Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Юный художник» для 5-6 классов (ФГОС ООО)
Отдел образования Анивского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анива»
Рассмотрено
на МО
протокол № 1
от ____________2014 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
Утверждено
приказом № __________
от _____________
директора МБОУ СОШ № 1 г. Анива
Кузьминой М. Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Юный художник»
для 5-6 классов
на 2015-2017 г.
Рабочая программа
разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения.
Программу разработала
учитель изобразительного искусства
МБОУ ОШ № 1 г. Анива
Данилова С. В.
г. Анива,
2015 г.
Пояснительная записка.
Данный курс состоит из трёх разделов.
I раздел: “Волшебная кисточка” (декоративно-прикладное искусство).
II раздел: Уроки Карандаша.
III раздел: “Весёлые краски” (нетрадиционные приёмы рисования).
Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.
Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.
Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.
В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.
Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).
В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).
При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.
Уроки Карандаша помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.
В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.
Раздел “Весёлые краски” поможет педагогу ввести ребёнка в мир изобразительного творчества. У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.
Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир – мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.
Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса “Юный художник” - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.
К концу первого года обучения дети должны:
знать названия цветов и оттенков;
знать элементарные правила смешения цветов;
познакомиться с тёплыми и холодными тонами;
узнать о влиянии цвета на настроение;
освоить различные техники рисования;
применять приёмы рисования кистью;
узнавать главные элементы народной росписи;
познать разнообразие и богатство культуры родного народа, усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение;
свободно работать карандашом;
рисовать с помощью схем и алгоритмов.
Тематическое планирование
1 час в неделю.
Всего: 34 часа.
5 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Задачи занятия
Материал
Дата
I раздел. “Волшебная кисточка” (декоративно-прикладное искусство). 8 ч
1
“Волшебные узоры”
1
Познакомить с разнообразием изделий, орнаментов, созданных руками народных умельцев. Учить находить сходство и различие между элементами рисунков на предметах, видеть красоту декоративного узора.
Различные изделия, украшенные декоративным узором.
2
“Сказка про теплые и холодные краски”
1
Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление об основных цветах и учить самостоятельно - путем смешивания – получать различные оттенки и цвета. Побуждать к поисковой деятельности (получать различные оттенки цветов, находить заменители красок, например мел, угольки и т.д.)
Книга О.Нересовой
“ Сказка про краски теплые и холодные”
( М.: Малыш, 1979). Палитра, гуашь, акварель, кисти. Хохломские, гжельские, городецкие изделия. Картинки, изображающие предметы декоративного искусства.
3
“В мастерской народных умельцев”
1
Познакомить с предметами, которыми пользуется художник (Мольберт, палитра). Учить находить сходства и отличие произведений живописи и изделий народных мастеров. Дать понятие орнамента и его основы.
Картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера, например дымковского. Изделия народного творчества.
4
“Рисуем осень”
1
Учить передавать красоту осени, используя сочетание красок и повторяющиеся элементы орнамента. Учить подбирать к орнаменту предмет, который символически отображает сюжет (желтые листья, дождик, ягоды и т.д.)
Картина С. Морозова “Золотая осень”, жостовский поднос “Золотая осень”. Бумага разной формы и цвета, штампы ягод, листьев, краски акварельные, гуашь, кисти.
5
“Чудо-игрушки”
1
Познакомить с изделиями дымковских мастеров. Рассматривать элементы дымковского узора, способы их чередования. Учить использовать различные возможности кисти ( рисовать ее концом, ворсом, обратной стороной). Учить рисовать пальцами, продумывать варианты использования своих работ.
Изделия дымковских мастеров. Плоскостные силуэты фигур для прорисовки, гуашь, кисти различных номеров.
6
“Украсим барышню”
1
Учить самостоятельно украшать плоскостную фигуру дымковским узором, подбирая элементы и цвет. Воспитывать аккуратность в работе с краской.
Гуашь, кисти, подставки, плоскостные фигуры, образцы дымковских узоров.
7
“Хохломские чародеи”
1
Знакомить с изделиями хохломских мастеров, показать красоту, своеобразие хохломской росписи.
Предметы хохломских мастеров, картинки с изображением хохломской посуды; посуда картонная, бумага, краски.
