«Современные подходы к выявлению одаренных детей в режиме урочной и внеурочной деятельности»



«Современные подходы к выявлению одаренных детей в режиме урочной и внеурочной деятельности»

Введение
В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.». Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных, творческих и социальных возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа каждого учителя.
Актуальность темы
Задачи, стоящие перед учителем в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.В настоящее время педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогом сегодня, наряду с традиционной методикой, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. В последнее время в печати появляется множество публикаций педагогов-новаторов, учителей, психологов, работающих с детьми “группы риска”. (Журналы “Педагогика”, “Воспитание школьников”, “Искусство в школе”, “Классный руководитель”, “Народное образование”, “Домашнее воспитание”, “Развитие личности”, “Школьные технологии” и другие.) Коррекционная педагогика предлагает альтернативные формы воспитательной работы. Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Многие из нас ошибочно полагают, что работать с такими детьми легко, дескать, коррекционники труднее поддаются воспитанию, а вот одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Прежде, чем рассказать о своем конкретном опыте работы с одаренными детьми, замечу, что для многих учителей одаренный ребенок – это успешный ученик (“отличник”). С подобнам мнением позволю себе не согласиться. Эта проблема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. К.Д.Ушинский сказал: “Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.
Цель
Разработка механизма выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Задачи
Разработать план индивидуальной работы с учеником с учетом выявленных познавательных интересов.
Систематизировать работу по проведению и организации различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,олимпиад,позволяющих учащимся проявитьсвои способности.
Активизировать совместную работу с родителями по развитию одаренности.
Совершенствовать методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества учащихся.
Практическая значимость
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.
Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
1. Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способнось к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.
15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
Методология
Главным звеном в моей работе является развивающая система обучения, во главу угла которой ставится задача общего развития школьников. Цели дидактической системы: организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека. Л.С. Выготский писал о том, чтобы обучение ориентировалось на зону ближайшего развития, т. е. опережало развитие, вело его за собой.
Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:
обучение на высоком уровне трудности;
быстрый темп изучения программного материала;
осознанное обучение;
преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;
общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.
Развивающая педагогика выдвигает цель - развитие личности обучаемого, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.
Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные.
Методы обучения - проблемные. Наиболее эффективная программа – программа проблематизации.
Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Возникает вопрос: что может развиваться в учениках на уроках? Не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность.
Учитель может развивать все психические функции и личностные качества ученика. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и проектировать образовательный процесс. Условиями, при которых обучение становится развивающим (по Л.С. Выготскому, К. Коффке), являются:
1) Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности. 2) Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика. 3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального развития ("могу сам") в зону ближайшего развития ("могу с учителем"). 4) Реализация принципа: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. 5) Реализация принципа относительной успешности обучения. 6) Учет механизма развития способностей: операция - действие - способ деятельности - обобщенный способ деятельности – способность.
При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Как организовать такой учебный процесс?
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Предполагаемые результаты
-Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик.
-Творческая самореализация выпускника школы.
-Повышение качества профессиональной деятельности
-Увеличение количества одаренных и способных детей, вовлечённых в процесс познания и творчества.
-Обеспечение оптимального взаимодействия «учитель-ученик-родитель- социум»
-Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
-Создание сборников лучших творческих работ учащихся и методических материалов учителя.
Теоретическая часть
В ведомственной целевой программе «Одаренные дети Самарской области» на 2011-2013 годы сказано: «На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные исследователи в области психологии. Известны крупные исследования по психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. В нашей стране педагогика детской одаренности начала оформляться как наука в конце прошлого - начале нынешнего веков. В.П. Вахтеров, А.Н. Острогорский, А.П. Модестов, В.М. Экземплярский и другие специалисты разрабатывали научные и практические основы диагностики, поддержки учебных и развивающих программ для одаренных детей.»

  А.М. Матюшкин в статье “Концепция творческой одаренности” приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие “творчество” тесно связано с процессом создания нового оригинального, исследовательской деятельностью учащихся нестандартными путями решения проблемных задач. Одно из форм работы с одаренными детьми на уроках русского языка может являться комплексный анализ текста, который учителя-словесники широко используют в своей работе.
В преподавании русского языка наметился новый подход: обучать не только языку, но и речи. Этот процесс слияния предусматривает формирование умений полноценного общения. Усвоение структуры русского языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе системы грамматических представлений и понятий.
