Программа внеурочной деятельности Юный художник 1 класс











Программа внеурочной деятельности
«Юный художник»
1 класс




Составитель: Рассказова О.Н.
Учитель начальных классов
Рецензент:




2014


















Объяснительная записка.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников





« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев
Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.


Человек – это сложный мир, идей, идеалов, замыслов, чувств, страстей, стремлений и надежд. Каждый человек индивидуален, каждый имеет свой характер, свои наклонности, свои способности.
Задача педагога – полное развитие личности каждого ребёнка, умелое её формирование на каждом возрастном этапе жизни.
Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать своё отношение к изображаемому.
Рисование, лепка, аппликация - очень интересны для детей, увлекательны, но при условии успешного ими овладения. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребёнка и исподволь, не искусственно и не под давлением, способствовать подготовке детей к школе.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивают детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) и позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире. Организация занятий по данному направлению внеурочной деятельности способствует развитию духовно-нравственного,социального,общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности ребенка, а также развивает и воспитывает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальные позиции, социальные компетенции, личностные качества, способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию, развитию коммуникационных связей.
Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.
Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ , которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.
Основные принципы организации внеурочной деятельности по программе « Веселая кисточка»:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию;
Вид внеурочной деятельности по программе « Юный художник»-художественное творчество.


Место предмета «Юный художник»

Программа рассчитана на 1 год обучения и проводится во время внеурочной деятельности учащихся 1 класса. Количественный состав группы-12-15 человек. Количество занятий в неделю-2 часа. Количество занятий в год-66 часов.
Рабочая программа «Юный художник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы:
духовные начала личности и целостная картина мира;
основы художественной культуры;
понимание роли искусства в жизни человека;
представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
потребность в творческом проявлении;
наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;


умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Выпускник научится:
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
создавать образы природы и человека в живописи и графике;
выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе больше, дальше меньше; загораживание; композиционный центр);
понимать форму как одно из средств выразительности;
отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
изображать объёмные тела на плоскости;
использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
Учащийся получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё отношение;
воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

Деятельность учащихся не оценивается . При этом необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Внеурочная деятельность по программе « Веселая кисточка», как и деятельность обучающихся в рамках уроков изобразительного искусства и технологии, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.


Цели и задачи обучения.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности средствами народного и прикладного и декоративного искусства с учётом их индивидуальных возможностей.
В связи с этим становятся следующие задачи:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, а также:
1. Для формирования умения передавать в рисунке, лепке свои впечатления от окружающей действительности:
Развивать художественное восприятие жизни;
Уточнять представления об окружающем мире;
Вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

2. Для приобретения изобразительного мастерства:
Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных цветов, разных оттенков и разный тональности; правильные пропорции предметов;
Научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
Развивать композиционные умение при изображении групп предметов или сюжета.

3. Для развития технических навыков:
Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
Развивать способность широкие и тонкие линии;
Закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипией и т. д.
Обучать технике рисования «по сырому» и т.д.
Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
Помочь освоить технику рисования разнообразными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, простой карандаш, фломастеры, пластилин и технику лепки – из пластилина, глины и т.д.

4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
Замечать красивое в окружающем мире и отличать уродливое в окружающем мире;
Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
Научить различать жанры живописи;
Знакомить со свойствами художественной выразительности и развивать их;
Развивать художественно – эстетический вкус.


Методы и формы обучения.

Программа рассчитана на один год обучения.
Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные виды занятий:
Рисование и лепка с натуры (игрушки);
Рисование, аппликация на заданные темы, по представлению, по памяти;
Показ репродукций картин известных художников с беседами, предметы народно-прикладного искусства.

В качестве учебных пособий на занятиях используется:
Детские работы;
Игрушки;
Открытки, репродукции художественные произведения;
Предметы быта (посуда и т.д.)
Растения (живые цветки, ветки деревьев, фрукты, овощи) и т.д.
В некоторых случаях занятию по изобразительному искусству должны предшествовать прослушивание или проигрывание сказки или литературных произведений на других занятиях и в свободное от занятий время.
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Количественный состав группы-12-15 человек. Количество занятий в неделю-2 часа. Количество занятий в год-66 часов.




