Рабочая программа внеурочной деятельности Юный художник
Муниципальное образование Белореченский районг. БелореченскМуниципальное автономное общеобразовательное учреждениегимназия
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 9 от 28 августа 2013 г.
Председатель педсовета
_______________Будеер А. Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности Направление: общекультурное
Наименование: кружок «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Срок реализации программы 4 года Возраст обучающихся 6 – 11 лет Учитель Рудакова Светлана Пантелеевна
1. Пояснительная записка.
Программа «Юный художник» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью.
Творчество именно с ранних лет является одним из способов воспитания в ребёнке различных положительных качеств: формируется художественно-эстетический вкус, появляются терпение и любовь к труду, а также стремление к самореализации и саморазвитию. Навыки творческой работы, хороший художественно-эстетический вкус, приобретённый на занятиях изобразительной деятельностью, могут пригодиться детям не только во время учёбы в школе, но и на протяжении всей жизни.
Программа курса «Юный художник» направлена на достижение следующих целей:
– получение детьми возможности проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства;
– развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
– овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
– воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи курса:
– развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;
– научить приёмам исполнительского мастерства;
– научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
– научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Курс «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Пути, средства, методы достижения цели:
На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития школьников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном, творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников.
Сроки реализации программы:
Программа курса «Юный художник» рассчитана на учащихся начальной школы в возрасте 6 – 11 лет (1 – 4 классы).
Срок реализации программы – 4 года.
– в 1 классе 1 час в неделю, 33 часа в учебном году;– во 2 классе 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;– в 3 классе 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;– в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Учебная группа состоит из 12 – 15 человек.
2. Учебно-тематический план
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАуди-торныеВнеауди-торные I год обучения
1 Живопись 9 8 1 Освоение приёмов получения живописно-го пятна. Изображение пейзажей, сказоч-ных животных и птиц, растений, трав.
2 Графика 9 7 2 Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3 Скульптура 4 4 - Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, грибов.
4 Аппликация 4 3 1 Изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5 Бумажная пластика 3 3 - Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сминание, сгибание, складывание гармош-кой. Аппликация в технике скатывания.
6 Работа с природными материалами 3 1 2 В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни. Работа заключает-ся в создании небольших объёмных композиций, фигурок животных. В качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы.
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 - 1 Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. Определяют наиболее удачные произведе-ния и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Итого: 33 26 7 II год обучения
1 Живопись 11 9 2 Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
2 Графика 10 8 2 Изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
3 Скульптура 3 2 1 Лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
4 Аппликация 4 4 - Изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
5 Бумажная пластика 3 3 - Силуэтное вырезание, изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
6 Работа с природными материалами 2 1 1 Введение в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, косточек, семян и т. д.
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 - 1 Дети воспроизводят темы заданий и вспоминают то новое, что они узнали на занятиях.
Итого: 34 27 7 III год обучения
1 Живопись 11 8 3 Изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.
2 Графика 10 8 2 Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
3 Скульптура 4 3 1 Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
4 Аппликация 4 4 - Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
5 Бумажная пластика 2 2 - Совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной композицией.
6 Работа с природными материалами 2 1 1 Декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 - 1 Дети в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывают свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме того, школьники могут высказать и критические замечания о работах.
Итого: 34 26 8 IV год обучения
1 Живопись 12 9 3 Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2 Графика 11 9 2 Выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел, гелевые ручки).
3 Скульптура 4 3 1 Нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4 Аппликация 4 3 1 Изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5 Бумажная пластика 1 1 - Совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6 Работа с природными материалами 1 1 - Выполнение тематических заданий. Оформление уголков природы, различных построек.
7 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 - 1 Подведение итога художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов.
Итого: 34 26 8 3. Содержание программы
Задания курса «Юный художник» направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Живопись.
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, изучение основных, тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей. Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом. Изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
Графика.
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Знакомство с другими графическими материалами – углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Закрепление способов работы в печатных техниках. Рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой. Изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура. Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, животных.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы, изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры. Лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Аппликация.
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами, учатся получать плавную линию. Работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. Изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование фломастеров. Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например, с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика.
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги. Освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа. Аппликация в технике «скатывания».
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги. Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природными материалами.
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т. д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т. д.
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти вы их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Первый год обучения. При обсуждении творческих результатов обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение полученных результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства.
По ходу занятий обучающиеся ходят на экскурсии, посещают музеи, выставки, мастерские художников, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
4. Предполагаемые результаты реализации программы Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В процессе усвоения программных требований дети получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных учебных заведениях.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные результаты освоения курса «Юный художник»:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на занятии.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
5. Формы и виды контроля
Текущий контроль.
В конце каждого занятия с целью повышения мотивации к знаниям проводится просмотр и обсуждение работ, отмечаются самые удачные. Дети высказывают свое мнение, учатся быть объективными, не обижать друг друга при оценивании работ, быть гуманными, доброжелательными, учатся без обид выслушивать критику, быть самокритичными.
На выставке выставляются работы всех детей. В будущем эти дети могут участвовать в оформлении газет, каких-либо уголков школы к праздникам.
Итоговый контроль.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки юных художников с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического профиля.
6. Методические рекомендации
Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник. Все умения и навыки, приобретенные обучающимися на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе, могут успешно применяться и углубляться на занятиях в кружке.
На занятиях кружка «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
В процессе обучения происходит активное общение детей, они сообща выполняют разные виды деятельности, в процессе совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным фактам, процессам, событиям. В учебном процессе возникает взаимопонимание, необходимость совместных усилий, взаимодействие и взаимовыручка. Дети перенимают друг у друга вкусы, интересы, увлечения.
Программа в кружке «Юный художник» предполагает развитие художественно-графических навыков, овладение основами графического мастерства, базирующихся на работе на пленэре, с натуры, на изучении творчества выдающихся русских и зарубежных художников. Обучающиеся должны уметь отражать в своих рисунках единство формы, содержания и колорита, передавать объем, пространство, компоновать и согласовывать детали для объединения их в целостную композицию. Программа преследует цель ознакомления с некоторыми страницами русской и зарубежной истории искусства для приобщения обучающихся к мировым ценностям, включая элементы духовно-нравственного и культурного воспитания. Умения и навыки осваиваются в процессе разработки конкретной композиции рисунков. Обучение строится на последовательном изучении жанров живописи и в выполнении практических работ по изучаемой теме.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7 – 11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения. Результаты коллективного художественного труда детей находят применение в оформлении кабинетов, стендов, школьных праздников, тематических вечеров, школьных альбомов, декораций к спектаклям. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда, эмблемы, открытки. Предполагаются как коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в школьных конкурсах.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд 1 Алексеева В. В. Что такое искусство. – М., 1991. 2 Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги. – М., 2009. 3 Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги. – М., 2009. 4 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1 – 4 классов. – М., 2003. 5 Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М., 2007. – (Библиотека учителя). 6 Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа». 2. Технические средства обучения 1 Компьютер 2 Мультимедийная доска 3 Проектор 3. Экранно-звуковые пособия 1 Аудио и видеокассеты с подбором тематического материала к занятиям 2 Компьютерные диски 4. Игры и игрушки Тематический подбор игрушек
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов от .08.13 №1 ___________(_________________)
Руководитель МО « » августа 2013 г.
__________( Сидоренко Е. А.)