Презентация Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей


Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Проблемы и возможности одаренных детей Что такое одаренность? «Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности»«Одаренность – широта возможностей человека, условие и своеобразие его деятельности»«Одарённость - умственный потенциал или интеллект, целостная характеристика индивидуальных познавательных возможностей и способностей к учению» «Одарённость – талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Как распознать одаренность ребенка? Типы одаренности, которые легко увидеть учителю: Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.Эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам.Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим – нет. Академическая одаренность При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учитьсяОсобенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности Креативность Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя Лидерская, или социальная одаренность Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности»Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью Этапы работы школы с одаренными и способными детьми: / этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности// этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности/// этап - этап формирования, углубления и развития способностей Как диагностировать одаренность? Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа Интеллектуальная Признаки различенияПовышенная исключительная сообразительность. Динамичность и оперативность  мыслительных процессов. Полное погружение в предпочитаемую сферу деятельности. Успешное применение знаний  и умений в практических ситуациях. Острота аналитического ума. Стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели МетодыСистематизированное наблюдение.Тест структуры интеллекта Амтхауэра Академическая Ярко выраженный интерес к предмету. Способность к конструктивному овладению понятиями, терминологией по избранному предмету. Демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей. Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету. Тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета МетодыСистематизированное наблюдение.Анкетирование. Тесты достижений. Тест Равена. Критериально ориентированные тесты Творческая Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведе­ний, фактов, различного рода заморочек, стремление мыс­лить и делать все по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждени­ях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам МетодыТесты Торренса, Роршаха Анкета «Ваш творческий потенциал»Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое обще­ние со сверстниками и взрослыми   людьми,   в определенной мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берет на себя повышенную ответ­ственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, ока­зывает помощь советами, рекомендациями Тесты-опросники, шкала   оценки характеристик одаренных учащих­ся (Рензулли)Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).Методика изучения коммуникативных и организаторских умений Проблемы одаренных детей Неприязнь к школеИгровые интересы КонформностьПогружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием Потребность во внимании взрослых Система психолого-педагогической поддержки одаренного ребенка Родители Педагог-психолог Учителя-предметники Классный руководитель Одаренный ребенок Задача педагогов, работающих с одаренными детьми - сформировать и углубить их способности.Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Личностные качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми быть доброжелательным и чуткимчувствовать потребности и интересы детейиметь широкий круг интересов и уменийбыть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детейиметь живой и активный характеробладать чувством юмора (но без склонности к сарказму)проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованиюиметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрениеобладать хорошим здоровьем и жизнестойкостьюбыть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний Качества, поддерживающие и гармонизирующие творчество детей - поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим.- не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по своему.- уважать точку зрения ребенка, не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением.- безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом.- творить вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса.- не навязывать свою программу образов и действий, манеру мышления, а наоборот, понять логику воображения ребенка и встроиться в нее. Активные формы работы с детьми: Нестандартные формы урокаДеятельностный тип обученияУсиление личностно ориентированного и оценочно-аналитического компонентов урока, элективных и кружковых занятийИспользования развивающих дидактических технологий, учет зоны ближайшего развития каждого ребенка Активные формы работы с детьми: Дополнительные и консультационные занятия, тренинги.Интеллектуальные викторины, ринги, дебаты, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции и предметные олимпиады разного уровня организации; фестивали, соревнования. Активные формы работы с детьми: Проектная и научно-исследовательская деятельностьСмотр-конкурс портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихсяПодготовка к олимпиадам должна быть в систематической в течение всего процесса обучения