Консультация для социальных педагогов и психологов « Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей»


Консультация « Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей» Социальное здоровье общества напрямую зависит от благополучия семьи. Семья по-прежнему остается одной из наших основных социальных, нравственных ценностей, ячейкой государства. К сожалению, в нашем обществе происходит деформация семейных связей, разрушение культа семьи. Следствием этого является глобальное снижение уровня здоровья населения и стрессоустойчивости к окружающей среде. Семья нуждается в постоянной заботе и поддержке социальных служб и общественных организаций. Далеко не каждая семья может стать успешной. Исследования подтверждают тот факт, что современные семьи испытывают трудности не только в экономическом плане. В ряде семей ярко выражено выпадение одной или нескольких семейных функций, выявляется социальная незрелость супругов, недостаточность педагогических знаний, недостаточность родительского авторитета. Несмотря на проводимую государственную и региональную семейную политику, количество неблагополучных семей не снижается. Это семьи, где неблагополучие проявляется не только в асоциальных формах поведения родителей, но и даже в принципах и условиях функционирования семьи, формах взаимодействия родителей и детей, отношения семьи в целом к социуму.  Понятно, что без внешней помощи такая семья не сможет справиться с трудностями, а если и получится, то может быть потеряно время, которое сыграет не в пользу семьи.  Становится понятным, что в такой ситуации необходима работа, направленная на оказание помощи семье, т.е. внешняя помощь, помощь профессиональной службы комплексного сопровождения семей. 
Объект воздействия в ходе социально – педагогического сопровождения - это не только члены семьи, но и ее ближайшее окружение. Это является неотъемлемой частью при проведении работы и получения положительных результатов, ведь известно, что окружающий семью микросоциум также влияет на формирование традиций, принципов, форм поведения семьи. В задачи специалиста входит установление контактов с семьей, выявление проблем трудной жизненной ситуации, в том числе неблагополучия, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами и оказании необходимой своевременной помощи. 
Немаловажным в работе с неблагополучной семьей является и соблюдение следующих принципов:  - Принцип индивидуального подхода – осуществление реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи. - Принцип взаимодействия — основополагающий фактор работы специалиста с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений подростков с семьей, предусматривающий сотрудничество друг с другом и взаимную связь.  - Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей, а также предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.  - Принцип законности предусматривает соблюдение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьей. - Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей и воздействие на нее с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
Социально – педагогическое сопровождение складывается из трех направлений: педагогическое, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы. 1. Педагогическое направление. Включает в себя педагогическое просвещение родителей в области обучения и воспитания детей, формирование педагогической культуры и компетентности родителей, организацию семейного досуга.  2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями, жестокое обращение).  3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации жизнедеятельности семьи с позиции мотивации на получение внешней помощи и собственного участия членов семьи в ее получении. Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, специалистами. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.  Работая с семьей, специалист - социальный педагог либо специалист по социальной работе - выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей, а также взаимодействия со специалистом в целях достижения желаемого положительного результата и устранения факторов социального неблагополучия. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.В ходе социально – педагогического сопровождения, основной формой взаимодействия с семьей и контроля над ситуацией в семье, является социальный патронаж. В нормативных документах социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально – правовой и иной помощи. (п. 2.2.10 ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»).Социально-педагогический патронаж: социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей. (п. 2.2.5.1 ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»).В широком смысле этого понятия, сложившегося из практической деятельности, это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист, непосредственно осуществляющий сопровождение семьи, находится в ее распоряжении долгое время, постоянно посещает ее на дому, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий.  Работа специалиста в рамках социально – педагогического патронажа включает несколько этапов: 

п/п Этап Цель Задачи
1 Знакомство (первичный прием) Определение необходимости и возможности работы с семьей Оценка семейной ситуации (асоциальная семья - пьющие родители, девиантное поведение подростков, конфликт супружеский, конфликт родительско – детский, жестокое обращение с детьми и т.д.)
2 Вхождение в семью Мотивация к длительной работе, повышение ответственности семьи Установление контакта, доверия членов семьи, изучение свойств личности, темперамента, характерологических особенностей членов семьи
3 Сбор и анализ информации Сбор полной информации о функционировании семьи, сопоставление материалов, полученных из иных источников. Установление причин социального неблагополучия, определение мер по оказанию помощи семье и учреждений для осуществления комплексного подхода в работе с семьей Составление индивидуальной программы реабилитации
4 Реабилитация Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших Реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ИПР - форма ведения документации, содержащая сведения о семье, перечень социальных, педагогических, психологических и других услуг, а также план мероприятий по реабилитации семьи, определяющих стратегию и тактику работы с конкретной семьей
5 Выход из семьи Стабилизация позитивных изменений Контроль ситуации в семье в течение необходимого времени
Практика работы свидетельствует о том, что социально – педагогическое сопровождение семьи, как форма работы с неблагополучной семьей, на сегодняшний день является эффективной формой взаимодействия специалиста и семьи, позволяющей не только держать ситуацию под контролем, но и получить конечный результат – социальное восстановление семьи.