Рабочая программа по истории России 8 класс Сахаров А.Н., Боханов А.Н.
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории России XIX век. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., Программы курса Боханов А.Н., Фадеева Д.А. История России. XIX век. 8 класс.- М.: «ТИД «Русское слово»- РС», 2007 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. - М.: ООО ТИД РС, 2008 г.
Количество часов: 40, в неделю 2ч.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Целью курса является:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России в XIX веке.
Задачи курса:
Обучающие:
создать условия для освоения школьниками ключевых исторических понятий;
сформировать представление у учащихся об особенностях социальной жизни, структуры российского общества на этапе XIX века;
раскрыть специфику организации политической власти в XIXв. в России;
сформировать представление о роли выдающихся деятелей отечественной истории XIX века;
сформировать представление о значении политического и культурного наследия России.
Воспитательные:
сформировать у учащихся чувство гражданственности, национальной идентичности, развить мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Развивающие:
создать условия для развития у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
создать условия для овладения учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
продолжить формирование у учащихся исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (40ч.)
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18ч.)
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801 – 1806 гг. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I. Проект Ф. Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801 – 1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825г. Восстание декабристов. Смерть Александра Iи возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826 – 1849гг. Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 1830 – 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 – 1850 гг. Консервативное движение. Теория официальной народности С.С.Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Петрашевцы. Теория общинного социализма.
Крымская война 1853 – 1856гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов. В.А.Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.
Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии. Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.Ленца. Развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Далневосточные экспедиции Г.И.Невельского и Е.В.Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Повторение и обобщение (1ч.).
Тема II. Россия во второй половине XIXв. (20ч.)
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870-1880-х гг. Конституция М.Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Народы Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля».
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Внутренняя политика Александра III. Александр III. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 1880-1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие российской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение 1880-1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Внешняя политика России в конце XIX в.
Развитие культуры во второй половине XIXв. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIXв. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге ХХ в. (1ч.)
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество часов
Введение 1
Тема 1. Российская империя в начале XIX вв. 3
Тема 2. Внешняя политика Российской империи в начале XIX в. 4
Тема 3. Положение России после Отечественной войны 1812 года. 2
Повторительно-обобщающий урок «Царствование императора Александра I» 1
Тема 4. Российская империя в годы правления Николая I (1825-1855) 2
Тема 5. Национальный вопрос и имперские интересы в период царствования Николая I 3
Тема 6. Общественная мысль в России в первой половине XIX века. 3
Тема 7. Культура России в первой половине XIX века. 2
Повторительно-обобщающий урок по теме «Царствование императора Николая I» 1
Тема 8. Россия в правление Александра II (1955-1881) 5
Тема 9. Россия в эпоху царствования Александра III (1881-1894) 4
Повторительно-обобщающий урок по теме «Царствование императоров Александра II и Александра III» 1
Тема 10. Начало эпохи царствования последнего царя 2
Тема 11. Общественное движение в конце XIX в. 3
Тема 12. Образование, наука и культура России во второй половине XIX 2
Итоговое обобщение. Россия на пороге XX века 1
Итого 40
Календарно-тематическое планирование по Истории России XIX века для 8 класса (20 недель, 40 часов, 2 ч/нед)
№ урока Тема урока Дата по плану Дата по факту Основные
понятия и термины Форма текущего и итогового контроля Корректировка
1 Вводный урок Проверочный тест на знания истории России 7 класс.
Подготовка сообщений к уроку № 2. Тема 1. Российская империя в начале XIX вв. (3 часа)
2 Последний дворцовый переворот в России Дворцовый переворот Вопросы к § 1. 3 Попытки реформ. Деятельность М. М. Сперанского. Негласный комитет, министерства, государственный совет, Вопросы к § 2. 4 Российская империя в начале XIX века Благородное сословие, государственные крестьяне, ярмарка, промыслы, вольная, акционерная компания. Вопросы к § 3.
