Выступление на КПК Эффективные методы организации познавательной учебной деятельности учащихся


Эффективные методы организации
познавательной учебной деятельности учащихся
Все выступающие, честь им и хвала, делились с нами своим опытом, наработками. А я хочу поделиться проблемами.
Проблема№1. Это время, точнее, его нехватка. Как успеть прорешать всё, что задумал? Как закрепить учебный материал, да так, чтобы отложилось в детских головах? А количество часов на математику никто не прибавляет, а только всё урезают и урезают…
Проблема №2. Готовишься к уроку, готовишься: и так представишь материал, и эдак, то презентацию, то видеоролики, то юмором разбавишь. А всё равно чувствуешь пассивность большинства ребят да и, судя по домашним работам, отдачи, какой ожидал, не получаешь…
Проблема №3. На следующий год – пятые классы. УМК Зубаревой, Мордковича. Вспоминаю, как возмущались родители нынешних девятиклассников учебником 5 класса: нет объяснений теории, не знают как помочь своим детям.
Где искать помощи? Самый доступный путь теперь – в Интернете!
Бродя по просторам Интернета, наткнулась на странные слова – перевернутый класс. Странное какое-то словосочетание…Захватило!
Хочу поделиться с вами собранной информацией и размышлениями по этому поводу.
Стремительно меняется время, скорость неимоверная, потоки информации – мощные, грандиозные. И дети очень изменились под влиянием цифровых технологий. Они по-другому мыслят, по-другому думают, по-другому обрабатывают информацию. Это не хорошо и не плохо, это – факт. И надо это принять. Традиционные методы не работают. Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих условиях учить детей так же, как мы это делали вчера.
Правильно ли сегодня делать так: учитель добывает знания и передает их ученику, а ученик пассивно их воспринимает. Сейчас все абсолютно уверены, что для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Иначе говоря, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика. Новый Федеральный государственный стандарт, стандарт второго поколения, как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли организатора, партнера, помощника. Уже более десяти лет во всем мире, а с прошедшего учебного года и в нашей стране, используется технология смешанного обучения. Проект осуществлялся в 10 школах-лидерах. В нем приняли участие 60 учителей и более 900 детей на всех ступенях обучения из Москвы, Ижевска, Набережных Челнов, Оренбурга, Перми, Тамбова, Хабаровска.
Что это такое?
Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого нет ни малейшего смысла отказываться. Психологи называют его эмоциональной составляющей. Учитель в классе - прежде всего личность, со своей жизненной позицией и профессиональной философией. Учитель в классе - человек, а в наших школах чаще всего это женщина, подчас даже мама, которая кого-то погладит по голове, кого-то похвалит, кого-то пожурит, а иногда и отругает. Она живая, эмоциональная: грустная, веселая, энергичная, трепетная, сердитая, ласковая. Она разная, но главное она полна жизни! Компьютер – мертвое железо. Учитель вне сомнения останется в образовательном процессе, но его роль кардинально меняется. Однако и у электронного обучения своя сильная сторона, причем немалая. И это прежде всего индивидуализация. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всем одновременно. Понял конкретный Вася (или Танечка) в этот момент что-нибудь или нет, выяснится завтра на проверке домашнего задания. И если не понял, получит двойку и пусть пеняет на себя. Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с Васей.
Моделей смешанного обучения существует немало. Но наибольшую популярность приобрел так называемый перевернутый класс.
Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем.
Как же это работает в учебном процессе?
Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.
1.Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете.
2. Учащиеся смотрят дома видеолекцию, подготовленную учителем.
Если дома нет доступа к Интернету, то обеспечивается возможность просмотра в школе.
3.На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов, самопроверка и другое. Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.
4. Учащиеся делятся на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Принимая это во внимание, их можно группировать для выполнения тех или иных заданий. Условные «читатели» садятся вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем можно всех перемешать, таким образом, у разных групп откроются иные перспективы мышления и восприятия информации. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты, а затем уже попробовать развить и другие способности.
Какие преимущества это дает?
Учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Учащиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.
 Таблица 1. Отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс".
Классический урок «Перевернутый класс»
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание.
Проблема: обучающиеся часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п. Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. 
Учащиеся просматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе.
 Таблица 2. Преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс».
