Рабочая программа для учащихся НПО


ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум»

ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физическая культура
2013г

Программа учебной дисциплины Физическая культураразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)
110800.02 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка
151902.03 Станочник (металлообработка)
190631.01Автомеханик
270802.13 Мастер-жилищно-коммунального хозяйства
270802.10 Мастер отделочных строительных работ
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум»
Разработчики:
Хлынов С.В. руководитель физ.воспитанияРабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рекомендована на утверждение.
Протокол заседания предметной цикловой комиссии № от 10 июня 2011года.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план и содержание учебной дисциплины
5
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям начального профессионального образования(далее НПО):
110800.02 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства
110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка
151902.03 Станочник (металлообработка)
190631.01Автомеханик
270802.13 Мастер-жилищно-коммунального хозяйства
270802.10 Мастер отделочных строительных работ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл
Физическая культура - обязательный учебный предмет в общеобразовательных учреждениях. Он является основной формой физического воспитания студентов. В сочетании с другими формами – физкультурно - оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня, внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивной секции,)физкультурно массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады) – достигается основная цель физкультурного образования – формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладения знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики.
Выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации.
Преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения.
Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки.
Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности дляПовышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья.
Подготовки к профессиональной деятельности и службе в вооруженных силах Р.Ф.
Организации и проведения индивидуального коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях.
Активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности.
Правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося414часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося207 часов;
самостоятельной работы обучающегося207часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 414
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 207
в том числе: практические занятия 207
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 207
Составление комплекса занятий ЛФК.
Составление комплекса упражнений атлетической гимнастики.
Выполнение приемов защиты, и самозащиты.
Организация и проведение массовых спортивных мероприятий.
Способы контроля физического развития. Итоговая аттестация в форме :1семестр-Зачет, 2семестр-Дифферинцированный зачет, 3с-Зачет, 4с-Дифференцированный зачет

Первый курс обучения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень усвоения
Тема 1. Легкая атлетика Практические задания 10 1.1 Поддержка и укрепление здоровья. Развитие выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия. 1 История развития легкой атлетики. Атлетика , характеристика видов легкой атлетики. Бег 800м. 1 2 Оздоровительное и прикладное значение легкой атлетики, техника безопасности. Бег 1000м. 1 1.2
3 Бег по прямой, особенности дыхания в процессе бега. 1 4 Бег по прямой 1 5 Бег по повороту 1 7 Бег на коротких дистанциях 1 8 Бег с ускорением(60*100) 1 1.2
9 Низкий старт, стартовый разбег 1 10 Кроссовый бег 2 Самостоятельная работа История развития легкой атлетики.
История возникновения Олимпийских игр.
Спринтерский бег, и бег на короткие дистанции.
Возрастные и половые особенности оздоровительной физической культуры.
Современные оздоровительные системы физических упражнений.
Современные системы физических упражнений, связанные с регулированием телосложения.
35 Тема 2. Баскетбол Практические задания 16 1 Меры безопасности и предупреждение травм при занятиях баскетбола. Спец.упражнения. 1 2 Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах. Спец.упраждения. 1 3 Основы техники игры в баскетбол, индивидуальныетактические действия. Понятие о технике 2 1.2
4 Стойка в баскетболе, ее разновидности 1 5 Перемещение: приставные шаги влево, вправо, вперед, назад 1 6 Остановки: прыжки двумя шагами. 2 7 Передача и ловля мяча: одной рукой от мяча, двумя руками от груди. 2 8 Передача мяча в парах( на месте, в движении)в тройках, ближайшие и дальние. 2 9 Ведение мяча: в различных стойках и изменением скорости 2 10 Ведение мяча с поворотами. 1 11 Бросок мяча в корзину 1 Самостоятельная работа История зарождения баскетбола, в мире.
История развитие баскетбола в России.
Современное Олимпийское движение.
Значение физической культуры и спорта в жизни человека.
Бокс и борьба как основные виды силовых состязаний.
