Выступление на семинаре для социальных педагогов, психологов и классных руководителей. Тема «Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Выступление на семинаре для социальных педагогов, психологов и классных руководителей.
Тема «Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС»
Горькова Елена Игнатьевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Зея
2015
Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега
Л. А. Кассиль
Быть родителем ребенка, только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых, продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для ее грамотного выполнения педагог начальной школы должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техниками общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч, собеседований, переговоров и т. д. Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на мой взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества школы и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Не нова мысль о том, что успехи ребенка в школе зависят от множества факторов. Вряд ли можно встретить малыша, который при поступлении в школу не испытывал бы трудностей различного плана. Чтобы понять, в чем конкретно они заключаются и чем грозят в будущем, необходимо постоянное и грамотно организованное совместное (учителя и родителей) наблюдение за школьниками в школе и дома, за их настроением, реакцией на школьные события. Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить и быть любимым. На первом собрании, которое проходит в апреле, я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нем вместе со своими детьми. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах. При формировании родительского и ученического классного коллектива мне нужно, с одной стороны привлечь родителя к обсуждению и решению проблем развития ребенка в школе, а с другой стороны, выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив. Тогда, проще сплачивать детский, но в, то, же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении «своих» родителей партнерскую, сотрудничающую и в, то, же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в работе классного руководителя с родителями учащихся отвожу психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Информация носит предупреждающий характер, основана на практической целесообразности, демонстрирует опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Работа с родителями учащихся мною осуществляется по трем направлениям:
· последовательное двустороннее общение;
· педагогическое просвещение родителей;
· привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
Цель: Активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и школы; педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
1. Диагностировать педагогическую просвещенность родителей учащихся класса, выявить уровень родительских установок и реакций.
2. Вооружить родителей основами педагогических знаний.
3. Помочь родителям в применении этих знаний в воспитании детей.
4. Способствовать формированию положительных качеств у самих родителей.
5. Сделать родителей действенными помощниками класса и школы.
Формы связи школы и классного руководителя с родителями учащихся. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от тесного содружества его с родителями учащихся и общественностью. Думаю, что эта связь необходима, прежде всего, для обеспечения единства воспитательных влияний на учащихся со стороны школы и семьи. Как всем известно, многие неудачи в семейном воспитании объясняются недостаточной педагогической грамотностью родителей. Помочь родителям найти правильные пути в воспитании детей - это наша задача, задача классных руководителей. Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. В своей практике работы классным руководителем я использую следующие формы связи:
Переписка с родителями письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки доброжелательный тон, радость общения.
Перед тем, как написать приглашение или поздравление, в классе объявляется конкурс, в котором принимают участие дети и родители. Затем выбираем лучшие и пишем на пригласительных билетах.
«Приглашаем Вас всех вместе
На славный праздник – на «Мавраль»!
Прочтём стихи, споём Вам песни
Так подсказал нам календарь».
«Спешите, спешите, спешите скорей!
Ведь праздника нашего нет веселей!
Мы вместе с Вами на празднике нашем
Споём, поиграем, повеселимся и спляшем!»
«Дорогая нежная мамуля!
Много в тебе ласки и добра.
Вновь и вновь в тебе я открываю
Звуки тёплые, как струны серебра.
Милая, души в тебе не чаю
И скучаю сильно день и ночь.
С днём Матери сердечно поздравляю
Крепко тебя любящая дочь»
«Дорогой папочка!
Поздравляю тебя с Днём Защитника Отечества!
Желаю очень преуспеть
В стратегии и тактике!
Ты – лучший и единственный
В пределах всей Галактики!»
Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Если рассматривать работу с родителями в свете требований ФГОС, то родители являются активными участниками образовательного процесса соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п.
Родительское собрание форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Тематику родительских собраний обычно определяю сама и обсуждаю на родительском комитете.
В работе с родителями мною сочетаются коллективные и индивидуальные формы. Разъяснительная работа, начатая на родительских собраниях, продолжается при индивидуальных встречах с родителями дома или в школе. А иногда приходится устраивать и посещения некоторых семей на дому. У классного руководителя часто возникает потребность встретиться с родителями, посоветоваться с ними о воспитании ученика. Посетить же семью мы не всегда можем. В таком случае родители приглашаются в школу для беседы. Конечно, в настоящее время не у всех родителей есть время прийти в школу, ведь многие работают до позднего времени и даже без выходных. В таком случае выручает телефонная связь. Несмотря на разнообразие форм контакта классного руководителя с родителями учащихся, классные родительские собрания остаются одним из самых главных и важных форм. Не реже 1-го раза в учебной четверти мною проводятся родительские собрания, а иногда они проводятся и 2 раза в четверти. Часто проводятся тематические собрания, например, «Как научить детей учиться?», «О свободном времени ученика», «Ошибки семейного воспитания» и т.д. Стараюсь известить родителей о собрании за 3-4 дня до его проведения, иногда извещаю и о повестке дня собрания. На некоторые собрания приглашаются школьный психолог, врачи или социальный педагог. Они дают родителям консультации, читают лекции. Есть место и обмену опытом между самими родителями.