Преимущества Недостатки
Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.
Фильмы доступны для отсутствующих школьников, а также для родителей. Не каждый ученик выполняет домашнее задание.
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно.
Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.
Основатель Салман Хан. Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан рисовал для нее с помощью графического планшета решения задач, а позднее размещал микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана, полагавшего, что YouTube подходит лишь для того, чтобы постить ролики про котиков. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи писем от родителей школьников, авторы которых благодарили его за внятное объяснение элементарной математики, которую они благополучно забыли со школьных времен и были не в состоянии объяснить своим детям.
На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салман Ханом с коллекцией из более чем 4000 бесплатных микролекций, (источник : HYPERLINK "https://www.khanacademy.org/" https://www.khanacademy.org/), переведенные на разные языки, в том числе и на русский. http://www.youtube.com/user/KhanAcademyRussianАлександр Элькин:  «Khan Academy – это новаторский подход в области создания и доставки образовательного контента, который востребован людьми разного возраста, уровня подготовки и географии проживания. С 2006 года бесплатные учебные видеоролики Академии были просмотрены около 300 миллионов раз, а всего в программе подготовки сейчас их свыше 4000 – от основ арифметики до законов термодинамики. И эти результаты Академии впечатляют!». 
Марина Пащенко: «Инновационный, альтернативный подход в образовании, использование Интернет-технологий, доступность обучения, большая и разностороння аудитория, возможность обратной связи – все это делает академию Хана важным элементом в системе мирового образования поколения будущего».
Анна Гринкер: «Cама идея того, что каждый человек, независимо от возраста и уровня знаний может обучаться, сидя за своим ПК новая и занятная. То, к чему стремится Хан – это обучение без границ. Его ролики мысленно переносят учащегося в другую реальность, где материал доступным языком объясняет не строгий учитель, а товарищ, сверстник по ту сторону экрана». 
Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. Не только учитель добывает знания, чтобы механически передать ученику. В том-то всё и дело! Это сам Вася добывает знания, находясь у себя дома перед компьютером, прибегая к помощи учителя и различных компьютерных учебных программ. Вася учится у себя дома. Хочет, прервется на полчаса, чтобы отдохнуть. Хочет, вернется снова и снова, чтобы усвоить прочитанное. Усвоил, идет в своем познании дальше. А когда он придет в класс, его учитель будет занят на уроке проверкой домашнего задания. И непременно поможет Васе, если тот что-то не смог усвоить сам. А если Вася плохой ученик? Если он «немотивированный», не заинтересован в добывании знаний самостоятельно? Вот тут и нужны хорошие педагогические качества, то есть качества учителя как воспитателя, задача которого при смешанном обучении состоит в том, чтобы мотивировать, затачивать и вдохновлять на учебу, организовывать процесс и ни в коем случае не дать сойти с дистанции! Вот такой становится роль современного учителя! Он подвигает детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Он выстраивает с каждым учеником траекторию его индивидуального образования. А еще учитель, разумеется, контролирует, консультирует и направляет. По-другому планирует урок, по-другому оценивает детей. Планирование – вообще ключевой момент в деятельности учителя при смешанном обучении, в отличие от традиционного, в котором оно недооценивается. Деятельность учителя складывается прежде всего из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. При смешанном обучении он должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять достижения учеников. И процесс пойдет, только когда эта связка существует.
Возможен вопрос, готовы ли наши школы, особенно сельские, к дистанционному обучению детей? Сегодня в стране нет школы, в которой не был бы проведен интернет. Другое дело, готовы ли наши учителя работать по-новому, современному? На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному. Однако, как показывает практика, результаты новых уроков при грамотном педагогическом планировании выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому!
Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока. Традиционный подход “Перевернутый” подход
Учащийся Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, вопроизведи”. Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.
ИКТ Использование технологий и веб- инструментов в обучении. Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.
Учитель Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.
Методы Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику. Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.
Построение урока В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.
Представим схематично объекты переворачивания 

Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.
Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.

Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя.
Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.
Отличительные особенности "перевернутого" урока
Вовлеченность учащегося в процесс обучения. 
Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Подобные изменения, увы, даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Ученики привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы. 
Перевернутая модель возлагает бОльшую ответственность за обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта.
Учитель как фасилитатор (Фасилитатор – человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. Группы поддержки и взаимопомощи относятся к тем видам групповой работы, при которых необходимо присутствие фасилитатора.)Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся. 
При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. 
Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.
Рекомендации по созданию «перевернутого урока»
Для организации уроков по модели смешанного обучения учителю необходимо владеть некоторыми информационными технологиями для создания видео- и аудио - материалов, знать облачные технологии и уметь работать в сетевых сервисах. Уроки, разработанные по технологии «перевернутого урока» могут стать для учителя средством для создания своего собственного mix-урока, в котором будут использоваться различные методы и приемы смешанного обучения.
Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у коллег. Выкладывает их на какой либо ресурс и сообщает об этом детям для работы дома. Учащиеся смотрят дома видео лекции, подготовленные учителем. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы и выполняют задания по данному сюжету. Уже на уроке учитель разбирает вопросы учащихся (отдельно с каждым) и традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя.
Чтобы воспользоваться готовым продуктом, необходимо иметь:
1) собственный образовательный сайт или блог учителя, на платформе которых будут размещаться учебные фильмы;
2) систему оповещения обучающихся о размещении очередного задания (например, своевременная публикация домашних заданий в электронном дневнике единой образовательной сети;
3) инструкции по работе с материалами (приложениями, таблицами и т.п.);
4) связь с родителями, инструкции для оказания необходимой помощи школьникам при работе с фильмом в домашних условиях;
5) варианты возможной обратной связи.
Отсутствие прямого контакта с учителем можно заменить возможностью использования социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/), сервисами Сетевой Город. Образование(http://netschool.eduportal44.ru/), электронной почтой учителя.
Для закрепления учебного материала, учитель имеет возможность организовать занятие на уроке в различных формах: по мини группам, индивидуальной работы, практические работы, уроки-экскурсии, уроки-игры (деловые, ролевые, квест с использованием QR-кодов), уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции, уроки-исследования, уроки взаимообучения учащихся, уроки-соревнования (викторины, конкурсы). Проведения уроков по данной технологии требует более 45 минут, поэтому целесообразно проводить данные уроки по 2 академических часа. На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана созданный американцем Салман Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микро лекций, (источник: https://www.khanacademy.org/), переведенные на разные языки, в том числе и на русский. Также на просторах Рунета набирает популярность сервис Интернет уроки: http://interneturok.ru/, которыми может воспользоваться педагог
И еще один вопрос тесно связан с новыми передовыми формами обучения детей: учебники. Современный учебник тоже должен стать иным. Ему предстоит взять на себя роль навигатора, задача которого показывать, куда плыть в безбрежном океане знаний. Новому учебнику предстоит служить не обыкновенному потребителю, а вдумчивому управленцу собственного образования.
Положительные стороны применения модели "Перевернутый класс"
- обучающиеся получают возможность несколько раз прослушать объяснение нового материала;
- нетрадиционный формат домашнего задания способствовал привлечению внимания  школьников  к дальнейшему изучению предмета;
- небольшой по объему фильм не требует долгого просиживания  школьников у компьютера, а задания к нему способствуют смене учебной деятельности в процессе выполнения обучающимися домашнего задания, что является основой здоровьесберегающих технологий.
Отрицательные стороны:
 - требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации.
Запрос к КОИРО:
Появилась необходимость самостоятельно создавать обучающие фильмы, которые будут способствовать освоению теоретического материала учащимися дома и позволит освободить время урока для отработки навыков применения знаний на практике. Этому надо научиться. Конечно, самообразовываться мы можем, но неплохо бы было помочь в этом учителю.