I. Учитывая высокий уровень познавательной активности одарённых детей,
при организации совместной деятельности следует:
поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
поощрять глубокую проработку выбранной темы;
стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями ученика, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
актуализировать более сложные виды деятельности, требующие владения абстрактными понятиями и мыслительными процессами высокого уровня;
формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
поощрять творческое и продуктивное мышление;
создавать эффективные предпосылки для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Данные рекомендации играют свою позитивную роль в том случае, если педагог при организации совместной деятельности с учениками не будет забывать о трёх основных моментах:
I. Во время урока для активизации познавательных потребностей одарённых учеников не забывать делегировать им ряд традиционных преподавательских полномочий:
-подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
-использование альтернативных путей поиска информации: знакомство с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках, энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через Интернет; виртуальные экскурсии.
-установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями;
-обнаружение скрытых зависимостей и связей;
-построение гипотез;
-интегрирование и синтез информации (например, через таблицы, схемы);
-составление лингвистических заданий и упражнений разного типа;
-выстраивание алгоритма решения или составление рекомендаций к выполнению заданий;
-формулировка выводов;
-работа в роли руководителя группы или эксперта.
II. Стремиться активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения. По мнению психологов, наиболее оптимальной формой организации учебного процесса, стимулирующей рост познавательной активности, является проблемное обучение. С точки зрения Матюшкина А.М., необходимо включить звено порождения проблемы в процесс обучения одаренных детей. Наиболее полно этому требованию отвечает проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого ученики самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе учитель знакомит обучающихся с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию обучающихся и требует постоянного творчества учителя.
III. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одарённых учеников. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в этом случае необходимо:
Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка.
Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Предоставить ученику:
название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой литературы
формы контроля
задания для самопроверки
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
II. Интеллект как вторая составляющая одарённости.
Общие черты интеллектуальной активности одарённых детей:
конкретность мышления и способность к абстракциям;
быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям;
богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
Выделяется также два основных типа направленности интеллекта: практический и теоретический, т.е. преобладающим является либо уровень практического, либо уровень теоретического осмысления информации об окружающем мире. Структурообразующим методом организации обучения детей с доминантой «практического» интеллекта может стать проектная деятельность, т.е. деятельность по созданию материального или интеллектуального продукта (от замысла до результата), совершаемая в специально организованных педагогических условиях. Метод проектов силён своей целенаправленностью, а также сочетанием практической и познавательной мотивации. Проект даёт наглядный результат и для ученика, и для родителей. Коллективная работа проблемных групп по методу проекта избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, способствует возникновению внутренней мотивации, снимает интеллектуальные страхи. Проект учеников с доминантой «практического» интеллекта будет носить конкретный прикладной характер. Исходя из нашего опыта работы, мы можем предложить следующие виды проектов для практикоориентированных обучающихся:
разработка опорных таблиц, конспектов, схем по определённым темам;
подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования; подготовка и проведение ролевой обучающей игры;
подготовка и проведение «урока без учителя».
Более подробно о последнем проекте. В начале учебного года (или полугодия) предлагаю учащимся (микрогруппы в составе двух - трёх человек) темы уроков, которые они должны провести в полном объёме. Затем начинается длительная подготовительная, исследовательская, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока ребята знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо проводятся репетиции, урок проводит один из представителей группы, остальные выступают в роли ассистентов. После проведенного урока мы вместе проводим анализ пройденного урока.
Проектная деятельность детей, у которых преобладает теоретический подход в осмыслении информации, будет иметь ряд особенностей. Во-первых, по содержательному характеру - скорее всего это будет исследовательский или творческий проект. Во-вторых, по способу реализации – проблемно-реферативный (творческая работа, созданная на основе нескольких научных источников, предполагающая сопоставление этих источников и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы) или исследовательский (проект, выполненный с точки зрения выбранной корректной научной методики, имеющий собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы). Также неплохие результаты у обучающихся - теоретиков показывает проект по подготовке и проведению урока – конференции.
III. Третья составляющая одарённости – креативность.
Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Креативность - это способность порождать необычные и оригинальные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Традиционным приёмом, ориентированным на развитие креативности у обучающихся, можно считать разные виды творческих работ, выполняемых на уроках развития речи. Кроме того существует ряд приёмов, стимулирующих и развивающих креативность детей во время обычных учебных занятий. Введение в свою педагогическую практику хотя бы двух-трёх из них позволит стимулировать воображение, фантазию ребёнка и развивать его творческий потенциал. Часто использую следующие методические приёмы:
приём «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать словесную картину о том, что произойдет, если в системе языка что-либо исчезнет или изменится;
приём гиперболизации. Сознательно увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества.
приём агглютинации. Предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и описать получившийся объект.
приём символизации. Создание символа, который в обобщенной форме несёт знание об изучаемом объекте.
приём инверсии. Когда стереотипные приёмы оказываются бесплодными, применяется принципиально новая, часто противоположная альтернатива решения.