35 Тема 3. Гимнастика Практически задания 18 1 Влияние физических упражнений на организм человека, техника безопасности на уроках гимнастики. Спец.упражнения. 1 2 Правила состояния комплекса утренней и произвольной гимнастики. Спец.упражнения1 1.2
3 Общее понятие строевой подготовки «фланг», «интервал» , «дистанция» . Спец.упражнения. 1 4 Повтор учебного материала первого года обучения. 1 5 Стойка на голове и руках силой (с помощью) 2 6 Кувырок вперед, назад (повтор тех) 2 1.2
7 Кувырок вперед из стойки ноги врозь 2 8 Прыжки через козла в ширину h-120 2 9 Прыжки через козла ноги врозь)2 10 Прыжки через коня в длину (h-120-125), прыжок углом, толчком одной ногой о мостик (мостик сбоку) 2 11 Выполнение зачетных нормативов .2 Самостоятельная работа История развитие гимнастики.
Меры предосторожности во время занятий физической культурой.
Основные методы коррекции фигуры с помощью физических упражнений.
Лечебная физическая культура: комплексы физических упражнений направленных на устранение различных заболеваний.
Спортивные праздники в учебных заведениях.
34 Тема 4. Лыжная подготовка Практические задания 24 1 Значение лыжной подготовки и влияние его на организм как оздоровительные и закаливающие средства. Спец.упражнения1 2 Меры предупреждения травм и обморожения. Спец.Упражнения. 1 1.2
3 Подготовка лыжного инвентаря и снаряжения , правила хранения лыжного инвентаря и ухода за ним. Прохождения учебной дистанции. 1 4 Назначение мазей, правила смазки лыж. Прохождение учебной дистанции. 1 5 Строевые упражнения с лыжами и на лыжах. 1 6 Техника одновременных ходов. 2 Зачет 1 7 Методика обучения одновременного бесшажному ходу. 2 1,2
8 Методика обучения одношажному ходу. 2 9 Методика обучения попеременному двухшажному ходу 2 10 Методика обучения попеременному четырехшажному ходу. 2 11 Методика обучения безшажному ходу 2 1,2
12 Техника подъемов(скользящим бегом, ступенчатым шагом, «полуелочкой», «елочной», «лесенкой») 2 13 Техника торможения : «упоров» , боковым скольжением. 2 14 Прохождение дистанции от 5 до 8 км. На время и без времени. 2 Самостоятельная работа История развития лыжного спорта в России.
Подготовка лыжного инвентаря и снаряжения.
Физическая тренировка здоровых людей.
Физическая культура как средство борьбы от переутомления и низкой работоспособности.
Основные виды спортивных игр.
34 Тема 5. Волейбол Практические задания 30 1 Травмы, из причины и профилактика. Спец. упражнения 1 2 Первая помощь при ушибах, Растяжениях, Предупреждение травм при занятии, Спец, упражнения 1 3 Понятие о технике, Использование технических приемов при игре в защите и нападении. 2 1.2
4 Стойка волейболиста, ее разновидности. 2 5 Перемещение в стойке волейболиста. 2 6 Передача мяча: двумя руками сверху и снизу. 2 7 Передача мяча в парах, тройках, встречная передача мяча в колоннах. 2 8 Передача мяча из зоны 6 в зону 3, из зоны 3 в зону 2 или 4. 2 9 Подача мяча : нижняя и верхняя. 4 10 Нападающий удар: прямое нападение с ходу. 2 11 Блокирование: одиночное, групповое. 2 12 Индивидуальные действия игрока. 2 13 Выбор места для второй передачи в зоне 3, для нападающего в зонах 3 и 4. 2 14 Подача на игрока. Выбор способа подачи 2 15 Тактика защиты, индивидуальные действия. 1 16 Учебная игра. 1 Самостоятельная работа История развития волейбола.
Первая помощь при ушибах.
Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке.
