Разработка родительского собрания попрограмме НДО Самопознание по теме Общечеловеческие ценности — основа семейного воспитания
Галеева Светлана Анатольевна
ГУ «Карабалыкская СШ им.
А. Кунанбаева отдела образования
акимата Карабалыкского района»
План родительского собрания
Школа: ГУ «Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева отдела образования акимата Карабалыкского района»
Класс: 5 «Б»
Дата: 11.10.2016 г.
Кол-во родителей: 15
Педагог: Галеева С.А.
Тема. Общечеловеческие ценности - основа семейного воспитания
Цель: расширение знаний родителей о значимости духовно-нравственного воспитания в семье, через общечеловеческие ценности как основы семейного воспитания.
Задачи:
-раскрыть значимость выявления и развития общечеловеческих ценностей в современном мире;
- развивать стремление воспитывать в детях общечеловеческие ценности на основе личного примера;
-воспитывать ответственность родителей за воспитание детей. Ресурсы:
Презентация,
памятки “Любящий родитель”, композиция «Хрустальная грусть»
План проведения
Орг. момент. Позитивный настрой.
Концентрация на свет под музыку «Хрустальная грусть».
2) Теоретическая часть
О приоритетах нравственно-духовного образования в современном мире:
Всё человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей и отношений, таким образом, имея общую судьбу и общую ответственность. Мы наблюдаем критическое состояние Человечества. Глобальные проблемы:
Индивидуальный кризис (интеллектуальный, эмоциональный, физический)
Общественный кризис (экономический, политический, культурный, семейный, образовательный)
Экологический кризис (ресурсный, природный, климатический).
Для осознания глобальных проблем современности и путей их решения первостепенную роль сыграл Римский клуб. Римский клуб - международная общественная организация. Клуб начал действовать в апреле 1968г. Президенты клуба А. Печчеи (1968-1984), А. Кинг (1984-1990), Р. Диес-Хохлайтнер (1990-2000) и др. Результаты исследований показали, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы. А прежде всего духовно-нравственные проблемы. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с материальных ценностей на ценности духовно-нравственные.
Психолого-педагогические основы программы духовно-нравственного воспитания «Самопознание»:
Принципы программы духовно – нравственного образования «Самопознания». Структура сознания. Подсознание. Сверхсознание. Для чего нужно очищать сознание. Принципы гуманной педагогики.
Аксиологические аспекты преподавания самопознания:
Существует наука «аксиология» – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
Классификация ценностей, предложенная Т.И.Петраковой. Природные ценности. Приобретённые ценности. Абсолютные общечеловеческие ценности. Связь общечеловеческих ценностей между собой и со структурой человеческой личности.
Если рассмотреть Древо Ценностей, которые положены в основу духовно-нравственной программы «Самопознание», то основа всего, всех проявлений жизни – это Любовь (вода). Любовь связывает все общечеловеческие ценности между собой. Если наши мысли будут пронизаны Любовью, они станут Истиной (корни). Когда мы вкладываем Любовь в то, что мы делаем, это становится Праведным Поведением (ветви). Когда Любовь проявляется в наших эмоциях и чувствах, то мы счастливы и пребываем в состоянии Внутреннего Покоя (цветы). Эту Любовь поддерживаем в течении всей жизни и приходим к такому идеалу как Ненасилие (плоды).
Роль родителей в воспитании мальчиков и девочек:
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро. Воспитание в сотрудничестве. Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющих на характер детей.
Излишняя опека (ребёнок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)
Излишняя уступчивость (делает ребёнка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)
Излишняя тревога (делает ребёнка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)
Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)
Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании).
Роль матери в воспитании ребёнка:
«Духовный учитель в десять раз важнее обычного учителя, отец в десять раз важнее духовного учителя. А мать в тысячу раз важнее отца» восточная мудрость.
Процветание в доме зависит также от женщины. Если вы хотите, чтобы в доме было богатство и процветание, для этого надо сделать так, чтобы семья не жила только для своих внутренних интересов. Будет много друзей, люди также будут хотеть вам помочь.
Это начинает развиваться со стола. Если в семью принято приглашать просто кого-то на обед, кормить кого-то, угощать, давать милостыню нищим, это значит, что семья будет процветать.
