Презентация Одаренные дети — дети с особыми образовательными потребностями
Одаренные детиКак разглядеть их среди остальных детей по их особенностям?Как относиться к ним, в связи с их проблемами ?Как простроить образовательный процесс?
Одаренные дети: особенности психического развитияОсобенности познавательного развитияОсобенности склонностей и интересовОсобенности социального развития
Особенности познавательного развитияЛюбознательностьСверхчувствительность к проблемамНадситуативная активность (познавательная самодеятельность)Высокий уровень развития логического мышленияПовышенный интерес к дивергентным задачамОригинальность мышленияГибкость мышленияПродуктивность мышления (легкость генерирования идей ) Легкость ассоциированияСпособность к прогнозированиюВысокая концентрация вниманияОтличная памятьСпособность к оценке
Особенности склонностей и интересовШирота и разноплановость интересовУстойчивость интересовОсознанность интересов
Особенности социального развитияСтремление к самоактуализацииПерфекционизмСамостоятельностьСоциальная автономностьЭгоцентризмПознавательный эгоцентризм. Моральный эгоцентризм. Коммуникативный эгоцентризмЛидерствоСтремление к самоактуализацииПерфекционизмСамостоятельностьСоциальная автономностьЭгоцентризмПознавательный эгоцентризмМоральный эгоцентризм Коммуникативный эгоцентризмЛидерство
Диагностические методики:Методика «Карта интересов для младших школьников»Методика «Интеллектуальный портрет»Методика «Характеристика ученика»Методика «Карта одаренности»Методика «Опросник креативности Джонсона»Анкета «Определение уровня познавательной потребности»Тест «Неталантливых детей не бывает» для родителейМетодики для родительского исследования.Анкета «Определение интенсивности познавательной потребности»Анкета «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?»Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»
Проблемы одаренных детейНеприязнь к школеПротестные формы поведенияИзоляция, уход в себяКонфликтностьПогружение в сложные философские проблемыСклонность к общению с детьми, старше их по возрасту и взрослыми.Перфекционизм (стремление к совершенству)Переживание неудовлетворенностиВыбор нереалистических целейПовышенная чувствительность и уязвимостьВнешние признаки гиперактивности (отвлекаемость, неустойчивое внимание)Повышенная потребность во внимании со стороны взрослых. Нетерпимость, завышенные требования к сверстникам и взрослым.
Кризисы детской одаренности1. Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты - назовем это кризисом креативности.2. Снижение интеллектуальной активности ребенка, проявляющееся в исчезновении интеллектуальной продуктивности, - кризис интеллектуальности.3. Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда - кризис мотива достижений. Это описывается по-разному - или как нарушение волевой регуляции: "мог бы, но не хочу"; или как победа заниженной самооценки: "мог бы, но получится плохо"; или как неадекватная оценка требований социума: "мог бы, но это никому не нужно" и т.д.
Полезные выводы:Очень точно подметил это состояние один тринадцатилетний мальчик.Он сказал: "Не трогайте меня, я окуклился".Детская одаренность будет укрепляться и развиваться, успешно проходить кризисные состояния и обретать новое качество, если будут сделаны акценты на следующих позициях:Необходимо предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт. Следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одаренного ребенка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферыДостигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком
Как простроить образовательный процесс?« Плохо совсем не черпать воду из колодца, но еще хуже вычерпать все до дна, разрушая родник. В обоих случаях источник не выживет»В современной Сибири число одаренных детей в каждом возрасте составляет от 8 до 10%,а это самый высокий показатель не планете.
Психологическая памятка для учителя в работе с одаренными детьмиПоверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения.
У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.
Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику.
Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.
Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, одаренные дети - благодарные ученики.
Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.
Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.
Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.
В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.
От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки.