Мероприятие на тему: Нравственное и этическое воспитание в школе.


Нравственное и этическое воспитание в школе.
"Жизнь скучна без нравственной цели - стало быть,надо для жизни нравственное занятие".Ф.М. Достоевский
Цель: уточнить характер отношения детей к предметам,созданным трудом человека,
поддерживать социально одобряемые представления детей о них.
Учебно-воспитательная система школы направлена на:
- формирование у детей желания и готовности к нравственному и физическому самосовершенствованию и саморазвитию, уверенности в самом себе и успехе в достижении цели, потребности в здоровом образе жизни;- формирование у детей миропонимания, основой которого является понимание культуры России и культур других народов;- воспитание гражданина России;- признание приоритета нравственных основ жизни.
Полноценное формирование личности человека, как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования.Занятия по нравственности проходят не только в форме бесед. Учителя используют активные методы обучения: познавательные игры, инсценировки, творческие работы, просмотры видеосюжетов, проектную деятельность.Нравственное образование осуществляется через систему обучения и воспитания (через предметное обучение, спецкурсы, проектную деятельность, дополнительное образование, краеведческую работу, внеурочную деятельность).
Созданным трудом человека, поддерживать социально одобряемые представления детей о них.
Почему необходимо беречь книги, вещи, школьное имущество?
Книги что они для вас значат?
Как ты относишься к своим личным вещам: одежде, инструментам?
Сиди за партой спокойно, не вертисьСидит за партою Лисица,Но ей спокойно не сидится:Она то шубку поправляет,То время по часам сверяет,То обернётся посмотреть,Что пишет в дневнике Медведь.Вся извертелась, искрутиласьИ ничему не научилась.Вот потому-то, как Лисица,Вам отвлекаться не годится.
(Устарханова Р).
Учителя в школе учат детей читать, писать ,считать, думать приобщать учащихся к достижениям науки, искусства. Учитель и книга помогают узнать законы жизни общества и природы, именно в школе продолжаются и развиваются нравственные традиции. По тому, как человек относиться к своей школе, судят его нравственной культуре, его духовном мире. Так учитель помогают детям задуматься над вопросом « Что значит в их жизни школа?» и прийти к выводу, зачем они приходят в школу каждый день (кроме выходных )в течении одиннадцати лет.
Школа - это не только учителя и товарищи; это классы, уютные чистые, это двор где есть посаженные деревья, кустарники, клумбы с цветами. Прежде всего надо беречь то, что уже есть в школе.
На вопрос: Какие качества человека являются причиной варварского обращения со своими школьным имуществом, со школьными принадлежностями ?Составленные с учетом возрастных особенностей школьников, эти пособия учат постепенно постигать основы этики, морали, чтобы для детей, подростков и молодежи "не были пустым звуком такие слова, как "долг, честь, совесть, любовь". Они заставляют подрастающее поколение "задуматься не только над своими собственными поступками", но и о "взаимоотношениях в семье, с друзьями, в школе, с незнакомыми людьми". Об этом написал Сергей Владимирович Михалков в "Предисловии" к учебникам, и в правдивости этих слов сможет убедиться каждый, кто возьмет в руки эти учебники.
Береги школьные учебникиГлавный помощник в учёбе – учебник.Он молчаливый и добрый волшебник,Знания мудрые вечно хранит.Ты сбереги его праздничный вид!Сразу в обложку его оберни,Ручкой не пачкай, не рви и не мни.Славный учебник научит всему –Будь благодарен за это ему!
(Абулакова Х.)
Можно с уверенностью сказать, что только НЕПРЕРЫВНОЕ, ПОШАГОВОЕ, СИСТЕМНОЕ претворение в жизнь нравственного образования в качестве "обязательного компонента общего среднего образования" может что-то изменить в существующем ныне трагическом кризисе нравственности, охватившем наше общество.
Безусловно, нравственное воспитание всегда проводилось и проводится в школе: образование не могло и не может быть безнравственным, иначе бы это было анти педагогикой! Безусловно, каждый урок в школе, каждое мероприятие, каждый классный час - это нравственное воспитание! Но, тем не менее, нравственное ВОСПИТАНИЕ до нынешних дней проводится, в основном, на уровне педагогической интуиции, эмпирически. И мы это должны признать и приветствовать как альтернативу такой бессистемной работы - эксперимент, позволяющий открыть широкую дорогу полномасштабному и системному внедрению в школы нравственного ОБРАЗОВАНИЯ.
Взаимосвязь нравственного и эстетического образования
Любая школа заинтересована в том, чтобы ее выпускники выходили в жизнь не только с богатым багажом знаний, но и были наделены лучшими нравственными качествами. Для этого необходима определенная модель обучения и воспитания в школе, в центре которой находится личность с ее индивидуальностью, неповторимостью черт.
Основной принцип, который лег в основу деятельности педагогического коллектива - это создание условий для реализации идеи нравственного развития и воспитания личности учащегося, выпускника школы. При этом деятельность коллектива направлена на создание целостной системы образования и воспитания учащихся.Школа работает над проблемой формирования нравственной среды в рамках культуры и традиций своего народа и страны.
Этика и эстетика в образовательной и воспитательной среде нашей школы непосредственно связаны друг с другом. Этика изучает функции морали, проблемы, связанные с определением смысла жизни, пониманием природы существования человека и безусловных ценностей, к которым принадлежит добро, истина и красота.
Эстетика занимается исследованием эстетического бытия человека, в частности, зарождением и развитием эстетического чувства. При этом этика играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства как составной части предмета эстетики.
Этическое обучениевключает курс "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий добро, зло, правда, честность, справедливость и др., а также в процессе изучения правил поведения.
Нравственные понятия, нравственные принципы и идеалы становятся в этом возрасте более зрелыми. Основные темы обсуждений: взаимоотношение человека с миром, человека с человеком (актуальная тема для старшеклассников - тема любви), человека с обществом (тема патриотизма) и др.
В нашей стране школа остается важным центром, где сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей. Поскольку одна из основных задач школы - нравственное формирование личности, то в основе образовательной деятельности должен быть единый подход к выбору методов, форм, средств обучения для формирования нравственных качеств личности, и в этом нашему педагогическому коллективу, безусловно, помогает связь двух экспериментальных площадок: "Нравственное образование" и "Художественно-эстетическое образование".