Одной из форм проведения родительского собрания я выбрала лекцию.
Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. На собрании на тему «Педагогика понимания» роль лекторов исполняли сами дети.
«Уважаемые родители! Внимание!
Мы сегодня проводим собрание
На тему «Педагогика понимания».
И дадим вам по секрету
Очень дельные советы.
Дельные советы давали дети, которые исполняли роли учёного, директора школы, учителя.
В классе организованы родительские мини-объединения: родительская редакционная коллегия, игровая, организационная, культмассовая, спортивная группы, которые вместе с классным руководителем занимаются подготовкой и проведением классных, общешкольных мероприятий
Также в классе организую совместные досуговые мероприятия.Родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта и Дню Защитника Отечества – «Мавраль» , и концерты художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты». Прекрасный праздник «Коса – девичья краса», был подготовлен и проведён совместно с родителями. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Открытые уроки для родителей обычно организую с целью ознакомления их с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикую в первом классе. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.День открытых уроков провожу в удобное для родителей время. В этот день провожу уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Тематические игры – это ещё одна из форм взаимодействия учителя с родителями, которую я практикую в своей работе. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, я считаю, является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Этого можно достичь при помощи тематических игр.
Например: «Поле чудес», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию. Ведь, допустим, то, что знает один родитель, другой может и не знать.
Вопросы в этой игре могут быть из области психологии и педагогики, то есть вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей. Задача учителя же состоит не только в том, чтобы подготовить вопросы и получить на них правильные ответы, но и дать понять родителям, что воспитание и обучение- это два неразделимых процесса, причём очень трудных.
Вопросы могут быть такими:
- Состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку (стресс).
- Сплочённая, организованная группа людей, объединённая общественно-значимой целью, организацией органов самоуправления (коллектив).
- Ведущий вид деятельности младшего школьника (учение).
- Отрицательная форма поведения (грубость).
- Порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток (режим).
- Важная составляющая успешности воспитания детей в семье (авторитет родителей).
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися моего 2 класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными моими помощниками, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Родители учащихся моего класса – активные участники общешкольного родительского комитета, во главе которого стоит председатель общешкольного родительского комитета. Непосредственно с ним осуществляют связь председатели родительских комитетов каждого класса, в том числе и нашего класса.
Структура родительского комитета класса:
1. Председатель родительского комитета
2. Члены родительского комитета
*Комиссия по организации питания: составление акта жилищно-бытовых условий учащихся, претендующих на бесплатное питание, контроль за качеством пищи.
*Культурно-массовая комиссия: подготовка и проведение вечеров, утренников, соревнований, совместных походов и пикников. *Хозяйственная комиссия: организация совместных субботников по уборке класса, косметический ремонт класса, починка мебели.
*Учебная комиссия: контроль выполнения режима дня учащихся, помощь в организации открытых уроков, в подготовке к олимпиадам и конференциям.
Конечно же, и остальные родители не остаются в стороне. Они принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Родителям моих учеников предлагаются разнообразные способы вовлечения. Они участвуют:
· в координации мероприятий, презентаций и их подготовке;
· в благоустройстве классного кабинета и необходимом ремонте оборудования;
· в помощи библиотеке;
· в проведении экскурсий, походов;
· в планировании и праздновании дней рождения детей;
· в работе родительского комитета и Попечительского совета школы;
· в осуществлении поиска дополнительных финансовых средств.
Часто на родительских собраниях , я раздаю родителям памятки. Вот одна из них.
Дети учатся тому, что видят в своей жизни.
Если ребёнок окружён критицизмом,
он учится обвинять.
Если ребёнок видит враждебность,
он учится драться.
Если над ребёнком насмехаются,
он учится быть робким.
Если ребёнка постоянно стыдят,
он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок окружён терпимостью,
он учится быть терпимым.
Если ребёнка поддерживают,
он учится уверенности.
Если ребёнка хвалят,
он учится ценить других.
Если с ребёнком обходятся справедливо,
он учится справедливости.
Если ребёнок чувствует себя в безопасности,
он учится верить.
Если ребёнка ободряют,
он учится нравиться самому себе.
Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
он учится находить любовь в этом мире.
В педагогике существует множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями. Каждый учитель вправе выбирать те формы, которые, по его мнению, в большей степени подходят для данного класса учеников и их родителей.
Принципы взаимодействия семьи и школы:
Ребёнок – главная цель взаимодействия (вся деятельность в интересах ребёнка).
Умейте слышать и слушать (принцип уважения и доверия).
Помни! Дети больше похожи на своё время, чем на родителей (принцип соответствия времени).
Учи не только знать, но и применять (практическая направленность деятельности).
Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом (принцип сдерживания).
Не забывай о чувстве юмора (принцип позитивности).
Что посеешь, то и пожнёшь (принцип бумеранга).
Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей.
И я в своей работе с родителями должна постоянно помнить, что я не просто учитель. А я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И какими будут эти воспоминания - всё это будет зависеть от меня. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015