Ученик-учитель-одаренность: тактика интеллектуального взаимодействия

Ученик-учитель-одаренность: тактика интеллектуального взаимодействия

Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две практические проблемы: специальное обучение и воспитание одаренных детей и работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
Психологи утверждают, что 98% рождающихся детей имеют способности к различным видам деятельности. Учеными проводилась серия исследований, которая показала, что 37% шестилеток проявляют творческие способности, к семилетнему возрасту процент таких детей падает до 17, а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных людей. Если согласиться с тем, что образование есть та естественная среда, в которой человек находится всю свою жизнь, то возрастает ответственность всей образовательно-воспитательной системы за создание условий проявления и развития способностей, одаренности, таланта каждого члена общества.
Особый интерес вызывают творческая и интеллектуальная одаренность детей. Забота об этих детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества завтра.
В настоящее время в связи с осознанием необходимости дифференцированного подхода к обучению различных по психолого-педагогическим характеристикам детей, ученые, методисты, учителя обратили внимание на практическую сторону работы с одаренными детьми, на способы выявления одаренных детей, методы и методики их обучения и воспитания.
Акт признания существования одаренных детей как особой, наделенной некой исключительностью части детского населения, требует и создания какого-то особого образовательного пространства.
Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный. Прежде всего, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а реакция родителей на высокопознавательную активность ребенка нередко бывает негативной, так как для бытового сознания характерна установка – видеть своего ребенка таким, как все. Кроме того, активные творческие способности у детей часто сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью. И далее, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность. В результате у них формируется стремление не выделяться, а их творческие возможности со временем нивелируются.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным насколько сложна и ответственна работа с одаренными детьми, ибо требует от педагогического коллектива не только профессионализма, но и тесного взаимодействия с психологической службой. Считаю нужным остановиться на некоторых ее аспектах.
I. Поиск, выявление и развитие одаренных детей.
Создание банка диагностических методик, программ по выявлению и развитию одаренных детей.
Создание банка рекомендаций для учителей и родителей по развитию одаренности ребенка.
Использование современных методик и программ для работы с одаренными детьми.
Создание справочно-информационного фонда по теме «Одаренные дети».
II. Создание банка данных на одаренных детей.
Психолого-педагогическое тестирование будущих первоклассников.
Тестирование выпускников начальной школы.
Создание картотеки на одаренных детей (отслеживание продвижения развития личности).
Разработка программы конкурсного отбора в профильные группы, классы.
Психолого-педагогический анализ итоговых экзаменов по профильным предметам в 9,11 классах.
Психолого-предметный анализ итогов предметных олимпиад в начальной школе.
Анализ тест-рейтинговых олимпиад в 5-8 классах.
Психолого-педагогический анализ «Олимпийского марафона» в 9-11 классах.
Психолого-педагогический анализ городских, окружных, предметных российских олимпиад.
Проведение ежегодной школьной научной конференции «Интеллект будущего».
Анализ эффективности работы членов научного общества.
Подготовка учащихся к участию во Всероссийских научных конференциях.
Поиск юных дарований происходит в несколько этапов.
Первый этап начинается с поступления ребенка в школу. Все будущие первоклассники проходят психолого-педагогическое тестирование с целью выявления их умственной активности, которая проявляется в интеллектуальной инициативе и настойчивости. Результаты обследования позволяют очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
На втором этапе проводится оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психической деятельности ребенка. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых – сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов.
В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и как следствие этого можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные технологии, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при создании образовательных моделей для одаренных и талантливых детей.
Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. В нашей экспериментальной работе собственные исследования проводили не только старшеклассники, но и младшие школьники, и даже старшие дошкольники. Для этого были разработаны специальные методики проведения учебных исследований детьми в основном учебном процессе и во внеклассной работе.
Содержание образования предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Особые методические приемы, разрабатываемые сторонниками данного подхода, позволяют достичь того, что предложенная учителем проблема превращается во внутреннюю проблему самого ребенка. Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.


Для того чтобы дать возможность каждому ребенку проявить свои творческие способности, раскрыть свой талант и одаренность, в школе необходимо внедрять широкую сеть кружков, студий и секций, создавать научные общества.
Особое место отводится работе детского научного общества. Научное общество позволяет обучающимся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов школы и других специалистов. Учащиеся имеют возможность заниматься в одной или нескольких секциях. Среди них таких как: математика, физика, химия, биология, психология, философия, культурология, социология, краеведение, литература и языкознание, журналистика и др. Итогом исследовательской и экспериментальной работы учащихся является подготовка научных докладов, с которыми они выступают на заседаниях соответствующих предметных кафедр (физико-математических, естественно-экологических, гуманитарных дисциплин, иностранных языков, дополнительного образования), а затем лучшие из них рекомендуются для участия в научной конференции.
Очевидно, что успехи школы возможны лишь при наличии стабильного, слаженно и творчески работающего педагогического коллектива. Основная часть коллектива – это опытные учителя с большим педагогическим стажем работы и высоким уровнем педагогического мастерства. Многие учителя сами активно занимаются научно-исследовательской работой, ими издаются учебно-методические пособия. Наши педагоги ежегодно становятся участниками окружных, областных и российских конкурсов. В школе функционирует творческая группа по изучению и внедрению в практику своей работы современных инновационных технологий.
Педагогический коллектив школы находится в постоянном поиске, активно включился и работает в инновационных процессах, накапливая свой положительный опыт.


Заголовок 115