Процесс  создания таких фильмов (видеолекций) состоит из трех основных направлений:
1. Отбор материала, который хотелось бы представить в фильме (грамматический, лексический, лингвострановедческий). Содержание будет определять «жанр» обучающего фильма.
2. Составление презентации, на основе которой будет создан творческий проект.
3. Синхронизация двух программ: «MicrosoftPowerPoint» и  «Screencast-O-Matic» [8] для записи фильма:
- запуск программы «Screencast-O-Matic»;
- показ  презентации;
- синхронизация  окна видео-программы и размера слайдов;
- запуск  режима записи.
В процессе показа слайдов автор комментирует содержание, переключая слайды. Закончилась презентация - фильм подошел к концу. Далее программный интерфейс предлагает сохранить видео на вашем компьютере или сразу разместить на собственной странице сети  «YouTube». Выбирать нужно ту команду, которая необходима. И все, учебный фильм готов!
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что применение модели «Перевернутый класс» позволяет учителю организовать обучение в соответствии  с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций  в области преподавания предмета, повышать собственный уровень научно-методической подготовки.
Главный вывод таков: смешанное обучение – это на сегодня ведущая технология и будущее российских школ.
Итак, вперед, в перевернутый класс!
Читальный зал
http://www.marinakurvits.com - Мастерская Марины КурвитсМ. Курвитс. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения “перевернутый класс”М. Курвитс. Перевернутый класс. Часть вторая: что переворачиваем?М. Курвитс. Часть третья. Перевернутый класс: отличительные особенности перевернутого классаБугайчук К.Л. Дайте мне точку опоры, и я переверну...А. Ищенко. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения.Ремизова Е.Г. Реализация методики смешанного обучения по модели "Перевернутый класс" на уроках информатикиГончарова А.А. Технология "Перевернутый класс"Вся правда о том, как перевернуть занятия с ног на голову (перевод)Хан, который перевернул мирИнфографика "Перевернутый класс"Презентация: Юдина И.А. "Классный переворот или поговорим о модели обучения "Перевернутый класс"
Успешный опыт "переворачивания" класса по ссылке: http://www.tubechop.com/watch/5418584http://www.youtube.com/user/KhanAcademyRussian - некоммерческий проект Академия Хана, видеолекции на русском языке
http://interneturok.ru/ - сервис Интернет уроки


Пассивность учащихся и студентов. Отсутствие инициативы и желания в самостоятельной деятельности.
Качества и умения 21 века

Обратим внимание на качества и умения 21 века необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:
Творческий подход и новаторство
Критическое мышление и способность решать проблемы
Коммуникабельность и сотрудничество
Информационная грамотность
Медиа грамотность
Грамотность в ИКТ
Гибкость и способность к адаптации
Инициативность и самостоятельность
Социальные и кросскультурные качества
Продуктивность и вовлеченность
Лидерство и ответственность
А теперь зададимся вопросом: учитываем ли мы, учителя, выстраивая урок по устоявшимся канонам, что у учащихся должны быть сформированы вышеперечисленные компетенции?
Обратимся к таксономии учебных целей, предложенной в 1956 году американским психологом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D1%83%D0%BC,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD" Бенджамином Блумом. Рассмотрим следующую анимированную схему и задумаемся: какого уровня пирамиды Блума достигают учащиеся, работая на уроке? 

Вероятнее всего, что фокус будет на самых нижних ступеньках (источник). С заданиями на верхние ступени учащиеся разбирают самостоятельно дома. Возможно это одна из причин, по которой иногда домашнее задания остается невыполненным. «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности»Ян Коменский
«Время — это простор для развития способностей»Карл Маркс
«Время не любит, когда его тратят впустую»Генри Форд
«Время то же, что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его вдоволь»Гастон Левис60325754380Кто выиграл время, тот выиграл всё. Автор Жан Мольер Кто не знает цену времени, тот не рождён для славы. Автор Люк де Вовенарг