Классный час в 4 классе. Этическое воспитание. Разработка Тема: «Как себя вести» (практикум по культуре поведения)
Классный час в 4 классе. Этическое воспитание. Разработка
Тема: «Как себя вести» (практикум по культуре поведения)
Цели и задачи классного часа
— Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
— усвоить основные правила поведения в театре, транспорте, в гостях.
Подготовительная работа
Классный руководитель должен заранее предложить учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая готовит:
— выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;
— инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;
— цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума.
Предварительно выбирается ведущий.
Оборудование классного часа
Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.
Ход классного часа
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит...
Классный руководитель предлагает детям посмотреть игровые ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое такое правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.
Итак, спектакль начинается...
Игровая ситуация: «В театре»
1-я игровая миниатюра: «В театральном буфете».
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почащеТеатральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова, на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль,
Не просите билеты
На балкон и в партер.
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Учитель предлагает учащимся краткую беседу: «Зачем нужен в театре буфет?»
2-я игровая миниатюра: «Свет в зале погас. Идет спектакль...»
У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрев на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.
Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.
В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.
Возможные правила поведения в театре:
— Предъяви билет контролеру при входе в театр.
— Если это необходимо, то верхнюю одежду сдай в гардероб.
— Пройди в зал и сядь на указанное в билете место.
— Веди себя прилично, не мешай зрителям громким разговором или излишними эмоциями.
— Во время антракта можно посетить буфет, но приносить в зал пирожное нежелательно.
— По окончании спектакля выйди из зала, не мешая другим зрителям.
Игровая ситуация: «В транспорте»
3-я игровая миниатюра: «На автобусной остановке»
Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера:
Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать.
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо себя вести на автобусной остановке?
4-я игровая миниатюра: «В автобусе».
У классной доски стоят шесть стульев в ряд, условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в «автобус» запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.
Возможные правша поведения в транспорте:
1. При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).
2. Если есть свободное место, спокойно займи его.
3. Уступай место пожилым людям и женщинам.
4. Если ты с девочкой, предложи ей место.
5. В транспорте громко не разговаривай с друзьями.
6. Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.
Игровая ситуация «В гостях»
5-я игровая миниатюра: «В гостях».
Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман.
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать.
Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.
6-я игровая миниатюра: «Васечкин принимает гостей».
У доски стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.
Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.
Возможные правила поведения в гостях:
1. При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.
2. Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».
3. Подарок обычно дарят при входе в помещение.
4. В гостях вести себя необходимо скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.
5. За столом надо вести себя скромно, соблюдая правила этикета.
6. Со взрослыми следует вести себя уважительно, обращаясь на «вы».
Подведение итогов классного часа
В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина.
В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Еще раз все вместе повторяют правила поведения. Детям предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила.
Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.
Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.