Учебный план.






Темы занятий
Количество часов
1год обучения

1.
Знакомство с искусством
10

2.
Практические занятия на тему
51

3.
Участие в оформлении
выставки
5


Всего:

66





Учебно-тематический план






Тема занятия

Программное содержание

1.
Знакомство с искусством - рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».
Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности; цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.


2-3.
Рисование :«Золотая осень».
Учить детей отражать в свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени; яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

4-5.
Аппликация: «Машины везут урожай.
Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, вызвать желание трудиться, передавать свои впечатления о труде взрослых, уметь составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машину из частей, дорисовывать карандашами или фломастерами).

6-7.
Рисование: «Поздняя осень».
Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать акварельными красками.

8.

9.
Аппликация: «Осенний ковёр».
Участие в выставке по теме «Моя осень»
Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковёр прямоугольной формы, располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), особенно подбирать цвет для элементов узора, закреплять приёмы парного вырезывания.

10.
Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек.
Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

11-12.



13.
Рисование: «Роспись дымковских игрушек».


Рисование: «Ткань на юбку дымковской кукле».
Формировать умения составлять узор, используя элементы дымковской росписи. Закреплять полученные ранее приёмы и навыки. Воспитывать эстетические и нравственные чувства. Учить видеть выразительность образов: важность барынь, весёлость водоносок и др.

14.
Знакомство с искусством – рассматривание филимоновских игрушек.
Познакомить детей с одним из видов народно- прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.

15-16.
Рисование: «Роспись филимоновских игрушек».
Учить составлять узор, используя элементы филимоновской росписи.

17.
Знакомство детей с тремя основными цветами .
Рисование: «Воздушные шары».
Познакомить детей с 3 основными цветами (красный, жёлтый, синий), объяснить детям, что остальные цвета получаются путём смешивания красок.

18-19.




20.
Знакомство с тёплыми и холодными цветами.
Рисование: «Нарисуй картину холодными цветами».

Рисование: «Нарисуй картину тёплыми цветами».
Познакомить детей с понятием: холодный цвет, тёплый цвет. Учить различать их.

21.
Смешивание цветов.
Дидактическая игра: «Какой цвет получиться».
Познакомить детей с палитрой экспериментировать на палитре для создания новых, других цветов.

22.
Рисование: «Кто бывает рыжим».
Продолжать учить детей пользоваться палитрой. Закрепить умение составлять оранжевый цвет (жёлтый + красный = оранжевый). Закрепить знание детей понятия: рыжий – это оранжевый.

23-24.
Составление оттенков.
Рисование: «Варежки для Снегурочки».
1 вариант (белый + синий = голубой)
2 вариант (синий + вода = голубой)
Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок, для получения светлых оттенков. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.

25
Знакомство с искусством – рассматривание портретов (в рост, поясной, групповой)
Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешниё вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего лишнего не бывает, всё работает на раскрытие образа человека. Познакомить с видами портретов.

26-27.
Дидактическая игра «Какое выражение лица бывает у людей».
Рисование: «Портрет человека» (поясной).
Закрепить понятие портрет. Повторить виды портретов. Познакомить с понятием художники – портретисты. Учить правильно, располагать части лица.

28-29.
Рисование простым карандашом: «И весёлое и грустное».
Участие в выставке « Портрет моего друга»
Учить передавать различное выражение лица (радостное, грустное, злое, испуганное).

30.
Рисование простым карандашом: «Мой поэт А.С. Пушкин».
Вызвать желание нарисовать портрет А.С. Пушкина. Закрепить правильно, рисовать части лица.

31.


32.
Знакомство детей с новым изобразительным материалом – цветной тушью.
Рисование: «Красивая салфетка».
Познакомить детей с цветной тушью. Учить детей ею работать на ткани.

