться элементами соревновательности, т.к. одаренные дети чаще всего оказываются победителями, что может вызвать неприязнь одноклассников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности.
В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Работа с одаренными детьми проводится в тесном контакте с родителями и направлена на:
Психологическое сопровождение семьи одарённого ребёнка.
Развитие информационной среды для родителей.
Создание условий для совместной практической деятельности ребёнка и его родителей.
Поддержка и поощрение родителей на уровне образовательной организации.
Одарённые дети – уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают, что это далеко не так. Поэтому всю работу с одарёнными детьми необходимо выстраивать, ориентируясь на естественный рост и развитие природных, врожденных свойств ребёнка.
Работа, направленная на более полное раскрытие способностей данной категории обучающихся в объединении «Новое поколение» продолжается и дает основания надеяться, что все одаренные дети объединения «Новое поколение» в полной мере реализуют свои возможности.
Список литературы
1. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В.Бурменской, В. А.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С.Лейтеса. – М., 1996. – 416 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— Спб., 2000.— 712 с.
4. Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.— Т.1.— М., 1985.— 461 с.
5. Чудо-дети // Советская Белоруссия.— 2002 г.— 16 марта.— С. 24.
30.09.2009 г.
Приложение 1
Методики для выявления одаренности
1.Методика оценки общей одаренности (Савенковым А.И.)
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Изобретательность
Способность рассуждать и мыслить логически
Настойчивость (целеустремленность)
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Результатом станет график, который дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2.Следующая методика «Характеристика ученика». Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.
3. Методика «Карта одаренности»
Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Полученные результаты по тесту характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная
• творческая
• академическая
• художественно-изобразительная
• музыкальная
• литературная
• артистическая
• техническая
• лидерская
• спортивная
4. Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Познавательная сфера
1. Оригинальность мышления
2. Гибкость мышления
3. Продуктивность
4. Способность к анализу и синтезу.
5. Классификация и категоризация
6. Высокая концентрация внимания
7. Память
Сфера личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи.
2. Перфекционизм
3. Социальная автономность
4. Лидерство
5. Соревновательность
6. Широта интересов.
7. Юмор.
Для оценки используется метод полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).
Выбираем вариант бальной оценки по характеристике.
Обработка результатов
Отметки вносят в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).
График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка
-1108710-936498000
5. Анкета одаренности по А.И.СавенковуДля выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает родителям рассмотреть личностные свойства и характеристики в сферах:
-изобразительно-художественной одаренности;
-музыкальной одаренности;
-литературной одаренности;
-артистической одаренности;
-технической одаренности;
-лидерской одаренности;
-спортивной одаренности;
-интеллектуальной одаренности
То, в какой сфере будет большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у данного ребёнка.
Далее возможно использование опросников других авторов.
6.Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой
Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер, проявления одаренности.
7. Опросник для выявления одаренных учащихся по Е.Н. Задориной
Предлагаемый опросник разработан Еленой Николаевной Задориной на основе многофакторной модели одаренности, включает в себя перечни основных параметров различных сфер одаренности: интеллектуальных способностей, творческих способностей (креативности), социальной компетентности, психомоторных способностей, художественной одаренности. Учителям предлагается выявить тех учащихся, у которых эти параметры выражены, и проранжировать их. При этом необходимо сравнить учащихся не одного класса, а всей данной возрастной группы определенного типа школы. При выявлении одаренных учащихся учителям рекомендуется:
- обращать особое внимание на тех учеников, чьи способности в школьной деятельности никак не проявились;
- не рассматривать сложившееся мнение об ученике как абсолютное, непоколебимое;
- обращать внимание на то, что у учащегося могут проявляться способности в различных сферах деятельности.
Предлагаемый опросник может быть использован для выявления одаренных учащихся, начиная с первого класса, так как индивидуальные особенности проявляются у учеников с первых дней
пребывания в школе. Периодическое оценивание учащихся позволит проследить за развитием их способностей.
8. Анкета «Ребенок: способный или одаренный?» для родителей, Ответы на все вопросы анкеты дают основания отнестись к ребенку как к одаренному.
9. Оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками.
Далее представлена «Карта интересов для младших школьников». Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» решать логические задачи или читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; петь, музицировать; и т.д.Учащиеся оценивают степень своей увлеченности той или иной деятельностью самостоятельно и помечают если не нравится ставят знак «-»; если нравится - «+»; если очень нравится, ставьте «++». Возможно применение данной методики и для родителей, только они их оценивают с точки зрения своего ребенка, шкала та же. Данная методика поможет активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Данный тип диагностики может быть организован по принципам социометрии, когда учащимся предлагается указать, к кому из одноклассников они обратились бы при возникновении затруднений по:
- литературе;
- русскому языку;
- математике, физике, химии и т.д.
Либо с помощью задания типа: Представьте, что нашу планету посетили инопланетяне. Напишите имена учащихся, которые могли бы рассказать пришельцам о литературе, о математике, об искусстве, о новинках техники и т.д. или научил бы их двигаться и играть в спортивные игры.
Вот несколько методик с помощью которых можно попытаться выявить одаренных детей для дальнейшего наблюдения и индивидуальной работы с ними, либо для подтверждения результатов своих наблюдений за учеником. А также, как и любая методика, данные этих возможно использовать для построения индивидуального плана развития таланта.
Приложение 2
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
(составляется на несколько лет 2 – 3гг.)
Ф.И.О. педагога: ____________________________________________________________________
Ф.И. обучающегося: ____________________________________________________________________
Цель педагогического сопровождения:___________________________________
Задачи педагогического сопровождения:__________________________________
обучить:
развить:
воспитать:
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ МАРШРУТУ
_________учебные годы
____________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога: ____________________________________________________________________
Ф.И. обучающегося:
№ п/п Этап, раздел, тема Кол. час. Форма занятия Образовательный продукт, практический выход
200__/__ учебный год
Всего часов за год Не более 4 часа в неделю
200__/__ учебный год
Всего часов за год Не более 4 часа в неделю
Образовательный продукт: _____________________________________________________________________________
Анализ педагогического сопровождения (результат работы за прошедший период):______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задачи на следующий учебный год: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________