Презентация на тему Психологические подходы к изучению и выявлению детской одарённости


Психологические подходы к изучению и выявлению детской одарённостиСоставила педагог-психолог МБОУ «СОШ № 3 г. Осы»: Козлова Ю.П.
ЧеловекДарСпособностьЗадаткиТалантГенийВундеркиндИндиго



Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое выражается в достижении более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.РАННЯЯ -ПОЗДНЯЯ АКТУАЛЬНАЯ - ПОТЕНЦИАЛЬНАЯЯВНАЯ - СКРЫТАЯОБЩАЯ-СПЕЦИАЛЬНАЯstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type Задатки – это природные возможности человека - врождённые - приобретённыеСпособности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием для успешного выполнения продуктивной деятельностизадатки -способности Сенситивные периоды – это в высшей степени восприимчивый период развития психики человека. Способ восприятия в 10-15 раз выше, чем в обычные периоды 5-15 сенситивных периодов в год – у детей,4 -5 - у взрослых Виды одарённости (по Васильковой Ю.В.) -социальная (лидерская); - эстетическая (художественная, музыкальная, изобразительная, сценическая); - психомоторная (спортивная); - академическая (учебная); - интеллектуальная (высокий уровень мыслительных операций); - творческая (проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении)Дж. Рензулли Виды одарённости (по Васильковой Ю.В.) -социальная (лидерская); - эстетическая (художественная, музыкальная, изобразительная, сценическая); - психомоторная (спортивная); - академическая (учебная); - интеллектуальная (высокий уровень мыслительных операций); - творческая (проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении)
Результаты исследования интеллектуальных, творческих и личностных качеств первоклассников Интеллектуальные способностиМотивационно-личностныеспособностиТворческиеспособностиЛидерскиекачестваСлабый 8 %18 %22 %17 %Средний79 %67 %61 %72 %Хороший13 %15 %17 %11 % Формы выявления одарённых детейНаблюдение;Общение с родителями;Тестирование, анкетирование, беседа (деятельность психолога);Конкурсы, олимпиады, исследовательская деятельность… Функции учителей-предметников: - выявление одарённых детей по своим предметам; - включение в программу заданий творческого, научно-исследовательского уровней; - организация индивидуальной работы с одарёнными детьми; - подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям; - отбор и оформление достижений одарённых детей; - консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей; - оформление своего опыта работы с одарёнными детьми.