«Современные подходы к выявлению одаренных детей в режиме урочной и внеурочной деятельности»

«Современные подходы к выявлению одаренных детей в режиме урочной и внеурочной деятельности»

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.
В.А. Сухомлинский
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.
Актуальность темы
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, поддержать каждого ребенка, развить его индивидуальность. 
Задачи, стоящие перед учителем в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В настоящее время в педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно.
Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогом сегодня, наряду с традиционной методикой, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
Прежде, чем рассказать о своем конкретном опыте работы с одаренными детьми, замечу, что для многих учителей одаренный ребенок – это успешный ученик (“отличник”). С подобным мнением позволю себе не согласиться. Эта проблема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много.
Цель
Разработка механизма выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи
Разработать план индивидуальной работы с учениками с учетом выявленных познавательных интересов.
Систематизировать работу по проведению и организации различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
Активизировать совместную работу с родителями по развитию одаренности.
Совершенствовать методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества учащихся.
Из опыта работы
Я считаю, учебные предметы являются основой школьного образования, способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Моя задача – увидеть таких детей и помочь им реализоваться.
Типичные черты одаренных детей, по которым я выделила их из всего класса
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Главным звеном в моей работе является развивающая система обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников.
Я стараюсь организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.
На уроке использую групповые, коллективные формы работы.
Строю свою работу так, чтобы в учащихся развивать не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
В своей работе я использую проблемно-диалогический метод обучения. На начальном этапе я знакомлю обучающихся с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию обучающихся и требует постоянного творчества учителя.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке
·выбранной темы.
Для развития интеллекта детей выделяю метод проектной деятельности.
В своей практике мы с учащимися занимались разработкой исследовательских, творческих проектов о родном крае, о животных, о семейных традициях. К созданию проектов привлекали родителей, которые с удовольствием принимали участие. Метод проектов силён своей целенаправленностью, а также сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект даёт наглядный результат и для ученика, и для родителей.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Проблемно-поисковый подход в обучении успешно реализуется через ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. На уроках русского языка проводится работа со словарями (толковым, словарем синонимов, антонимов, орфографическим). Идет индивидуальная поисковая работа.
Творческая работа, а потом обсуждение с классом проводится на уроках развития речи, на занятиях внеурочной деятельности при изготовлении таблиц-опор по русскому языку и математике.
При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, придумывание заданий, вопросов, тем, выбор различных жанров заданий (иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя. Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности.
Реализовать себя обучающиеся могут через участие в предметных олимпиадах, проектах, чемпионатах разного уровня (очно, заочно, дистанционно).
Продуктивной формой внеурочных занятий считаю ролевую игру. Инсценировка  учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно и правильно оставаться самим собой .
По моему мнению, развитию природных творческих задатков, формированию  направленности на творчество способствуют уроки-исследования. Например, урок-исследование «Русское народное творчество». Анализируя творчество народа (песенки, потешки, загадки, скороговорки и др.), ученики попробовали раскрыть свой творческий потенциал в написании собственных произведений: сказки о животных, загадки. На внеурочных занятиях мы с ребятами изготовили книжки - малышки, которые подарили детям из группы детского сада.
Вывод: работая над этой проблемой, я выявила в своем классе группу детей с характерными признаками одаренных, способных, талантливых. За 3 года учащимися создано 9 проектов, из них 3 - социальной значимости.
На начальном этапе мои учащиеся принимали участие в олимпиадах, конкурсах и имели дипломы за участие, в течении трех лет их результаты возросли.
Я со своими учениками принимаю участие в школьных и во всероссийских конкурсах, и имеем дипломы призеров и победителей. За прошедший 2014/2015 учебный год я и мои ученики достигли высоких результатов в конкурсах Всероссийского проекта «Познание и творчество» и мое имя и достижения внесены в итоговый сборник «Ими гордится Россия», часть 2.
Одарённых детей насчитывают от 2-5 % от общего количества детей. Их намного меньше, чем тех, которые не проявляют одарённость. Но, если помнить, что каждый ребёнок – это кладезь потенциальных возможностей, то необходимо приложить все усилия, чтобы помочь ему максимально реализовать себя.
Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.

Список используемой литературы:
1.Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников. //Вопросы психологии, 2003, №3
2.Газета "Первое сентября" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.http://nsportal.ru/
4. Ляшко Л.Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1.
5.Рыбалка В.В.Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка  // Одар. ребенок. – 2011




















Заголовок 315