приём словесной ассоциации. Предлагается привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для педагога.
Практическая часть
В качестве основных элементов работы с одаренными детьми выделяю: дифференцированность и разноуровневость обучения через введение проектно-исследовательской деятельности, индивидуально-групповых занятий и элективных курсов на старшей ступени образования; ИКТ технологии и ресурсы Интернет; проблемное обучение; личностно-ориентированный подход в воспитании через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, родителями; педагогическое сопровождение; мониторинг качества обучения, воспитания и развития (входной, промежуточный, итоговый)
В рамках учебного предмета материал по актуализации знаний предоставляю на разных уровнях (А, В, С), благодаря чему одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В настоящее время накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений. Реализовать себя обучающиеся могут через участие в предметных олимпиадах, проектах, чемпионатах, марафонах разного уровня (очно, заочно, дистанционно).
В 9 классе учащимся предлагаю курсы по выбору в рамках предпрофильной подгодовки: «Работа с информацией», «Язык мой друг мой», в 10 и 11 классах элективные курсы , что позволяет часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей для их дальнейшей специализации в обучении. Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции в форме проектов, лучшие из которых отправляются на окружной, региональный, всероссийский и международный уровни.
Проблемно-поисковый подход в обучении успешно реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей. На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.
В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с т. з. всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов. В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений. При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.
Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам, испытав радость инсайта. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.
На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.
Особенно эффективным считаю проектный метод, когда бучение и развитие ведется через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Для формирования творческих способностей использую частично-поисковый метод. Вначале тоже ставится проблема, но ввиду недопустимости ее решения, она членится на серию взаимосвязанных вопросов, каждый из которых – шаг к решению проблемы. Вопросы типа: Какова главная идея? В чем суть? Дайте определение – развивают, углубляют знания. Перескажите. Объясните. Какая разница? – развивают умения. В чем причина? Приведите доказательства. Ваш прогноз? Какой выход вы бы предложили? – развивают творческие способности и критическое мышление.
Внедряю в практику интенсивных методов обучения и развития детей мастерские. Они бывают различных типов, я использую «Мастерскую обучения творческому письму». Работа в мастерской состоит из нескольких этапов, но основной алгоритм - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление имеющихся знаний с новыми открытиями. Мастерская учит главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других. Мастерская «Под звуки вальса» проводилась в 6 классе при изучении пушкинской повести «Метель». Вот как свое видение образа метели демонстрирует Владимирова Е.: «Метель у Пушкина – холодная, колючая, мощная, властная, бесконечная. Она – сама судьба, рок.
Маша и Владимир мчатся навстречу друг другу, навстречу своему счастью, как они думают, но метель-судьба поглощает их в темную бездну, злобно завывающую, вихристую. Герои пытаются двигаться вперед,  а метель держит на месте Владимира, не дает сделать ни шагу, запутывает, уводит в сторону, в неизвестность, в бесконечную неизвестность, неизвестную бесконечность.
Может, это кара за своеволие? Кто знает определенно?»
Продуктивной формой внеурочных занятий считаю ролевую игру. Инсценировка  учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно и правильное решение, и обоюдное поведение, отношения, тон.
Развитию природных творческих задатков, формированию  направленности на творчество способствуют уроки-исследования.Например, урок-исследование «В мастерской художника слова. «Маленький» рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Анализируя миниатюру, ученики открывали секреты Чеховского мастерства в создании юмористических и сатирических произведений, попробовали раскрыть свой творческий потенциал в написании собственных юмористических рассказов.
Ещё одна интересная форма урока - урок-презентация.  Активная роль при его проведении принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Ищут материалы к уроку и дети, представляя, к примеру, литературные течения начала 20 века. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию.
Среди разнообразия педагогических и образовательных технологий выделяю кейс-технологию (методы анализа), которая позволяет добиться стопроцентного вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, максимально реализовать учебные возможности, выявить одаренность Данная технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации в области русского язака и литературы благодаря методу ситуативного анализа, методу ситуативно-ролевых игр, методу разбора деловой корреспонденции, методу дискуссии, методу кейсов и инцидента, анализу конкретных ситуаций (кейс-стадии), игровому проектированию. Так группой учащихся 9 класса разработан кейс по подготовке к ГИА, в который вошел весь теоретический материал, согласно минимуму образования, составлены примерные практические упражнения по каждой теме, есть набор вопросов по теории, а также и задания для тренировки и самоконтроля учащихся. Отдельно разработаны контрольные, проверочные работы и тестирование в каждом классе. Начиная с 5 класса, внедряю игровое проектирование, что позволяет повысить мотивацию у большинства учащихся, уметь в дальнейшем справляться с внештатными ситуациями на рабочем месте, творчески подходить к решению проблемы.
