«Влияние личностно-ориентированного подхода на уровень познавательной активности учащихся и мотивы их учебной деятельности».
«Влияние личностно-ориентированного подхода на
уровень познавательной активности учащихся и
мотивы их учебной деятельности».
Главная особенность обучения математике в классах КРО состоит в том, чтобы
придать математическому курсу наибольшую оперативную направленность,
сочетая её с доступностью. Добиваться прочных умений и навыков на простых
примерах, обеспечивающих дальнейшее применение изученного. Кроме того
у учащихся с ЗПР каждое умение следует доводить до навыка, как можно чаще
побуждая их к выполнению самостоятельных работ различного характера:
математических диктантов, практических, контрольных работ, зачётов. Часть
этих работ я провожу в так называемой полуустной форме, когда на одни вопросы
учащиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ. Особое внимание стараюсь
уделить развитию устной речи учащихся, иначе она долго останется нелогичной,
отрывочной, односложной.
Во всех классах особое внимание уделяю выполнению самостоятельных работ.
В зависимости от цели, которые ставятся перед самостоятельными работами,
они могут быть:
1) обучающими; 5) развивающими;
2) тренировочными; 6) творческими;
3) закрепляющими; 7) контрольными;
4) повторительными;
1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном
выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового
материала. Цель таких работ- развитие интереса к изучаемому материалу,
привлечение внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель.
Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя
знать пробелы в знаниях, которые мешают усвоить изученный материал.
Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения
нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка даёт
учителю чёткую картину того, что происходит на уроке, какова степень понима-
ния учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения. Цель
этих работ- не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени
на уроке.
2.Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий.
Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она
необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем
самым создать базу для дальнейшего изучения математики.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся необходима
помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником, и записями в
тетрадях, таблицами и т.п. Всё это создаёт благоприятный климат для слабых
учащихся. В таких условиях они очень легко включаются в работу и выполняют
её.
3.Закрепляющие самостоятельные работы показывают насколько прочно,
осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий
данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой.
Примеры работ в изобилии встречаются в дидактических материалах.
4.Очень важны так называемые повторительные работы.
Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли учащиеся,
есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение
нового материала.
5.Самостоятельными работами разви
·вающего характера могут быть домашние
задания по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, проведение « дней математики», сочинение математических
игр, сказок и т.д.
6.Творческие самостоятельные работы у учащихся с ЗПР применяю редко, так
как эти работы предполагают высокий уровень самостоятельности, поиск
второго, третьего решения и т.д. решения задачи.
7.Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения
По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во- вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в- третьих,- обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; в- четвертых, они должны стимулировать учащихся, позво-
лять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
При изучении основных понятий курса математики в среднем звене школы
необходимо своевременно установить преобразуется ли сообщаемая детям
информация в знания, основанные на долговременном запоминании, а не на
оперативном как это часто бывает. В связи с этим в методике преподавания в
частности математики необходимо разрабатывать надёжные критерии для
обучения. В теории обучения эффективность рассматривается как результат
достижения поставленных целей. Эффективность обучения напрямую зависит
от интереса учащихся к предлагаемому учебному материалу.
Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием
процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идёт обучение и тем лучше
результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты.
Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому
забыванию и даже полной потере приобретённых знаний, умений и навыков.
Поэтому так важно знать уровень интереса учащихся к обучению, контролировать
и следить за его изменением. Интерес учащихся можно определить с помощью
опроса или анкетирования. Для этого в начале урока учащимся раздаются
карточки, в которые в определённые моменты урока они по просьбе учителя
заносят числовые значения от 0 до 1. Эти значения соответствуют тому, как
в данный момент ученики оценивают свой интерес к изучаемому материалу.
В конце урока карточки собираются. Интерес всего класса определяется как
среднее арифметическое интересов учеников класса.
При изучении основных понятий курса математики в среднем звене школы
Необходимо своевременно установить, преобразуется ли сообщаемая детям
информация в знания, основанные на долговременном запоминании, а не на
оперативном, как это часто бывает. В своей работе применяю метод ключевых
понятий. Этот метод основан на исследовании остаточных знаний учащихся
по проверяемой теме, разделу, курсу.
Остаточными знаниями называют тот объём знаний, который «отложился»,
остался в памяти учащихся после изучения темы спустя некоторое время,
в течение, которого эти понятия с детьми не повторялись.
Этот метод позволяет не только определить качество ЗУН учащихся, но и влиять
на интеллектуальный уровень ученика.
15