8
“Хохломская роспись – алых ягод россыпь”
1
Познакомить с приемами рисования ягод, травки, листьев на плоскостных фигурах (посуда). Закрепить умение тонировать бумагу.
Плоскостные фигуры различных предметов посуды, образцы элементов хохломской росписи, кисти, акварель, гуашь.
II раздел. “Уроки Карандаша”. 10 ч
9
“Как нарисовать василёк”
1
Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
10
“Как нарисовать мухомор”
1
Развивать графические навыки. Отрабатывать уверенное движение руки.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
11
“Как нарисовать малину”
1
Развивать графические и технические навыки.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
12
“Как нарисовать зайчика”
1
Развивать графические и технические навыки.
Выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно изобразить на бумаге.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
13
“Как нарисовать дракончика”
1
Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
14
“Как нарисовать снеговичка”
1
Развивать способность управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
15
“Как нарисовать шишку”
1
Отрабатывать свободное и уверенное формообразующее движение.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
16
“Как нарисовать ёлку”
1
Продолжить освоение технических навыков и формообразующих движений.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
17
“Как нарисовать яхту”
1
Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
18
“Как нарисовать автомобиль”
1
Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем.
Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.
III раздел. “Весёлые краски”. 15 ч
19
“Смешай краски”
1
Научить смешивать краски, добиваться нужного оттенка.
Палитра, краски, бумага, кисти, вода.
20
“Монотипия”
1
Учить работать в технике монотипии. Развивать аккуратность.
Бумага, краски, кисть.
21, 22
“Мраморные узоры”: “Бабочка- красавица” ; “Беда: лес горит!”
2
Показать цветовые чудеса, которые можно создать, смешивая краски.
4 листа бумаги, краски, кисти.
23, 24
“Трафаретные чудеса”
2
Научить использовать шаблоны и трафареты для создания своих картин разными способами. Дать возможность “поиграть с цветом”, создавая самые разные его комбинации.
Трафареты, шаблоны, скрепки, тампоны, краски, бумага.
25
“Рисуем небывалочки” (Огородная семья)
1
Научить изображать красками округлые формы. Побуждать придумывать и рисовать свои смешные картинки. Закрепить умение, используя освоенные приемы рисования.
Загадки про овощи, иллюстрации смешных картинок. Бумага, акварель, кисти.
26, 27, 28
“Рисуем пальчиками и ладошками”
3
Познакомить с приемом рисования пальчиками и ладошками. Развивать выдумку и фантазию.
Бумага, краски, собственные пальцы и ладони.
29
“Весёлые кляксы”
1
Учить видеть в причудливых узорах известные предметы. Развивать фантазию.
Бумага, краски, кисти.
30, 31
“Прижми и отпечатай”
2
Научить пользоваться печатями, оставлять на бумаге разноцветные отпечатки кубика, спичечного коробка, донышка стакана и т.д. Развивать выдумку и фантазию.
Кубики, коробки, стаканы, пузырьки и другой подручный материал. Бумага, краски, вода, кисти, палитра.
32
“Печатаем цветы и травы”
1
Выполнить отпечатки различных растений, используя природный материал.
Листы бумаги, краска, кисти, травинки, веточки, цветочки.
33
“Пузырьки рисуют сами”
1
Познакомить еще с одной нетрадиционной техникой рисования. Выполнить “воздушные”, “прозрачные” изображения с помощью жидкости для мытья посуды или шампуня. Развивать творчество и фантазию.
Средство для мытья посуды или шампунь, бокал, гуашь, трубочка, бумага, кисти, краски.
6 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Задачи занятия
Материал
Дата
I раздел. Художественные материалы и природа (9 часов)
1
Наши краски и палитра.
Работы учащихся, таблицы, цветовой круг
Работа с акварельными красками
2
Краски и листья. Техника печати.
Примеры узоров и орнаментов.
Работа с использованием природного материала.
3
Осень в лесу. Осеннее дерево.
Репродукции пейзажей, работы учащихся, фотографии.
Техника сухая кисть
4
Туманное утро. Техника по мокрой бумаге.
Репродукции, фотографии природы.
Работа с размывкой по мокрой бумаге.
5
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» выпуск №1
Коллективная работа на листе формата А0
6
Я люблю пушистое, я люблю колючее.
Репродукции, иллюстрации, фотографии животных и растений.
Работа ватными палочками и жёсткой кистью.
7
Краски на столе. Понятие натюрморт.