33.
Дидактическая игра «Игра со светом».
Закрепить представления о зависимости цвета от степени освещённости.

34.
«Зелёный цвет – цвет особый».
Вспомнить название тёплых и холодных цветов. Познакомить детей с составлением холодного и тёплого зелёного цвета. Продолжать учить пользоваться палитрой.

35.
Рисование: «Красивые розовые цветы».
Добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными ими средствами выразительности.

36.
Рисование: «Бабочки» (симметричная монотипия).
Вызвать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Учить детей использовать в своей работе симметричную монотипию.

37.
Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.
Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета в сочетании форм и цвета.

38-40.






41-43.













44.
Рисование: «Тюльпаны в вазе»






Рассматривание натюрмортов.


Рисование с натуры « Натюрморт»










Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов»
(коллективная работа).






Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные ими средства выразительности (цвет, композиция).


Познакомить детей с жанром живописи– натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрморта является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их формы, цвет, колорит, манера исполнения)




Учить детей точно передавать форму, величину фруктов или овощей; формировать умение объединять вместе вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.


45-47.
Рисование: «Нарисуй свой натюрморт».
Участие в выставке « Мой натюрморт»
Учить детей самостоятельно выполнять задуманную работу.






48.









49-50














51.










52.












53.








54.

55.











56.






57.
58.





59.












60.


61.

62.


63.



64.









65-66.





Знакомство с искусством – калининские глиняные игрушки.
Лепка: «Калининские птички».







Рисование: «Ветки рябины в вазе».














Знакомство с искусством – рассматривание гравюр и иллюстраций, выполненных штрихами.







Рисование: «Ёжик в ельнике»
(фломастеры + цветные карандаши).










Рисование: «Совушка – сова».








Рисование: «Воробышек».

Рисование: «Стайка воробьёв».











Рисование: «Сорока оглянулась».






Рисование: «Ворона летит».
Участие в выставке « Мои птицы»





Знакомство с искусством – рассматривание предметов Городецкой росписи.


Рисование: «Городецкая роспись».







Знакомство с искусством –
Золотая хохлома.

Рисование: «Хохломская роспись».

Русский народный костюм.
История русского костюма.

Рисование: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».


Знакомство с искусством –
«Голубая Гжель»








«Рисование элементов гжельской росписи»
Участие в выставке «Расписные баночки»





Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; лепить птицу из целого куска, вытягивая части тела из исходной формы – овоида.



Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в натюрморт изображение каких – либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист); учить новому техническому приёму – двухцветному боковому мазку.

Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой. Объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приёмов изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера.



Развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов.








Учить изображать сову штрихами, использовать в рисунке лёгкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, нанесение штрихов разным нажимом карандаша и разного положения глаз (смотрит в сторону или вверх)


Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме, величине частей, сходные по строению; познакомить с штриховыми рисунками птиц, учить передавать в рисунке характерные особенности воробья; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушёвку, штриховку, разный нажим.


Продолжать учить детей определять по изображению птиц её характерные особенности, видеть различия; учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке с повёрнутой назад головой.

Учить детей изображать птицу в полёте; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост – чёрные, а тело – серое; располагать летящую птицу по диагонали на листе бумаги.

Показать особенности рисования растительных элементов Городецкой росписи: розана, ромашки, листика, виноград; продолжать формировать умения работать концом кисти; закреплять навыки работы с палитрой.

Показать особенности рисования растительных элементов Городецкой росписи: розана, ромашки, листика, виноград; продолжать формировать умения работать концом кисти; закреплять навыки работы с палитрой.


Познакомить с хохломской росписью; её содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.


Познакомить детей с историей русского костюма; показать особенности национального костюма на Руси; расширять знания детей о русской культуре; развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества дошкольников
Расширять знание детей об истории гжельского помысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

Расширять знание детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Научить детей украшать свой быт.




Всего: 66 занятий.




























15