«Совершенствование форм тематического контроля как способ активизации познавательной деятельности учащихся в условиях личностно- ориентированного подхода».

В.Б. Силаев, учитель истории и обществознания высшей
квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Нижнекамского муниципального района РТ

«Совершенствование форм тематического контроля как способ активизации познавательной деятельности учащихся в условиях личностно- ориентированного подхода».

В настоящее время особо актуальным становится вопрос, связанный с развитием творческой активности учащихся. Учитель находится в постоянном поиске; совершенствует формы проведения урока, использует различные игровые моменты, чтобы заинтересовать ребят; сделать более доступным тот фактический материал, который трудно усвоить, особенно у нас историков при переходе на концентрическую систему исторического образования, когда не учитываются возрастные особенности учащихся. Подобная работа прямо связана с творческой деятельностью учителя. Поэтому необходимо вызвать в себе творческое самочувствие, а затем передать его питомцам. В своей практике я пытаюсь заинтересовать ребят не только предметом истории, но и процессом получения знания, создавая такие условия, когда учение становится удовольствием. Этому способствует использование тех форм работы, которые принято называть активными и которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На своих уроках я охотно использую такие виды учебной деятельности, как составление тезисов и конспектов, заполнение кроссвордов, викторины, рассказы на заданную тему, дискуссии, решение простых и логических задач, составление таблиц, подготовка и защиты докладов. Не следует пренебрегать и возможностями технических средств обучения: видеозаписи, использование мультимедийной аппаратуры, которые не только развлекают учащихся, но и облегчают многим из них осмысление материала. Из этих вполне традиционных и привычных элементов можно конструировать нестандартные уроки. Их важное преимущество заключается в том, что преподаватель постоянно предлагает учащимся нечто неожиданное, а значит занимательное.
Особо остановлюсь на двух видах организации учебного процесса с целью развития творческой личности учащегося.
Во-первых, это творческая работа учащегося – изготовление исторической подделки. Этой работой я охватываю учащихся 5-9 классов. Такая форма работы рекомендуется особенно в классах с компенсирующей формой обучения. Казалось таких классов мало. Да, их не так много, но сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой: у учащихся 5-9 слабо выражен познавательный интерес к учению вообще, у учащихся них желания работать самостоятельно, да и просто учиться. В этом возрасте они пока не задумываются о будущем. Отсюда и проблемы, такие как слабая подготовка домашнего задания, слабая активность при изучении нового материала, что влечет за собой низкое качество обучения и как следствие падение интереса к изучаемому предмету. Изготовление же исторических подделок позволяет воспитать в учащихся творческую личность. В результате изготовления различных макетов ребята соприкасаются с исторической действительностью, что вызывает дополнительный интерес к предмету.
Во-вторых, большое значение придаю такой форме работы как тестирование. Хотя существуют различные мнения по этому виду организации работы учащихся. Одни считают, что это удобно, позволяет за короткий период времени осуществить контроль знаний учащихся, т.е. придают значение только контролирующей функции тестирования. Другие вообще предупреждают, что это препятствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Я остаюсь на позиции необходимости использования тестовой формы в технологии обучения, особенно в связи с необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ и переходе на болонскую систему обучения в ВУЗе. Использование тестирования позволяет в значительной степени повысить эффективность учебных занятий, приводит к более быстрому и качественному овладению учащихся необходимыми знаниями и умениями, а также положительному изменению отношения их к учебной деятельности. Разработка соответствующей системы оценки деятельности учащихся в % при тестовой форме учебной деятельности дает возможность более точного и объективного анализа проделанной работы отдельным учеником и классом в целом. Работа с той формой тестирования, которую использую я, существенно изменяет роль учителя на уроке. Он перестает быть передатчиком информации и «контролером» знаний, а начинает выполнять совершенно иную функцию – организатора учебной деятельности и помощника учеников. Это в свою очередь изменяет как подготовку к уроку, так и его проведение. Изучение каждой темы включает в себя три основных этапа и строится по следующей схеме:
