Методическая разработка детская риторика
Детская риторика. Открытый урок.
Тема: «Общение. Слушание. Повторение пройденного материала».
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по пройденным темам, воспитывать такт в общении и умении быть хорошим слушателем.
План:
Сообщение цели.
Беседа:
-Что такое риторика? (Это ораторское искусство, красноречие)
-Что значит красиво говорить?
1) Красиво говорить-это значит говорить доходчиво.
2) Это значит, говорить убедительно и доказательно.
3) Красиво-значит свободно и плавно.
4) Главное говорить так, чтобы добиться того, ради чего говоришь-убедить, успокоить, упросить.
Пословицы о красноречии:
Хорошую речь хорошо и слушать.
Красно говорит, а слушать нечего.
С тобой разговориться, что моду напиться.
Упражнения в красноречиях. (Рассказать о том, как увидели в лесу зайца, как ловили рыбу, как катались на лодке.) Дети указывают на ошибки в речи товарищей.
- Как вы считаете, влияет ли речь на поступки людей? Докажите. (Словом можно обидеть человека, а можно доставить ему большую радость.)
- Мы сейчас с вами общались с помощью слов. Кроме словесных форм общения есть ещё и несловесные. Какие? (Общение с помощью мимики, жестов, телодвижения).
Чтение отрывков из басен И.А. Крылова. (Общение персонажей басни дети показывают жестами и телодвижениями)
а) «Мартышка в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой»
«Смотри-ка, говорит, кум милый мой»
б) «Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали.»в) «Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша».
5. Отработка мимики.
Учитель читает отрывки, дети показывают настроение героев мимикой.
а) Образцы рисунков различной мимики рассмотреть перед чтением.
б) Чтение отрывков:
РАДОСТЬ
-Нашел! Наша кошка… и у нее котята; такие чудесные, иди сюда скорее!
ИСПУГ
Кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки, увидали котенка, хотят его схватить»
ОБИДА
-Куда ты, Филиппок собрался? Ты еще мал, не ходи!
(У доски 5 человек показывают мимикой настроение героев.)
Учитель: Нельзя махать руками, топтаться, ходить без дела и говорить, кричать громко, т.к. очень неприятная мимика у такого человека.
7. Выделение ключевых слов учащихся в тексте.
- Когда человек желает выступить с речью, он готовится, перечитывает текст, выделяет ключевые слова для запоминания.
В пятницу прийти в школу к 9 часам. Вас будет ждать вожатый. Вы пойдете в парк, чтобы там повесить кормушки для птиц.
- При заучивании стихов выделяют также ключевые слова:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(чтение хором)
8. Слушание. (Необходимо для запоминания, если нет под рукой текста, для поддержания беседы.)
а) Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания. («Внимание!», поднять руку, указать на предмет).
б) Составление плана услышанного(т.е. выделение ключевых слов)
Текст «Как собака себе товарища искала» (с.74 учебника)
Слова для запоминания: собака одна, зайчик, в лесу, у зайца сон пропал, волк, робкое сердце у зайца, собака ушла. (пересказ)
Учитель: Кода слушаешь-можно с самого начала узнать, о чем речь («Лев и собачка»).
9. Итог занятия.
Мы повторили, что такое риторика, как люди общаются и для чего необходимо слушание, как лучше запомнить текст.
Чтобы было с вами общаться, надо следить за своей речью, быть хорошим слушателем.
10. Оценка работы учащихся на уроке.