Основу кейс-технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной теме или проблеме, на базе которой путём теоретического анализа и на основе полученных и имеющихся знаний дети с увлечением делают вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов, к которому ученики приходят самостоятельно и справляются с заданиями благодаря кейсам различной направленности в зависимости от типа, темы и этапа урока. Незаменимым и эффективным кейсом, позволяющим дать объективную оценку знаний и умений учащихся при проведении итоговых зачетных работ по курсу предмета или при итоговой аттестации, дисциплинировать детей, воспитать в них ответственность, является кейс, обучающий анализу и оценке своих действий. В содержание подобного кейса включается конспект с теоретическим материалом, список дополнительных источников, график выполнения работы с точными требованиями к готовности этапа и критериями оценки работы, разноуровневые задания и общие требования к работе.
Эффективность применения кейс-технологий в образовательном процессе наглядно демонстрируют сами учащиеся: по итогам административного мониторинга 100% детей умеют справляться с рабочими ситуациями на уроке и каждый ученик вовлечен в творческую практическую деятельность; 90% - владеют навыком работы с информацией; 87%- способны преодолеть барьер в общении и анализе нестандартных жизненных ситуаций, быть успешными либо стремиться к успеху. Благодаря кейс-технолгиям можноестественным образом достигать оптимизации темпа работы учащегося, легко внедрять уровневую дифференциацию обучения, преодолевать проблемы здоровьесбережения посредством физминуток и разнообразия видов деятельности на каждом этапе учебного занятия, включая двигательную активность при работе с упражнениями эвристической, игровой направленности и работе на интерактивной доске. Снять умственное напряжение позволяет релаксации, которая занимает 3-4 минуты. Это различного рода движения, игры, заинтересованность чем-либо новым, необычным.
Структуру урока и его содержание следует выстраивать с учётом индивидуальных особенностей детей, грамотного подбора оборудования , создания благоприятной психолгогической обстановку в классном кабинете. Необходимо добиваться, чтобы деятельность ученика находилась в постоянной защите и безопасности, любви и уважении, чтобы процесс образования всегда сопровождался элементами самооценки и самоактуализации. Для формирования у учащихся навыков самоконтроля, самоанализа и самоактуализации мной разработана система управления процессом обучения, которая основана на создании комфортной и свободной атмосферы, стимулировании деятельности, создании ситуаций, мотивирующих детей на познание с увлечением, удовольствием.
Сравнительный анализ качества знаний учащихся по результатам административных контрольных срезов в течение 2012-2013 учебного года демонстрирует положительную динамику и доказывает эффективность работы : уровень обученности детей составляет 100%, качество знаний 60-92%, средний балл по предмету стабильно высокий - 4,3. По результатам ЕГЭ-2013 года 2 выпускника имеют 87, 95 баллов по русскому языку. 43% от общего количества детей являются участниками и призёрами конкурсов и олимпиад Всероссийского и международного уровней, что доказывает их высокую степень успешности и востребованности. За период с 2010 по 2013 год 47 лауреатов Всероссийского конкурса «Познание и творчество», победители в областных Головкинских чтениях и областных Кирилло - Мефодиевских чтениях; 39 участников Всероссийского предметного чемпионата; 8 учеников стали дипломантами Всероссийского фестиваля «Портфолио». Лучшие работы учащихся помещены на сайте Всероссийских и областных конкурсов, в газетах «Октябрьское время», «Пульс Поволжья», в журнале «Внешкольник», в сборнике Кирилло-Мефодиевских чтений, представлены на областных семинарах «Интернет-музей» и «Карьера в образовании». За 3 года учащимися создано 32 проекта, 17 - социальной значимости.

Список литературы

Конституция Российской Федерации.
Закон РФ “Об образовании”.
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 30.05.2011 № 96-од Об утверждении ведомственной целевой программы «Одаренные дети Самарской области» на 2011-2013 годы
Постановлениеот 27 октября 2010 г. N 512Об утверждении областной целевой программы"Доступная среда в Самарской области" на 2011 - 2015 годы
Брославская Т.Л. Методические рекомендации по работе с одарёнными детьми на уроке русского языка // Система работы с одаренными детьми в практике учителя русского языка (обобщение опыта работы учителей г.Томска)/ под ред. О.В.Касперской. – Томск: городской научно-методический центр. – 2007 – с.8-15.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с.73.
 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\ 6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.,1992.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. 2008. Т. 9, вып. 1. С. 53 56.
Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников. //Вопросы психологии, 2003, №3
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ЦОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета "Первое сентября"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]