Рабочая программа внеурочной деятельности Юный художник
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена следующими факторами: известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображающему. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Программа составлена в соответствие следующим документам:
Федеральному государственному стандарту общего образования ОУ;
Фундаментальному ядру содержания образования;
Основной образовательной программе МБОУ Ярской СОШ №2;
Примерной программе внеурочной деятельности «Юный художник» Горской В.А.
Основная цель внеурочной программы художественного творчества школьников- гармонизация личности учащихся через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе художественного образования средствами разнообразных видов художественной деятельности.
Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- учить приёмам исполнительского мастерства;
- учить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Формы и режим занятий
Программа «Юный художник» рассчитана на учащихся 2 класса, увлекающихся художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время из расчёта 34 часа в год, 1 занятие в неделю.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Все художественные материалы, которые понадобятся ему для работы, легко найти в любом доме. Программа предполагает различные техники и виды рисования (рисование кляксами, точками, ладошками, брызгами, с использованием ниток, рулонов, трафаретов, воска, техника эбру и др.). Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Разнообразие видов рисования очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражение в целом.
Каждое занятие сопровождается подробным описанием последовательности действий, содержит рисунок – заготовку, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У ребенка, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенной техники рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.
Учебно-тематический план
№ п/пТемы Форма проведения Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие Занятие -экскурсия 2 1 1
2 Работа с бумагой и картоном Занятие -практикум 6 1 5
Проектная деятельность.
Панно из бумажных цветов Занятие -путешествие 1 1
3 Работа с тканью, мехом Занятие -практикум 5 1 4
Проектная деятельность.
Панно из ткани «Дерево». Занятие -сказка 1 1
4 Работа с природными материалами Занятие творчества 4 1 3
5 Работа с пластилином Занятие -практикум 5 1 4
Проектная деятельность.
Панно «Времена года» Занятие с дидактической игрой 1 1
6 Работа с «бросовым» материалом Занятие -практикум 6 1 5
Проектная деятельность.
Панно по мультфильму «Смашарики» Исполнение сказочного сюжета 2 2
7 Отчётная выставка-ярмарка работ школьников Занятие – выставка 1 1
Итого 34 6 28
Содержание программы
1. Вводное занятие
Техника безопасности при работе с природным материалом. Соблюдение порядка на рабочем месте. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов (листья разного цвета и фактуры, веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Практическая работа: сбор природных материалов в лесу.
2. Работа с бумагой и картоном
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Закладка с использованием плетения. Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик). Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет). Изготовление аппликации “Осенний лес”. Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков. Знакомство с папье-маше.
Проектная деятельность: Панно из бумажных цветов
Практическая работа: выполнение творческих работ в разных техниках. Работа с бумагой и картоном.
3. Работа с тканью, мехом.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Изготовление грелки на чайник, обложки для книги, сувениров.
Проектная деятельность. Панно из ткани «Дерево».
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек. Составление композиции (коллективная работа). Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек.
Техника безопасности при работе с пластилином, ножницами, клеем.
Проект в японская технике «Ошибана» «Юные модельеры»
Практическая работа: изготовление панно по замыслу детей и педагога; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
5. Работа с пластилином
Учить детей работать с пластилином аккуратно при изготовлении пластилиновой поделки. Лепка людей, животных. Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”. Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). Лепка-игра.
Проект «Времена года»
Практическая работа: изготовление различных работ с использованием пластилина.
6. Работа с «бросовым» материалом
Учить детей создавать объемные композиции из бросового материала; учить детей выполнять работу быстро и аккуратно, прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами.
Сбор бросового материала (пластиковые бутыли, коробочки, яичная скорлупа, пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта, пакеты из-под сока.) Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Панно по мультфильму «Смешарики» (соленое тесто).
Практическая работа: изготовление различных работ с использованием бросового материала по замыслу детей и педагога. Изготовление сувениров. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
7. Отчётная выставка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
К концу обучения учащиеся узнают:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
Способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу обучения учащиеся научатся:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
Бережно относиться к инструментам и материалам;
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
Самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Методическое обеспечение программы
1. Стандарты второго поколения. Пособия. М., Просвещение, 2011 г.
2. Горская В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011 г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.М.,Просвещение, 2004 г.
4. Гусакова М.Л. Аппликация. М., Просвещение, 2007 г.
5. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 2008 г.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 2005 г.
7. Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 2011 г.
8. Неботова З.Л. Игрушка – самоделка. СПб., 2005 г.
9. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 2005 г.
10. Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 2010 г.
Тематическое планирование по изобразительной деятельности
(1 час в неделю- 34 часа)
№ Тема занятия Цели Задачи Дата проведения
1. Рисование пальцами.Букет. Развивать интерес к рисованию. Обогащать сенсорный опыт детей, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. Освоение техники рисования пальцами.
2. Рисование пальцами. Лилия.
3. Рисование ладошкой.Дерево. Освоение техники оттиска ладони.
4. Рисование отпечатками пальцев. Человек. Освоение техники оттиска пальцев.
Освоение техники оттиска разными предметами.
5. Оттиск поролоном. Домик
6. Оттиск губкой и поролоном. Лес.
7. Тычкование ватными палочками. Ягоды. Освоение техники тычкования различными предметами.
8. Тычкование карандашом с ластиком. Утро.
9. Монотипия. Симметричный рисунок Освоение приема симметричного рисования, путем сгибания бумаги.
10. Набрызг. Звёздное небо Освоение техники напыления красками
11. Смешанное рисование восковыми мелками и акварелью. Дракон.
12. Рисование восковыми мелками. Национальный русский праздничный костюм. Освоение парафиновой техники
13. Рисование восковыми мелками. Национальный бурятский костюм.
14. ГраттажОсвоение смешанной техники процарапывания и работы воском.
15. Граттаж
16. Кляксография. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами
17. Рисование нитками. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами
18. Рисование по сырому. Черепаха Освоение техники работы на мокрой поверхности.
19. Рисование по сырому. Зимний лес.
20. Фактурное рисование. Деревня. Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.
21. Рисование на мятой бумаге. Рыба. Освоение техники рисования на мятой поверхности.
22. Рисование на мятой бумаге. Фламинго.
23. Рисование клейкой лентой. Освоение техники рисования с помощью трафарета из клейкой ленты.
24. Рисование на неровной поверхности. Освоение техники рисования на неровной, фактурной поверхности.
25. Рисование гуашью. Освоение техники рисования
26. Рисование в технике эбру. Освоение техники рисования
27. Рисование в технике эбру. Освоение техники рисования. Составление собственной композиции.
28. Рисование с трафаретом Освоение техники напыления красками
29. Рисование гелевой ручкой Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами
30. Рисование свечой Освоение парафиновой техники
31. Рисование соломкой Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами
32. Оттиск с мятой бумагой Освоение техники оттиска.
33. Пейзажная монотипия Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами
34. Пейзажная монотипия Освоение техники рисования различными материалами.