35 Тема 1. Легкая атлетика Практические задания 13 1.1 Поддержка и укрепление здоровья. Развитие выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия. 1 Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» 2 2 Разбег, отталкивание , полет, приземление(техника) 2 3 Прыжок в высоту с разбега 2 4 Разбег, отталкивание, переход через планку, приземление(техника) 2 5 Метание гранаты с разбега 2 6 Кроссовый бег 1 7 Дифференцированный зачет 2 ИТОГО 111
Второй курс обучения
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работа обучающихся. Объем часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Тема 1.1. Лёгкая атлетика 12 1 Оздоровительное и прикладное значение легкой атлетики, характеристика видов легкой атлетики. 3 2 Кроссовый бег. 3 3 Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» 3 1.2
4 Бег на короткие дистанции. 3 Раздел 2 Баскетбол 18 1 Основы техники и тактики игр в баскетбол 3 2 Перемещение и стойки: бег с максимальной скоростью от 5 до 30м. размерными способами ( лицом, спиной вперед, правым, левым оком вперед ) 3 3 Передача и ловля мяча: двумя руками сверху, в стену на месте, изменяя высоту касания мяча и расстояние от стены, перемещение мяча в стену с поворотом. 3 4 Бросок мяча в корзину 3 5 Штрафной бросок 3 6 Учебная игра 3 Раздел 3 Гимнастика 19 1 Влияние физических упражнений на организм человека, техника безопасности на уроках гимнастики. 3 2 Правила составления комплекса утренней и производной гимнастики. 3 1.2
3 Прыжки через козла в ширину h=120 3 4 Прыжок через коня в длину ( h=120 – 125 ), прыжок углом, толчком одной ногой о мостик ( мостик с боку). 2 5 Зачет 1 6 Стойка на голове и руках силой ( с помощью) 3 7 Кувырок вперед, назад (повтор техники.) 2 8 Кувырок вперед из стойки ноги врозь. 2 Раздел 4 Лыжная подготовка 12 1 Значение лыжной подготовки и влияние его на организм как оздоровительное и закаливающие средства. 3 2 Методика обучения одновременному безшажному ходу 3 3 Методика обучения попеременному двухшажному ходу 3 4 Техника подъемов (скользким бегом, ступенчатым шагом, «полуелочкой» , «елочкой» , «лесенкой» ) 3 1.2
Раздел 5 Волейбол 21 1 Основные техники и тактики игры в волейбол 3 2 Тактическая подготовка. Тактика нападения. 3 3 Нападающий удар: прямой нападающий удар по ходу по мячу , наброшенному партнером. 3 4 Передача мяча на заданную высоту, двумя руками сверху в прыжке. 3 1.2
5 Перемещение и стойки на отрезках 3м с предельной скоростью по направлению к сетке, от сетки, вдоль сетки. 3 6 Передача мяча двумя руками сверху снизу 3 7 Передача горизонтально в стену на месте, перемещение ближе и дальше от стены, передача мяча в стену с поворотом на 360. 3 Раздел 1.
Лёгкая атлетика 14 1 Низкий старт, стартовый разгон финиширование. 3 2 Бег на средние дистанции. 3 3 Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». 3 4 Эстафетный бег, передача эстафетной палочки. 3 5 Дифференцированный зачет 2 Итого 96ч 4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала; тренажерного зала; стадиона.
Оборудование учебного кабинета: Гимнастические снаряды, лыжный инвентарь, мячи для спортивных игр.
Оборудование тренажерного зала: тренажеры на все группы мышц.
Оборудование стадиона: футбольное поле, спортивный городок, беговая дорожка, сектор для метания и прыжков в длину.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Физическая культура. 10 – 11 классы: В. И. Лях, А. А. Дополнительные источники: Зданевич. М. : Просвещение, 2013 . - 237с.
Физическая культура: Учебное пособие для студентов сред. Проф. Учеб. Заведений. - М. : Мастерство, 2012. – 152 с. Решетников Н. В. Кислицын Ю. Л.
Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов. – 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. ; М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять комплексы физических упражнений из современных оздоровительных систем с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей физического развития подготовленности;
Выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации, комбинации на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и упражнения с прикладной направленностью;
Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, психической устойчивости, повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания репродуктивной функции человека;
Положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий. Способы контроля и оценки их эффективности;
Роль физической культуры в общекультурном профессиональном и социальном развитии человека.
Зачёт;
Уроки сдачи учебных нормативов.