Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Модуль «Основы исламской культуры» 
  
                                                                                       Содержание   учебного предмета ОРКСЭ
  модуль «Основы исламской культуры»
  
 Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
                                                                  
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 
Модуль «Основы исламской культуры»
№
урока Наименование разделов 
и тем Форма занятия Вид, форма контроля Основные виды учебной деятельности 
обучающихся
Раздел I
1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 ч)
Россия  - наша Родина.   1 ч Урок - праздник
 
Стартовый контроль
Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество,патриот, президент, духовные ценности» Узнают о роли духовных традиций многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Раздел II
2 Основы исламской культуры. (28 часов)
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия.                         1ч
Комбинированный урок Творческая работа 
«Составление
предложений со словами культура, религия, ислам» Знакомятся с основными понятиями и терминами: ислам, Аллах, Коран, арабы, язычники, курайшиты, паломничество.
Узнают, что такое религия, какие бывают религии, а также о том, что основные религии распространены на территории России;  Изучают основы духовной религии ислама.
Узнают, что такое культура, как связаны между собой религия и культура.
3
Пророк Мухаммад - основатель ислама, образец человека и учитель нравственности в исламской традиции.                                        1ч  Традиционный урок
Заполнение таблицы
(проверка по эталону)
Знакомятся с ключевыми понятиями и терминами урока: посланник Бога, Пророк, иудеи, христиане, жизнеописание. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.  Устанавливают взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Знакомятся с основными  терминами и понятиями: Коран, Ангел, Божественные откровения, язычники. Совершенствуют  умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.
4 Начало пророчества.1ч Комбинированный урок
Рефлексивный контроль
Составление паспорта пророка Мухаммада 5
Чудесное путешествие пророка.                                   1ч
Урок-исследование
Заполнение таблицы (самостоятельная работа с источниками информации),
кроссворд
Знакомятся с основными  терминами и понятиями: миссия, вознесение, знамение, прародитель. Совершенствуют  умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.
6
Хиджра. Мусульманское летоисчисление и календарь.                                1 ч
Комбинированный урок
      текущий (тест) Знакомятся с основными  терминами и понятиями: хиджра, мечеть,  Медина, умма, Мекка, хадж, праведные халифы, летоисчисление, мусульманский и григорианский календарь. Учатся применять навыки выделения главного в учебном тексте. Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом.  Осуществляют  поиск необходимой информации для выполнения заданий. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей.
7 Коран и Сунна.1ч  Урок-исследование Заполнение таблицы
(взаимоконтроль)
             кроссворд Знакомятся с описанием основных и содержательных составляющих священных книг, 
 с основными  терминами и понятиями: Коран, Суры, Аяты, Сунна, Хадисы.
  Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. Совершенствует умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.
8
Вера в Аллаха.1ч
Комбинированный урок
    Заполнение таблицы
( взаимоконтроль)
  Оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют  монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Устанавливают взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. Соотносят нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. Знакомятся с основными  терминами и понятиями: Божественные Писания, грех, чудо, посланник, столпы ислама. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.   
9 Божественные писания. Посланники Бога.1ч Комбинированный урок
Заполнение таблицы
(взаимоконтроль) 10
Вера в Судный день и судьбу. 1ч                     Комбинированный
                урок  Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». 
Рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Знакомятся с основными  терминами и понятиями: Судный день, Рай, Ад, Судьба. Делают  нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывают  его. Выделяют  нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. 
11
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.1ч Традиционный урок
Заполнение таблицы (самоконтроль)
 Работают с основными терминами и понятиями: столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж, молитва (намаз), мечеть, минарет, пост  (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам, пожертвование (закят), подаяния (саадака).Узнают о том,  для чего построена и как устроена мечеть, что делает верующий человека для общения с богом. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.  Описывают различные явления  исламской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.
12
Поклонение Аллаху. Для чего построена и как устроена мечеть.                         1ч Комбинированный урок Самостоятельная работа с источниками информации 13 Пост в месяц рамадан.    1ч Урок-исследование Составление кроссворда 14
 Пожертвование во имя Всевышнего.1ч
Комбинированный урок
Рефлексивный контроль
Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом. Описывают различные явления религиозных традиций и культур. Осуществляют  поиск необходимой информации для выполнения заданий, излагает свое мнение. Слушают собеседника и излагают свое мнение.
15 Паломничество в Мекку.                                        1ч Комбинированный урок
Самостоятельная работа с источниками информации Знакомятся с основными  терминами  и понятиями: мечеть, паломничество (хадж), Кааба Черный камень. Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом.
Знакомятся с описанием священных сооружений исламской культуры. Узнают, какие бывают священные сооружения, для чего они предназначены. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Устанавливают взаимосвязь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей.
16
Творческие работы  учащихся.                          1ч
Комбинированный урок
 
