Рабочая программа внеурочной деятельности: Юный художник (2 класс)

МБОУ Евдокимовская СОШ





Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе.


«Юный художник»













Учитель первой квалификационной категории
Кириенко Лидия Михайловна


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А. Горского, А.А. Тимофеева, Д.В.Смирнова, Е.И. Коротеевой и др., М.: Просвещение, 2011.
Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа «Юный художник» рассчитана на учащихся начальной школы (2 класс), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю.
Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа решает различные учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Продолжительность занятий – 34 часа в год (один час в неделю).
Итоги занятий подводятся в форме выставки, на которую могут приглашаться родители детей, учителя, сверстники.



Учебно-тематический план

№ п/п
Темы
II год обучения

1
Живопись
11

2
Графика
10

3
Скульптура
3

4
Аппликация
4

5
Бумажная пластика
3

6
Работа с природными материалами
2

7
Организация и обсуждение выставки детских работ
1


И т о г о
34


Содержание курса
1. Живопись.
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2. Графика.
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки. Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме того, знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом, и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3. Скульптура.
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.


4. Аппликация.
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
5. Бумажная пластика.
Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6. Работа с природными материалами.
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
7. Организация и обсуждение выставки детских работ.
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. – М., 1991.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин. – М., 1994.
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги / Е.И. Коротеева. – М., 2009.
8. Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е.И. Коротеева. – М., 2009.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ КРУЖКА


п/п
Содержание кружка
Кол.
час.
Дата
Примечание




план
факт




1


2

3
4
5
6
7
8
9
10
11


1
2
3
4

5
6

7
8
9
10


1

2

3





1

2
3

4


1
2

3




1

2




1

ЖИВОПИСЬ
Цветовой круг. Основные и составные, тёплые и холодные цвета.
Контраст тёплых и холодных цветов.
Ахроматическая шкала.
Насыщаем цвет серой краской.
Рисуем пейзаж.
Рисуем пейзаж.
Рисуем объекты природы.
Рисуем объекты природы.
Рисуем цветы.
Рисуем цветы.
Рисуем сказочных персонажей.

ГРАФИКА
Графическая неразомкнутая линия.
Контраст толстой и тонкой линий.
Тоновое пятно.
Уголь, сангина, мел – графические материалы.
Рисование цветными карандашами.
Ритм, контраст тёмного и светлого пятен.
Изображаем животных и птиц.
Рисуем портрет человека.
Рисуем портрет человека.
Изображаем предметы быта.

СКУЛЬПТУРА
Основные приёмы работы с глиной и пластилином.
Лепим предметы плоской и объёмной формы (вазы).
Лепим сказочных персонажей.




АППЛИКАЦИЯ
Обрывная аппликация. Симметричная аппликация.
Аппликации с пейзажами.
Аппликации с архитектурными сооружениями.
Аппликации с овощами и фруктами.

БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА
Силуэтное вырезание формы.
Получаем объём с помощью мятой бумаги.
Изображаем природные объекты и людей.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Шишки, жёлуди, орехи, семена – природные материалы.
Изображаем домик в лесу.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ
Выставка детских работ.




















11


1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

3

1

1
1




4

1
1

1
1

3
1

1

1


2

1
1



1
1






15