Вводно-мотивационный этап;
Этап собственной деятельности учащихся;
Этап контроля.
На первом этапе осуществляется постановка учебной задачи; на втором – организуется самостоятельная работа учащихся с использованием обучающих тестовых заданий с последующим обсуждением результатов. В ходе обсуждения учитель корректирует ответы и подводит итог работы с целью создания правильного представления у учеников об изучаемом материале. Заканчивается работа по изученной теме или нескольких тем контрольным тестированием промежуточного или итогового контроля.
Итак, в настоящее время нет дефицита в тестовых заданиях, существуют как печатные сборники, так и каждый учитель имеет возможность составить свои собственные тестовые задания для любого уровня подготовленности учащихся.
Тестовые задания составляются на основе документов, текста учебника и методического аппарата, что требует от учащихся систематической подготовки, внимательности и использования дополнительной литературы, что расширяет кругозор. В нашей практике используются тесты четырех видов:
Соотнесение (события и даты; события и место; события и личности и т.д.).
Пример: Соотнесите название органов Интернационала с его функциями:
Генеральный совет.
2. Конгресс.
3. национальные федерации.
Постоянный комитет.
Сессии.
А) высший орган Интернационала
Б) осуществление связи между различными группами Товарищества
В) первичные объединения по территориальному признаку
Г) объединение местных отделений
Д) повседневная текущая работа
Группировка (несколько моментов, относящихся к одному конкретному событию).
Пример: Сгруппируйте течения и взгляды:
А) Прудонисты; Б) Лассальянцы; В) Анархисты
1. «Собственность – это кража».
2. Недооценка экономической борьбы пролетариата.
3. Отрицание необходимости создания государства.
4. выступление против крупного капитала.
5. Выступление в защиту мелкой собственности.
6. Отрицание необходимости союза рабочих и крестьян
Выбор (из предложенных ответов на вопрос необходимо выбрать правильный).
Пример: Отметьте правильный ответ.
Больше всего рабы в Риме применялись в: 1. строительстве;
2. ремесле;
3. сельском хозяйстве.
Установление последовательности (расположить события в хронологической последовательности).
Пример: Битва при Гавгамелах. Установите последовательность событий.
Атака конницы Александра по правому флангу персов с тыла.
Атака персидских колесниц.
Бегство Дария с поля боя.
Столкновение конниц противников.
Удар конницы Александра в центр и по левому флангу персов.
Большой интерес у учащихся вызывают тематические кроссворды, графические задания, связанные с картой. Поэтому нельзя однозначно сказать, какой метод, и какая форма проверки знаний наиболее эффективна. Очевидно лишь то, что, используя различные варианты заданий, учитель может добиться определенных результатов, на которые он заранее нацелен. Используя теоретические вопросы раздела, мы можем проверить умения, навыки учащихся обобщать и анализировать, сравнивать различные события, выводить причинно-следственные связи. Описание событий по данной теме - проверка знаний учащимися конкретного исторического материала. Раскрытие основных понятий данного раздела или курса – знание понятийного аппарата, умение его использовать. Использование тестов по данной теме – оперативный контроль знаний, включающий в себя задания как хронологического направления, так и понятийного.
В своей практике я использую целый комплекс заданий, выполнение которых, развивает внимание при работе с учебником, документами и картами. Это способствует в свою очередь развитию воображения, лучшему запоминанию материала, позволяет проследить адекватность восприятия учеником исторических представлений и понятий. Кроссворды, например, являются формализованным терминологическим тренингом. Своеобразные задания по карте заставляют ученика более внимательно относиться к работе с атласом и стандартной контурной картой.
Как учитель, использующий в своей работе методы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся, хочу заметить, что только творчество рождает творчество. Мое творчество на уроках и во внеурочной деятельности побуждает учащихся с интересом изучать историю, хотя это и трудный предмет, и использовать полученные навыки в своей дальнейшей деятельности.

15