Работы учащихся, репродукции картин.
Работа простым карандашом.
8
Силуэт и тень. Печать с эффектом негатива. Проект.
Работа с разбрызгиванием красок (коллективная)
9
Натюрморт из пятен.
Репродукции, работы учащихся.
Работа смятой бумагой.
Спешите делать добро! (7 часов)
10
Эти милые маленькие друзья. Как нарисовать кота.
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.
Работа от общего к частному.
11
Волшебные бабочки и жуки. Понятие симметрии, печать пятном.
Иллюстрации, таблицы.
Работа из симметричного пятна к изображению.
12
Хрупкие цветы. Печать смятой бумагой. Проект поздравления ко Дню матери, коллективная работа.
Фотографии и изображения цветов.
Коллективная работа на большом листе.
13
Предметы труда. Лопатка, веник, совок и др.
Натурная поставка.
Первичное выявление объёма светотенью.
14
Кисти и краски, мы шагнули в сказку. Сказки о добрых делах.
Книги, иллюстрации.
Выстраиваем композицию.
15
Зима и природа.
Репродукции пейзажей, работы учащихся.
Пейзаж на цветной бумаге.
16
Создание школьной газеты «Художественная мастерская» новогодний выпуск.
Коллективная работа на листе формата А0.
Я горжусь своей страной! (10 часов)
17
Нарисуй одёжку для своей матрёшки.
Примеры росписи, фотографии, таблицы.
Работа над заданной формой для росписи.
18
Аппликация как вид картины.
Фотографии природы, книги стихов.
Создание зимнего пейзажа в технике аппликации.
19
Как питались на Руси?
ИКТ, репродукции, иллюстрации.
Рисование старинной посуды.
20
Загадки и прибаутки. Иллюстрирование загадок, пословиц, поговорок.
Книги, иллюстрации, работы учащихся.
Создание рисунка-загадки.
21
Герои прошлого и наших дней. Создание панно ко Дню защитника Отечества.
Коллективная работа-проект.
22
Как одевались на Руси. Создаём эскиз платка.
Платки, таблицы, иллюстрации.
Орнамент в квадрате или треугольнике.
23
Щит и меч. Эскиз щита русского былинного богатыря.
Иллюстрации, репродукции.
Создание орнамента в круге.
24
Посуда из дерева. Разделочная доска.
Примеры досок, таблицы, трафареты.
Работа по созданию эскиза росписи разделочной доски.
25
Ложки-подружки, весёлые кружки.
Примеры посуды, образцы росписи.
Работа по трафарету: ложка, кружка.
26
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» №3.
Коллективная работа на листе формата А0
Я узнаю мир (8 часов)
27
Шаг в космос. Техника разбрызгивания.
Фотографии, иллюстрации, работы учащихся.
Работа на затонированной бумаге в технике разбрызгивания.
28
Фантазия и фантастика. Работа по смятой бумаге.
Работы учащихся.
Рисование по смятой и намоченной бумаге.
29
День Победы.
Примеры открыток и плакатов.
Создание эскиза поздравительной открытки.
30
Салют в технике граттаж.
Репродукции, плакаты, книжные иллюстрации.
Создание рисунка при помощи смешения восковых мелков и акварели.
31
Небо и птицы. Коллективный проект.
Таблицы с изображением птиц.
Создание коллективного проекта.
32
Букет из цветов России. Аппликация.
Таблицы с изображением цветов.
Создание коллективного проекта.
33
Создание школьной стенной газеты «Художественная мастерская» выпуск №4
Коллективная работа на листе формата А0
34
Лето на пороге. Рисуем летний пейзаж.
Репродукции картин русских художников.
Работа акварельными красками.
Используемая литература
Журнал “ПедСовет” №8/1997 г.
Л.В. Куцакова. Мама, я умею рисовать. Москва. “Мой мир”. 2008 г.
О. Никологорская. Волшебные краски. Москва. “АСТ-ПРЕСС”. 1997 г.
Н. Шайдурова. Весёлые превращения. Барнаул. 2009 г.
Школа рисования для малышей. Москва. “РОСМЭН”. 2005 г.
Я учусь рисовать. Дикие животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
Я учусь рисовать. Домашние животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
Я учусь рисовать. Сказочные герои. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
13ђЗаголовок 113ђЗаголовок 215