Если семья живёт корыстно, то все добрые люди отворачиваются от неё, остаются только корыстные доброжелатели, которые что-то хотят от вас для себя, а не принести вам счастье. Таким образом, бескорыстие – это основа семейной жизни для процветания семьи.
Семья для женщины должна быть священна. Это ее храм, ее школа, ее место для игр, ее политическая арена, ее поле для жертвоприношений, ее место отшельничества.
Используя способность к различению, женщина должна участвовать только в тех действиях, которые укрепляют уважение и известность ее мужа, и будет избегать действий, которые могут запятнать его репутацию.
Истинное очарование заключается в добром характере. Нравственность - это само дыхание женщины, скромность - сама жизненная сила, следование истине - ее ежедневный долг. Она должна быть готова пожертвовать даже самой жизнью, чтобы отстоять свою честь, она должна укреплять и сохранять свое целомудрие и преклонение перед мужем.
Роль отца в семье:
Мужчина – воплощение долга, мудрости и дисциплины.
Мужчине следует оберегать и защищать свою семью. Все члены семьи должны чувствовать себя в безопасности, должен заботиться и о материальном достатке семьи.
Любовь отца к сыну – делает мальчика спокойным и уверенным в себе. Отец внушает своим сыновьям понятие – честности, мужественности, твёрдости воли, справедливости и ответственности.
Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе. Отец, своей любовью и заботой о дочерях, воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жёны, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети.
Воспитание в сотрудничестве
Как завоевать послушание ребёнка?
В сердце ребёнка находится высшее Я, он интуитивно знает Истину, как бы мал он не был.
Если мама говорит неправду, то ребёнок не может слушаться.
Если папа говорит одно, а делает другое, то ребёнок не может слушаться.
Если с ребёнком лукавят, занимаются политикой, то он не может слушаться.
Если мама говорит ему быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок не может быть послушным.
Добиться послушания ребёнка невозможно без сотрудничества и работы над собой.
Любить любого ребёнка, ибо любовь есть преобразующая сила.
Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть.
Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка.
Примечание
3) Рассказывание истории (беседа)
Притча «Дело житейское»
Получил сын первую в жизни «двойку».
Пришел домой, чуть не плачет.
Увидела это мать и:
- Да ладно тебе, сынок. Не переживай! Подумаешь – «двойка»… Дело житейское!
- Получил сын вторую «двойку».
Снова переживает, но уже меньше.
А дома опять:
- Не переживай, сынок! Дело житейское…
За второй «двойкой» пришли – третья, четвертая, пятая…
Увидала мать дневник. За голову схватилась, сама чуть не плачет.
А сын:
- Да ладно тебе, мама! Ведь это же – дело житейское.
Обсуждение:
1) Что произошло с ребенком?
2) Правильно ли поступала мама?
3) Случалась ли в вашей семье такая ситуация? Какова была ваша реакция?
4) Практическая часть
Творческая деятельность в группах.2 группы по 7 человек.
На столах лежат заготовки, из которых каждая группа должна вырезать основные картинки и составить коллаж, отражающий основные принципы воспитания: 1 группа – мальчиков, 2 группа - девочек.
Презентация работы групп. Групповое пение.
Э. Асадов «Берегите своих детей»
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родных скатились.Если валит усталость с ногСовладать с нею нету мочи,Ну а к Вам подойдет сынокИли руки протянет дочка.Обнимите покрепче их,Детской ласкою дорожитеЭто счастье! короткий мигБыть счастливыми поспешите.Ведь растают как снег весной,Промелькнут дни златые этиИ покинут очаг роднойПовзрослевшие Ваши дети.Перелистывая альбомС фотографиями детства,С грустью вспомните о быломО тех днях, когда были вместе.Как же будете Вы хотетьВ это время опять вернутьсяЧтоб им маленьким песню спеть,Щечки нежной губами коснуться.И пока в доме детский смех,От игрушек некуда деться,Вы на свете счастливей всех,Берегите ж, пожалуйста, детство! Домашнее задание. Семейный просмотр и обсуждение видеофильма о воспитании детей, основанном на общечеловеческих ценностях.
Заключительная минута собрания. Под приятную музыку оценить важность воспитания дочерей и сыновей и свою роль в семейном воспитании.