Тема 2. Внешняя политика Российской империи в начале XIX в (4 часа)
5 Русско-турецкая война, войны со Швецией и Персией. Война, мирный договор Вопросы к § 4. 6 Взаимоотношения России и Франции в начале XIX века. Континентальная блокада Вопросы к § 5. 7 Отечественная война 1812 года. Ополчение, редуты. Вопросы к § 6. 8 Заграничные походы русской армии. Битва народов, конгресс, система коллективной безопасности, Священный союз. Вопросы к § 7 Тема 3. Положение России после Отечественной войны 1812 года (2 часа)
9 Военные поселения и проекты дальнейших реформ. Военные поселения, крепостное право, Уставная грамота Вопросы к § 8 10 Безумству храбрых поем мы песню? Восстание, тайное общество. Вопросы к § 9-10, работа с документами. 11 Повторительно-обобщающий урок «Царствование императора Александра I» контрольная работа по темам 1-3. Тема 4. Российская империя в годы правления Николая I (1825-1855) (2 часа)
12 Внутренняя политика Николая I Кодификация, реформа, кредитные билеты, Мануфактура, текстильная промышленность, фабрики Вопросы к § 11, 13 13 Политический сыск и теория официальной народности Тайная полиция, жандармерия, православие, самодержавие, народность
Вопросы к § 12. Тема 5. Национальный вопрос и имперские интересы в период царствования Николая I (3 часа)
14 Кавказская война Мусульмане, Вопросы к §14 15 Россия и революционные движения в Европе. Польское восстание. Сейм, «жандарм Европы». Вопросы к §15 16 «Восточный вопрос» и Крымская война. Восточный вопрос. Вопросы к §16 Тема 6. Общественная мысль в России в первой половине XIX века (3 часа)
17 Славянофилы и западники Славянофилы, западники, панславизм. Вопросы к §17, табличка 18 Русский утопический социализм. Утопия. Вопросы к §19, табличка 19 Русская православная церковь. Автокефальный, синодальный, епархии, архиерей, катехизис. Вопросы к § 18
Тема 7. Культура России в первой половине XIX века (2 часа)
20 Наука и образование Культура, масонство, ложи, образованное общество Вопросы к § 20, презентации. 21 Золотой век русской культуры. Вопросы к § 21-22. Подготовка к контрольной работе. 22 Повторительно-обобщающий урок по теме «Царствование императора Николая I» контрольная работа по темам 4-7. Тема 8. Россия в правление Александра II (1955-181) (5 часов)
23 Восшествие на престол Александра II и отмена крепостного права. Народное представительство, временнообязанные, долговые деньги, круговая порука, выкупные платежи. Вопросы к §23 24 Реформы Александра II. Земства, присяжные поверенные, рекруты, гимназии, Вопросы к §24 25 Социально-экономическое развитие пореформенной России Уставная грамота, обезземеливание крестьян, акционерное общество. Вопросы к §25-26. 26 Внешняя политика России в 1860-1870-е гг. Союз трех императоров. Вопросы к §27-28. Сообщения о Горчакове, русско-турецкой войне. 27 Народничество Народники, хождение в народ, террор. Вопросы к §29. Тема 9.Россия в эпоху царствования Александра III (1881-1894) (4 часа)
28 Александр III и его внутренняя политика. Контрреформы, губерния, область, уезд. Вопросы к §30-32. Сообщения о личности Александра III 29 Экономическое состояние России в 1880-1890- х гг. Подушная подать. Вопросы к §31. 30 Социальная структура Российской империи Сословие, класс, сельские обыватели, горожане, дворяне, отходники, сезонники, экономические требования. Вопросы к §33. 31 Россия в «концерте» мировых держав Политический центр, Тройственный союз, коалиция, Договор перестраховки, политическое соглашение Вопросы к §34 32 Повторительно-обобщающий урок по теме «Царствование императоров Александра II и Александра III» Контрольная работа по темам 8-9. Тема 10. Начало эпохи последнего царствования (2часа)
33 Личность Николая II. Внешняя политика России в конце XIX в. Гонка вооружений, конференция, Вопросы к §35, 37. 34 Экономические реформы С.Ю. Витте Транссибирская магистраль Вопросы к §36 Тема 11. Общественное движение в конце XIX в. (3 часа)
35 Появление марксизма в России. Марксизм. Вопросы к §38.Доклад о жизни В. И. Ленина 36 В. И. Ленин и возникновение социал-демократического движения. РСДРП, манифест. Вопросы к §39. Сообщения, презентации к уроку № 36. 37 Русская православная церковь во второй половине XIX в. Консерватизм. Вопросы к §40 Тема 12. Образование, наука и культура России во второй половине XIX (2 часа)
38 Система образования и наука Вопросы к § 41 сообщения, презентации учащихся. 39 Литература, музыка, архитектура, театр Вопросы к § 42 40 Итоговое обобщение. Россия на пороге XX века Итоговая контрольная работа ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯОбучающиеся должны:
знать/понимать:
•основные этапы и ключевые события истории России XIX и начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
•изученные виды исторических источников;
уметь:
•соотносить даты событий отечественной с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
•объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
•высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
•объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
•использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно – методический комплект
Учебник: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.- М.: ООО ТИД РС, 2007-2009
Программа: Боханов А.Н., Фадеева Д.А. История России. XIX век. Программа курса. 8 класс.- М.: «ТИД «Русское слово» - РС», 2007
Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX в. 8 кл.- М. : Владос, 2001
Колганова Е.В. , Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX в. 8 класс. - М.: ВАКО, 2009 г.
«Схемы по истории России. XIX век. 8 класс»
Кружалов В.В. «Рабочая тетрадь по истории России. XIX век»
Атлас "История России XIX в."с контурными картами и контрольными заданиями. 8 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007 г.