Дидактические материалы

Задания
Предложи как исправить ситуацию
Ты пришел в класс, сел за парту, посмотрел по сторонам и увидел, что на парте написаны имена несколько ребят, а еще один твой одноклассник рядом с надписью старательно выводить свое имя.
Заставить мальчика стереть надпись
Написать рядом свое имя.
2.Закончи предложения:
Бережное отношения к вещам - это _____________
Бережливый человек – это такой человек, который _______________
Прочитай стихотворение и назови основное правило, в нем заключенное.
Береги школьное имуществоВолчонок в классе развлекался,На стуле без конца качался,На стенах мелом рисовалИ дверь ногою открывал.Его ребята окружили,Волчонку строго объяснили:– Нам школа – это дом второй,Всему здесь учат нас с тобой,И мы беречь её должны –Нам хулиганы не нужны!
( Магомедов Г.)
Народная мудрость
Горька работа, да сладок хлеб.
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
Что посеешь, то и пожнешь.
Без охоты нет работы.
Вопросы и задания:
Попробуйте объяснить значение каждой из этих пословиц.
Какие из них указывают на причину порчи школьного имущества?
Выступила зам. по ВР Дадабекова М.Т. рассказала об административном и уголовных кодексах. О бережном отношении как частному имуществу так и государственному. В мероприятии приняли участие родительский комитет класса.
МКОУ « Эрпелинская СОШ им. Апашева М.Д.»
Мероприятие
на тему:
«Нравственное и этическое воспитание в школе»
Провела кл. рук. 7 класса
Абдулаева З.Т.