Самостоятельная работа   по составлению плана будущей творческой работы. Описывают различные явления  исламской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества.  Готовят сообщения по выбранной теме. Участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свое мнение.
 Оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют  монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Выступают  перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями. Используют  иллюстративный ряд:  плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы.  Оценивают свой индивидуальный образовательный результат. Участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свое мнение.  
   17
Защита творческихпроектов.                           1ч
Урок-отчёт
Презентации творческих работ.
      18
История ислама в России.1ч
Урок-викторина Текущий 
  Знакомятся с историей  ислама в России. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания работы в группах. Узнают, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам. Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом.
19
Нравственные ценности ислама.1ч
Традиционный урок
Мини – сочинение
 Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (исламской и др.). Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания.
20 Сотворение добра.1ч
Урок-исследование Сообщение
   Притчи   Описывают различные явления религиозных традиций и культур. Устанавливают взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Соотносят нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
21
Дружба и взаимопомощь.1ч
Традиционный урок
Рефлексивный контроль
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания. Участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свое мнение.
22 Семья в исламе. 1 ч. Традиционный урок
Творческая работа « Расскажу о своей семье» 
23
Родители и дети.1ч
Комбинированный урок 
Творческая работа по карточке  «Пословицы и поговорки о семье»
Учатся приводить примеры явлений исламской (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их. Совершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания,  работы в группах. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Соотносят нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом.
24
 Отношение к старшим.1ч
Урок-исследование Творческая работа «Будем милосердны!»
25
Традиции гостеприимства.1ч
Комбинированный урок 
Самостоятельная работа
Устанавливают взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Анализируют  жизненные ситуации,  учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.  Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранным темам. Участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свое мнение.
Знакомятся с основными  терминами и понятиями: учение, медресе, мектебе. 
  Обсуждают  разные мнения, оценивают  их с точки зрения норм морали и логики. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. 
26
Ценность и польза образования.   1ч Комбинированный урок       Урок - диспут 27
 Ислам и наука.1ч Традиционный урок
Текущий  контроль 28
Искусство ислама.1ч
Заочная экскурсия
             Сообщения Знакомятся и работают  с понятиями : арабское письмо, каллиграфия ,орнамент,  мозаика.  
Сопоставляют  своё мнение с мнениями других людей, находят  полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждают  разные мнения, оценивает  их с точки зрения норм морали и логики. Соотносят нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. Готовят сообщения по выбранным темам. Знакомятся  с названиями праздников: Курбан- байрам, Ураза - байрам, Лейлят аль - кадр, Маулит, Сабантуй, Навруз. Узнают о происхождении праздников  и особенностях их  проведения, готовят сообщения по выбору. Работают с электронным приложением, иллюстративным материалом.
29
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. 1ч Комбинированный урок Текущий  контроль III.
   30 Духовные традиции многонационального народа России. (5 ч) 
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.1ч Урок- викторина Самостоятельная работа «Составить
предложения со словами Отечество, любовь
к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,
народ. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.  Размышляют об осознанном отношении к собственным поступкам. Устанавливают взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Строят толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
31-32
33-34 Подготовка  творческих проектов. 2ч
Итоговая презентация творческих проектов.2ч Комбинированный урок
Урок - праздник
  Презентации творческих проектов
     Итоговый  контроль Создают личностно-значимый интеллектуальный или творческий продукт. 
Сопоставляют своё мнение с мнениями других людей, находят полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. 
 Оформляют свои мысли в устной и письменной речи: составляют  монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Выступают  перед знакомой аудиторией   (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя, иллюстративный ряд : плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы. Оценивают свой индивидуальный образовательный результат. Готовят сообщения по выбранным темам. Описывают различные явления  исламской духовной традиции и культуры. Излагают своё мнение по поводу значения исламской культуры в жизни людей, общества. Участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свое мнение.
Итого: 34 часа